Варвара лебедева
Готовы нести службу: кто и как охраняет в Забайкалье объекты «Норникеля»
Служба охраны объектов «Норильского никеля» по Забайкальскому краю отметила пятилетний юбилей. Откуда берутся, как живут и трудятся люди в организации, чем удивляет Быстринский ГОК, каким был первый «бой» нового охранного предприятия — это и многое другое рассказали нам генеральный директор организации Дмитрий Бова и его заместитель по службе Максим Шишкин.
Специализированные охранные службы отвечают за безопасность большинства активов российской горно-металлургической компании «Норильский никель» в Москве, Норильском промышленном районе, Мурманской области, Красноярском крае и в Забайкалье.


Тогда и сейчас
Частная охранная организация (ЧОО) «Служба охраны объектов «ГМК «Норильский никель» по Забайкальскому краю» начала свою деятельность 14 октября 2015 года. Шла активная фаза строительства Быстринского горно-обогатительного комбината (ГОК) и других промышленных объектов, поэтому необходимо было создать работоспособное подразделение, готовое обеспечить те объёмы и качество охраны, которого требовали акционеры «Норникеля».

Спустя 5 лет руководство забайкальской службы охраны отмечает, что организация не уронила планку в дисциплине, ответственности, надёжности. Высокие требования предъявляются ко всему: отбору и обучению персонала, техническому оснащению, этике и уставу. Служба и люди, которые её формируют, поддерживают сбалансированные отношения: за добросовестную работу следует достойная отдача, а нарушения трудовой дисциплины караются по всей строгости.

«Наша служба — один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в сфере охраны в Забайкальском крае. За более чем пятилетний период не было ни одного случая задержки заработной платы», — подчёркивает генеральный директор Дмитрий Бова.
Становление службы происходило 5 с лишним лет назад, когда существовало только небольшое подразделение охраны. В 2017 году увеличился объём работ, одновременно готовился к вводу в эксплуатацию Быстринский ГОК. Поэтому руководство организации приняло решение сформировать в Чите спецподразделение — группу быстрого реагирования (ГБР).

«На первых этапах нам в техническом и методическом плане очень помогли специалисты из Москвы. А затем вопрос был в том, где и каких людей брать в ГБР. Старшим группы стал Максим Шишкин. Бывшие офицеры, омоновцы, собровцы составляют 80% подразделения. Эти люди всю жизнь отдали службе, прошли горячие точки, имеют награды и боевой опыт, они психологически и физически подготовлены ко всем задачам, которые на нас возлагаются», — рассказывает Дмитрий Бова.
Боевое крещение
Читинская ГБР передвигается на новых внедорожниках повышенной проходимости Toyota Land Cruiser Prado, а для спецмероприятий по охране и сопровождению ценных грузов используется бронеавтомобиль «Тигр» военного образца. Сейчас в группе 10 человек и руководитель — Алексей Амосов.

«Первое боевое крещение группы произошло буквально через месяц после её организации, в 2017 году. Была задача: взять под охрану только что построенную железнодорожную ветку Нарын — Газимурский Завод протяжённостью 223 километра. Именно по этой ветке сейчас транспортируют концентрат к местам переработки. А тогда она охранялась неорганизованно, людей месяцами не снимали с вахт. Мы в кратчайшие сроки развернули охрану объекта, каждой станции и разъездов. Для проведения основных охранных мероприятий направили читинскую ГБР в полном составе, пока за месяц подготавливали и оснащали штат. Мы сразу взялись за дело хозяйской рукой», — вспоминает Дмитрий Бова. По его словам, сейчас этот участок железной дороги охраняет другое предприятие.

