Персона-2018
Забайкальский край
Редакторы «Чита.Ру» Екатерина Шайтанова и Андрей Козлов собрали свой топ людей (и не только) года. Руководствовались собственным здравым смыслом.
Наталья Жданова - экс-губернатор Забайкалья
2018-й безусловно был самым сложным годом в жизни Натальи Ждановой, которую после провальных выборов в сентябре попросили освободить должность. Даже в этот момент она осталась собой – записала, кажется, неожиданное для Кремля и наполненное обидой видеообращение, из которого всей стране запомнилась удивительная фраза про то, что она – Жданова – всех прощает. Наталья Николаевна финалом своей работы доказала, что администрация президента страны, всё же, не готова терпеть откровенно неэффективных руководителей регионов, и в этом, возможно, главный результат её работы на должности губернатора.

В 2018 году Жданова пережила самое масштабное за всё время существования региона наводнение и основным результатом её работы можно считать только одну потерянную человеческую жизнь. В плюс ей можно занести и то, что она до конца оставалась собой – неуверенной в себе женщиной на должности, для которой у неё не хватало ни компетенций, ни опыта, ни каких-то особенных знаний и заслуг. И, вероятно, не её вина, что президент страны и его администрация сначала в 2013 году отдали должность губернатора предпринимателю Константину Ильковскому, а в 2016-м посадили на неё случайного человека, который не нашёл в себе сил от неё отказаться.
Александр Осипов - врио губернатора Забайкалья

Четвёртый за 10 лет руководитель региона не просто сменил на посту Наталью Жданова, а привёз в Читу принципиально новое видение того, каким должно быть государственное управление. Он стал единственным руководителем Забайкальского края, который начал свою карьеру на этом посту без разгона регионального правительства – даже Равиль Гениатулин в 2008-м был вынужден увольнять своих старых преданных заместителей. С именем Осипова теперь уже навсегда будет связано вхождение региона в состав Дальневосточного федерального округа.

Осипов публично громит бюрократию и бюрократов, беспощадно критикует доставшееся ему от Натальи Ждановой наследство, требует отказаться от слова «невозможно», слушать и слышать всех, кто что-то говорит, работает до 3 часов ночи и, кажется, совсем не спит, требует от подчинённых отказаться от скучных и бесполезных отчётов, работать на результат, не стесняется говорить, что нет денег и находит их в федеральных кабинетах. Результатов работы Осипова пока немного, но уже очевидно, что это – самый необычный пока забайкальский губернатор. И самый деятельный.
Манул Даша
Манул Даша в этом году стала героем большой истории, созданной директором Даурского заповедника Вадимом Кирилюком. Даша сначала жила дома - и каждый день в Facebook появлялась новая серия про неё. Как она играет, болеет, скучает, взрослеет, становится из малюхонького котёнка диким зверем. А потом кошка внезапно ушла.

Несмотря на то, что по всей территории заповедника расставлены фотоловушки, в которые попадали другие манулы, судьба Даши пока остаётся неизвестной. Но мы надеемся, что у неё всё хорошо - к жизни Даша приспособлена.
Юрий Волков - депутат Госдумы

Молодой Юрий Волков в 2016 году попал в нижнюю палату федерального парламента случайно и, кажется, неожиданно для себя. На два года его работы пришлось столько событий, сколько обычный его коллега по Госдуме не переживает за всю свою депутатскую жизнь. Волков после избрания неожиданно стал делать то, что и требуется от депутата – ездить по региону, говорить с людьми, собирать их проблемы и транслировать их на региональный и федеральный уровень, не взирая на чины и звания. Это сразу не понравилось администрации губернатора Натальи Ждановой, которая врубила все известные им рычаги, чтобы Волкова заткнуть. На него вылили ушаты помоев в готовых это публиковать региональных СМИ, после чего бросили артиллерию в виде его коллеги по партии Василины Кулиевой, устроившей ему аппаратную войну где-то в недрах Госдумы. В результате отпахавшего на ЛДПР лет 10 Волкова сначала тихо лишили поддержки регионального отделения партии, а потом довели ситуацию до уровня Владимира Жириновского и вышвырнули из неё.

Даже после этого Волков не отступился, хотя Жириновский требовал от него убраться из Госдумы. Он продолжает ездить по региону, самостоятельно вести свои аккаунты в социальных сетях, критиковать региональные власти и отдельно – региональный Минздрав и его руководителя Сергея Давыдова, давать интервью, отвечать на вопросы журналистов лично и без задержек. Да, это часто обычная говорильня, критика Минздрава выглядит неочевидной, а результаты работы Волкова довольно сложно прощупать, но Волков делает ровно то, что и должен делать депутат, основное оружие которого – слово.

