«Я стала им как вожатая»
Молодые учителя Читы о детях, соцсетях, зарплатах и престиже профессии.

«Однажды на уроке я спорила с шестиклассником, что Антарктиды не существует. Подсмеивалась над ним и говорила: «Малыш, Антарктида - это та, что утонула». Все молчали. А в его глазах я видела перестройку мира.
- И что потом?

- Через две минуты поняла, что путаю Антарктиду и Атлантиду. Эта ситуация напомнила мне, что все могут ошибаться, но нужно вовремя признать свою ошибку, и это нормально. А ещё я поняла, насколько сильно моё слово влияет на жизнь другого человека. Речь сейчас даже не о фактологических ошибках. Любое слово может запасть в голову и сердце. И неизвестно, что из этого выйдет, - рассказывает молодой читинский учитель Анна Тарасова.
«Чита.Ру» поговорило с молодыми учителями о престижности профессии, которую почему-то принято отрицать. О зарплате, которую все называют смешной. О детях, считающихся «очередным потерянным поколением». О том, дружат ли они в социальных сетях со своими учениками и позволяют ли выставлять фотографии в купальниках или с бокалом вина.
Анна работает учителем английского и китайского языков в Забайкальском краевом лицее-интернате второй учебный год. Ведёт 30 часов в неделю и классное руководство. Шутит, что под своё имя - Анна Степановна - и подбирала профессию. Звучит!

На самом деле, в педагогический вуз она пошла осознанно. Детское желание плюс родители учителя. И никакой привязки к тому, что сейчас быть учителем якобы немодно, тяжело, неблагодарно.

Доказывает, наоборот, классно и перспективно.

«Учительство - это то, что я хочу и могу. И, конечно, эта профессия, которая полезна миру. Ни секунды не жалела о своём выборе, даже когда я самый усталый человек на Земле. Рада, что выбрала эту работу, и знаю, она мне идеально подходит», - говорит Анна.

Работать в лицей устроилась случайно. Срочно был нужен учитель иностранных языков, а она только окончила вуз и была на хорошем счету у преподавателей. Её порекомендовали. На крыльях летела на собеседование. Прошла. Сразу взяла большую нагрузку — 30 часов и классное руководство. Но загрустила.

«Из-за того, что дали шестой класс, казалось, они никогда не будут моими. Ведь их в пятом классе вела другая учительница, которую они любили и боготворили. Она уехала в Америку, и пришла я. Надо было выбрать формат наших отношений. Я стала для них как вожатая. Меньше строгости и больше доверия. Дистанция, конечно, есть, но короче, чем просто между учителем и учениками. Я решила быть ближе к ним, чтобы помочь меня принять», - рассказывает Анна Степановна.

Первый год работы стал медовым: было здорово чувствовать себя частью сплочённой команды единомышленников, видеть пример профессионализма коллег, интерес и мотивацию учеников. Нравилось абсолютно всё. Да и сейчас нравится. Но признаёт, работа в школе — ежедневный вызов и огромная ответственность. Тем более сейчас, когда роль учителя кардинально изменилась.

«Привычные авторитетные и авторитарные учителя уходят в прошлое. Сейчас учитель не первоисточник информации. Любую информацию можно найти в других источниках. У учителя больше нет миссии выносить на подносе священные знания», - говорит она.

Уточняет, что детям сейчас нужен человек, который поможет разобраться, где правильно, а где неправильно: «Востребована роль учителя-проводника, а не дарителя и давателя».

Дети как раз должны в вопросах, общении и даже дискуссиях находить верные решения, слышать разные точки зрения, советоваться с учителями. И, по словам Анны Степановны, они с этим справляются. Называет своих учеников удивительными.
«Может быть, это эффект лицея, потому что они все мотивированы на учёбу. Но меня всегда поражает, что, имея один вектор на развитие, — физику, химию, информатику или другую дисциплину - они и по остальным предметам отлично учатся. Стремятся к знаниям. Мы такими не были. Решили, что дальше будем заниматься иностранными языками — и всё. Курс на языки. Остальное по остаточному принципу», - говорит учитель.
Двойки она не ставит. Вернее, предупреждающие — карандашиком.