В том же 2017 году на запуск Быстринского ГОКа из Москвы приехало руководство компании «Норильский никель». Читинская ГБР приняла участие в общих охранных и организационных мероприятиях в присутствии членов правительства Российской Федерации, руководства края и должностных лиц «Норникеля».
Служба изнутри
В Чите работают центральный офис службы и круглосуточно действующая группа быстрого реагирования. Административный персонал офиса состоит из специалистов по материально-техническому обеспечению, охране труда, лицензионно-разрешительной работе. Также в его составе кадровая служба, финансовый блок, юрисконсульт. Все они прошли обучение в головном офисе в Москве, периодически выезжают для обмена опытом на объекты «Норникеля» в другие регионы России.

Под охраной службы находится база ООО «Востокгеология» — один из активов «Норникеля».

Основные силы службы действуют в Газимуро-Заводском районе, где располагаются производственные мощности «Востокгеологии» и все объекты Быстринского ГОКа.

В систему охраны входят контрольно-пропускные пункты (КПП) на въездах в ГОК и выездах из него, а также внутренние посты на разных производственных объектах. Действуют и мобильные подразделения: ГБР и группы автомобильного патрулирования (ГАП), которые курсируют по территории Быстринского ГОКа по своим заданным маршрутам.
«У нас есть всё: от кнопочного телефона до спутниковых систем навигации»
«Быстринский комбинат — большое современное предприятие, которое изначально проектировалось и строилось по новейшим технологиям. Все процессы по максимуму автоматизированы, это относится и к охране. В 2017 году на базе Быстринского ГОКа проводилось общее совещание всех охранных структур компании «Норильский Никель». Тогда к нам приехали в командировку коллеги из других регионов и удивились, насколько всё новое и высокотехнологичное, хотя многие объекты ещё только строились и не были введены в эксплуатацию», — рассказывает Дмитрий Бова.
Сердцем охраны ГОКа можно считать группу управления нарядами или 13-й пост, как персонал его называет между собой. Сюда стекается вся информация: с камер видеонаблюдения, охранной сигнализации объектов, здесь же легко отследить маршруты движения автомобилей ГАП и ГБР.

«Система видеонаблюдения дублируется на постах охраны. Здесь двойной и даже тройной контроль, сюда практически невозможно несанкционированно проникнуть», — уверен генеральный директор.

На территории Быстринского комбината курсируют несколько экипажей ГАП и ГБР. В соответствии с инструкцией за каждым экипажем закрепляется маршрут патрулирования территории ГОКа. Их основная цель — реагировать на тревожные сигналы, поступающие на 13-й пост.

«Основное отличие в том, что ГАПы двигаются по заданным маршрутам, а ГБР выезжают точечно на отдельные события — срабатывание охранной сигнализации, попытку несанкционированного проникновения на объекты и так далее», — объясняет заместитель генерального директора Максим Шишкин.

Во время массовых мероприятий на комбинате — спортивных соревнований, празднования Дня металлурга, киновечеров — ГАПы привлекаются к охране имущества заказчика. Команда ГБР сопровождает руководство компании «Норильский никель» во время командировок по Забайкальскому краю, а также готовую продукцию ГОКа при её транспортировке.

Группы экипированы специальными средствами, вооружением, всеми видами связи, ноутбуками. Передвигаются они на внедорожниках Toyota Fortuner, Land Cruiser Prado и бронеавтомобиле «Тигр».
Кто они — люди службы?
Объявления о вакансиях в службу охраны «Норникеля» публикуются в открытом доступе, в первую очередь на «Чита.Ру». Кандидаты проходят строгий отбор. Начальный этап — собеседование с инспектором отдела кадров и одним из заместителей генерального директора. Так отсеиваются те люди, которые не приспособлены для подобной работы, не готовы брать на себя ответственность.

Затем претенденты проходят тестирование у психолога. Это позволяет определить личностные качества, склонность к той или иной деятельности, эмоциональную устойчивость. По результатам психологического отбора с кандидатами беседует генеральный директор.

«Благодаря своему опыту я иногда вижу, будет человек работать или нет, как только он входит в дверь», — шутит Дмитрий Бова.