Яна Жапова
Десятилетняя шахматистка из Агинского в 2018-м собрала обойму наград: выиграла первенство России, стала призёром чемпионата Европы, заняла 12-е место из 116 на первенстве мира. Получила разряд кандидата в мастера спорта.
мире.

До Яны у нас в регионе не было не то что чемпиона России по шахматам, даже окружные соревнования никто не выигрывал.
Поисковый отряд им.Кости Долгова


Отряд Кости Долгова в этом году, кажется, был сильнее, быстрее, совершенно точно - мобильнее, чем иногда полиция.

Они вместе искали маленьких детей, которых ищут всегда и немедленно, пропавших взрослых, которых ищут редко и не так интенсивно, и не сдавались, даже когда не искал уже никто, кроме родственников.

Поиски 77-летнего грибника в августе под Читой затянулись на 4 суток, но в итоге его нашли именно добровольцы.

Индира Шагдарова
Предприниматель-депутат из соседней Бурятии прорвалась в центр Читы с громадиной «Абсолюта», несмотря на сложности работы с местной властью, а также неоднозначное мнение общественности. Которая, конечно, любит низкие цены, но также любит остатки Машзавода и аллеи вокруг него.

Валентина Матвиенко
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
Руководитель верхней палаты российского парламента в 2018 году была единственным федеральным чиновником, которая вспоминала и говорила о Забайкальском крае часто и настойчиво. Вероятно, такое внимание вызвано личным знакомством Матвиенко и Ждановой, но в контексте пользы, которую спикер принесли региону, это вряд ли важно – никогда и ни один федеральный политик так много не вспоминал про наш край.

При Матвиенко в Совете Федерации прошли Дни Забайкальского края, она приезжала в Читу и нещадно критиковала Анатолия Михалёва, после чего транслировала эту критику на федеральный уровень. Она поднимала тему тёплых туалетов в забайкальских школах, сражалась за деньги для строительства шестого рудника в Краснокаменске, просила оказать Забайкальскому краю помощь в замещении коммерческих кредитов дешёвыми бюджетными, волновалась по поводу поджогов и вырубки лесов в регионе, корректировала повышение тарифов в Краснокаменске, обеспечила выделение 2,5 миллиарда рублей на реконструкцию драмтеатра, помогала в устранении последствий наводнения.
Коробков

Валентин Коробков в своём почти крестовом походе к сердцу Ольги Бузовой дошёл до Рима. Говорит, что шёл 300 километров, ночевал где придётся, был бит, голоден, но всё равно влюблён.

Читинец был одним из немногих участников шоу, поведение которых можно было назвать мужским. Говорил что думал, в интриги не включался, где надо, робел, где не надо робеть - настаивал, чтобы Бузова постирала ему рубашку.


Анатолий Михалёв - хозяин города
Никогда ещё за долгие годы своей карьеры Анатолий Михалёв не подвергался такой ожесточённой критике, как в 2018 году. Его критиковали или открыто ненавидели все – губернаторы, министры, обычные граждане, даже председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко – сначала в Чите, а потом несколько раз из Москвы. Над ним смеялись, его разбирали на запчасти, возили в грязи в социальных сетях и журналистских текстах. Под конец года против Михалёва даже проводили митинги – такого в городе не было со времён Александра Седина, который управлял мэрией в конце 90-х.

Критика Михалёва во многом обоснована – мэр явно засиделся в своём кресле, превратил городскую администрацию в подчинённый лично ему клан не всегда чистоплотных чиновников, сделал нормой наличие уголовных наказаний в биографиях своих подчинённых, погрузил город в пучину помоек, допустил фактическое уничтожение того, что принято называть городской средой. Часто критики выходили за рамки приличия. Например, во время наводнения была выдумана и растиражирована история про то, как Михалёв якобы спасал от потопа свою дачу, краевая власть все – в том числе собственные – грехи во время наводнения ловко свалила на городскую администрацию, осенью Михалёва поймали якобы спящим на встрече с полпредом президента в Сибирском федеральном округе – об этом писали даже федеральные СМИ.

История с наводнением показала, что Михалёву давно пора уходить – у него просто не хватает сил на то, чтобы тянуть это огромное и сложное хозяйство, и 2019-й должен стать последним годом нахождения мэра у власти. Ну а пока можно позавидовать той упёртости, с которой кажущийся вечным Михалёв держится на своё кресло.