«Повторюсь, мне повезло с детьми. Они ответственные и адекватные. И я адекватная. Понимаю, что у них миллион заданий по физике, химии, биологии и ещё я со своим китайским, чтобы написали мне иероглифы по 27 строк. И, когда они не приносят мне домашнее задание вовремя, ставлю двойку карандашом. Но они потом всё равно приносят», - улыбается она.
Считает, что подростковый возраст у детей сейчас начинается раньше, и здесь важно, особенно классному руководителю, быть родственником в школе, который поможет, заступится, разберётся: «Дети в этом возрасте ещё не понимают, какую роль они себе могут выбрать, и уже не доверяют безусловно авторитету родителей. Им очень страшно и сложно. Поэтому и ведут себя странно. Не потому, что хотят нам навредить. Им нужно помогать, оберегать со всех сторон, окружать заботой и вниманием».
Своё присутствие в социальных сетях она строго регламентировала.

«У меня есть страница «ВКонтакте». В друзьях есть мои ученики и родители. Это удобно. Что-то быстро решить, создать чат и поговорить. Но в Instagram моя страница закрыта на замок. Там только близкие и друзья. Вне зависимости от профессии я бы так же ответственно подходила к ведению социальных сетей: что-то — для общего обозрения и учёта, но что-то — только для глаз/ушей и суда семьи и друзей», - уточняет она.

Нашумевшую историю, когда учительницу, которая занималась моржеванием, уволили из школы за фото в соцсетях в купальнике, Анна считает недопустимой.

«Учителя — люди, которые могут участвовать в акциях, мероприятиях, выражать свою позицию. При этом любой взрослый человек независимо от профессии должен придерживаться норм морали. Фото в купальнике допустимо до того момента, пока не нарушает чьих-то прав. В данном случае ничьих прав оно не нарушало», - объясняет Анна.

Соглашается, что раньше, действительно, было по-другому: увидеть своего учителя даже в кинотеатре казалось диким.

«Что она тут делает? Она должна быть только в школе. Это же человек-школа. Какое кино? Сейчас, наоборот, дети хотят видеть в учителе человека. Почему это нельзя показывать в социальных сетях? Они узнают меня как человека, им становится легче общаться со мной и изучать мой предмет», - заключает она.
Учебная нагрузка у Анны солидная. Помимо обычных уроков, много времени уходит на подготовку.

«О, как же я сначала обрадовалась, что мой рабочий день заканчивается в 16.00. Думала, я счастливчик! У всех — в 18.00, а у меня — в 16.00. Но как же я ошибалась. В 16.00 заканчиваются только учебные занятия, а дальше — гигантская подготовительная работа. Это проектная деятельность с детьми, подготовка к урокам и самообразование. Я прохожу много онлайн-курсов, чтобы оставаться грамотным и компетентным специалистом», - рассказывает Анна.
Уровень своей зарплаты считает достойным: «Молодые учителя получают далеко не копейки, есть доплаты, зарплата зависит и от количества часов. Но, конечно, трудозатрат больше. И здесь без любви к своему делу, наверное, сложно продержаться».

Но она любит. Своих учеников с 5-го по 9-й. Свой класс, где, к слову, 19 мальчиков и только пять девочек. Свою профессию учителя, без всякого сомнения, что могло бы быть по-другому. С завидной уверенностью, что через 10 лет она останется в школе и в Чите. И этого уже так много.
«Мне хочется делиться своими наработками и знаниями. И учиться у опытных учителей. Одно дело - теория педагогики, а другое - на практике удерживать 40 минут внимание 25 учеников. Было бы отлично, если бы у нас в городе проходили встречи учителей, тренинги, семинары. Самой что ли инициировать?»
Екатерина Долженкова поёт, печёт и занимается кроссфитом. Но это во вторую очередь. В первую — она молодой учитель. Преподаёт иностранные языки в параллели 6-8 классов в гимназии №12.

Катя ещё и студентка. В этом году она оканчивает университет, сдаёт ГОСы и защищает диплом. Решила, что учебной нагрузки недостаточно, пора действовать и осваивать любимую профессию на практике.