Принимают в службу кандидатов с удостоверением охранника и разрядом от четвёртого. Работа ведётся сменами месяц через месяц. В охране «Норникеля» трудятся люди из Забайкальского края и других регионов — например, из Бурятии и Амурской области.

Сменная команда из 90 человек формируется в Чите, проходит первоначальный инструктаж и автобусами с сопровождением ГБР отправляется на ГОК. До прибытия на место охранники не знают, кто на каком посту будет работать. Распределяют их уже на самом ГОКе.

«Ротация между постами нужна, чтобы исключить варианты возможного сговора и коррупции между охранником и людьми с объектов. Когда человек стоит на одном посту, у него глаз замыливается, он не замечает очевидные вещи. Кругом все знакомые, все друг к другу привыкли. Ротация позволяет не смешивать рабочее и личное. Мы на постоянной основе проводим воспитательную работу в коллективе», — объясняет руководство службы.

Живёт персонал по 4 человека в модульных вагончиках и неблагоустроенном общежитии. Рабочие смены длятся 12 часов, питаются охранники в основном в столовой — условия отчасти спартанские. В планах переселение штата в благоустроенный жилой комплекс.

С начала пандемии COVID-19 строго соблюдаются меры по предупреждению распространения вирусной инфекции. Перед отъездом на объект охраны персонал смены размещается в гостиницах Читы в одноместных номерах, проходит тестирование на коронавирус и соблюдает установленный карантин. На ГОКе каждый работник службы охраны обеспечивается средствами защиты. Инструктажи проводятся на улице или в помещениях малыми группами.

Дмитрий Бова рассказывает о серьёзной служебной подготовке охранников: «Мы постоянно отрабатываем разные внештатные ситуации, которые могут возникнуть на постах охраны. Проводим учения, чтобы любой наш работник, начиная от простого охранника и до руководителя, знал алгоритм: кому доложить, куда выдвинуться, кого подключить дополнительно, где запросить помощь, как оформить. Берём, например, специально обученного человека, его задача — попытаться проникнуть на объект. Никто из работников не знает, кто это будет. Наблюдаем, как действуют охранники. Потом проводим разбор полётов, даём время исправиться, устраиваем контрольный срез. Если люди усвоили, то начинаем отрабатывать другую схему».
Работа для достойных
Дмитрий Бова и Максим Шишкин согласны: это не просто работа, это несение службы. Люди, которые хотят быть в охране «Норникеля», должны обладать завидным здоровьем и крепкой психикой — ведь трудиться придётся в суровых условиях, по 12 часов проводить на ногах, проявлять внимательность и дисциплину. Через некоторые КПП за сутки может пройти порядка 500 автомобилей, и каждый из них нужно должным образом осмотреть.
Строго соблюдается протокол общения между охранниками и должностными лицами, существует особая процедура личного осмотра. Нужно опрятно выглядеть, с честью носить специальную форму одежды службы охраны. Необходимо уметь разговаривать культурно и сохранять спокойствие в случае стрессовой ситуации.

Для тех, кто готов добросовестно трудиться, соблюдать установленные в организации правила, есть все условия карьерного роста: начать можно с простого охранника, потом попасть в ГАП или ГБР и в перспективе дослужиться до начальника смены охраны. Главное — преданность своему делу и желание работать.

Организация предоставляет работникам официальное оформление трудовых отношений, командировочные, обучение, бесплатно снабжает формой и средствами индивидуальной защиты, достойно оплачивает нелёгкую службу персонала.

«Те, кто хочет у нас работать, должны знать, что самое главное — здоровье, дисциплинированность и ответственность», — подчёркивают Дмитрий Бова и Максим Шишкин.

Чтобы попасть на собеседование в службу охраны компании «Норильский никель», можно позвонить по номерам телефона или отправить резюме на электронную почту, которые указаны в карточке предприятия ниже.

Фото: предоставлены ООО ЧОО «Служба охраны объектов ГМК «Норильский никель» по Забайкальскому краю».
Просмотров: 1 522