«Утром — я студент, а после обеда — учитель. Первый урок помню с трудом. Но, конечно, было волнение, как меня воспримут, какой мне быть — строгой или доброй. Как держать авторитет и при этом не создать себе имидж злой и авторитарной. Всё-таки я держу линию строгости. Если начать с детьми дружить, они не видят грани между учителем и учеником», - объясняет Екатерина, всё-таки, Александровна.
Она, кстати, единственная из своей группы, кто сейчас работает в школе и планирует оставаться. Хотя признаётся, что быть учителем — не детская мечта. Так сложились обстоятельства. Поездки заграницу, способности к языкам, учёба в языковой школе. Но когда встал выбор пойти на лингвиста или преподавателя, выбрала второе.

«Где-то промелькнуло, а вдруг захочу быть учителем, почему нет», - говорит она.
Эти несколько месяцев работы в школе для неё не были лёгкими. Даже случались периоды выгорания и тайной учительской радости: «Ещё неделька, и каникулы».

«За каникулы удавалось восстановиться. Всё обдумать и идти дальше. Сложнее всего даже не нагрузка, у меня она пока небольшая - 16 часов. Другое — общение с детьми, дисциплина, как удержать детское внимание», - уточняет Екатерина.
Двойки Екатерина Александровна ставит, но родителей в школу пока не вызывала.

«Убегали как-то мальчишки с уроков. Но с помощью директора удалось это пресечь. В первой четверти я боялась поставить даже тройку. Во второй - двойку за четверть. Но это только в случае, когда ребёнок совсем не учится. Не делает ничего — домашние задания, диктанты, не работает на уроке. Но двойки сейчас не мотивируют на учёбу, как это ни странно», - говорит она.
Отмечает, что уровень зарплаты молодых учителей, наоборот, мотивирует работать в школе: «Я не могу сказать, что учителя получают гроши. Конечно, у меня сейчас небольшая нагрузка, ещё же учёба. Но на полной ставке зарплата хорошая. Есть разные надбавки, коэффициенты. Плюс сейчас работает программа «Земский учитель», которая тоже может привлечь в профессию, в том числе и выпускников вузов».
На главной фотографии своей страницы «ВКонтакте» она с микрофоном в руках. Музыкой занимается с раннего детства. Окончила центральную детскую музыкальную школу по классу фортепьяно и вокала. Побеждала на региональных вокальных конкурсах и даже участвовала в телевизионном вокальном конкурсе «Новая звезда» на телеканале «Звезда» в Москве.

«Помню, зашла на урок, а мои шестиклассники смотрят на меня особенно. Прямо чувствуется какой-то повышенный интерес, как будто что-то хотят сказать и не решаются, но между собой шепчутся. Потом не выдержали: «Екатерина Александровна, а мы видели вас. Нашли видео в интернете, где вы поёте. Вы так хорошо поёте». Я не вижу в этом ничего страшного, что они знают о моих увлечениях и им хочется об этом поговорить», - рассказывает она.
В друзьях «ВКонтакте» у Екатерины много учеников, и это тоже, по её словам, норма времени.

«Как только дети нашли меня в социальных сетях, посыпались заявки дружить. А потом вопросы: «А какое у нас домашнее задание?». Но я несколько раз ответила, что лучше смотреть в дневник, и они перестали спрашивать. У меня на странице есть фотографии тортов и пряников, которые пеку в свободное время. Это моё увлечение. Как-то выложила свою песню. Конечно, ученики всегда это лайкают, потом могут обсудить», - говорит она.
Соглашается, что детям интересно видеть в учителе живого человека. Почему бы и нет?

«Я не могу сказать, что ограничиваю себя в ведении социальных сетей. Думаю, даже если бы не была учителем, у меня было бы на страницах то же самое. Времени постоянно выкладывать фотографии, участвовать в онлайн-дискуссиях не хватает», - улыбается Екатерина.
Она пока сомневается, брать ли на будущий год классное руководство и сколько вести часов, замахиваться ли на преподавание в выпускных классах. Но то, что она в школе надолго, бесспорно.