Варвара Лебедева, Ксения Зимина
«По работе точно не скучаю»:
экономист-регионовед Юлия и её большая семья
Юлия ждала нас возле Пушкинской библиотеки — договорились прогуляться по площади Декабристов и до её дома. Оказалось, все живём в одном районе. У Юлии доброй улыбкой светятся и глаза, и всё лицо. А вокруг бегают трое детей. «Старшая не пошла, некогда», — объясняет Юлия. Да, всего у неё четверо — главное богатство, те, ради которых она оставила работу в перспективной финансовой сфере.
«Чита.Ру» и региональное отделение партии «Единая Россия» продолжает цикл из восьми историй о многодетных мамах Забайкалья. Каждая из этих женщин уникальна, каждая собственной дорогой пришла к той жизни, которая есть сейчас. Одно их объединяет, как и всех матерей — безграничный запас любви и терпения.
«Делаешь выбор из двух зол. Или уделять всё время детям, или днями пропадать на работе, а домой приходить только ужин быстро приготовить и поспать».


Юлия училась в тогда ещё Читинском государственном университете на только что созданной кафедре регионоведения. «Мы, можно сказать, первые были», — вспоминает. Закончила с целым набором специальностей: экономист, переводчик с английского, американист. И устроилась работать в Сбербанк контролёром-кассиром. (Тут мы смеёмся, я рассказываю, что тоже закончила регионоведение и начинала карьеру в Сбербанке.)

«В 2004 году родилась старшая дочка, Аня. Я 1,5 года сидела в декрете, а потом снова вышла на работу. Мне очень помогли муж Дима и наши с ним родители, особенно мои. Мы у них и жили поначалу». Юлия вспоминает, что с первым ребёнком было сложно, непонятно, что и как делать. Говорит, поддержка мужа и родных очень много значила и сначала, и всегда. Как только дочка родилась, молодые родители встали на очередь в детский сад. Тут повезло: когда Ане исполнилось два года, нашлось место в садике рядом с домом.

«Отводили и забирали муж и бабушка, я снова пошла работать и возвращалась поздно. В этот момент в Сбербанке начался переход на автоматизацию, программа вечером закрывалась долго, зависала. А я ещё попала работать в отделение в Северном, так что домой приезжала в лучшем случае в девять. Бывало, что и в десять, и в одиннадцать. Поэтому, когда появился второй ребёнок, решила уйти с работы. По ней точно не скучаю». Юлия добавляет, что многодетной семье приходится тяжело с финансами, когда работает только муж.


По тому, как льнут к Юлии дети, видно: они очень довольны, что мама выбрала их, а не работу.
На вопрос, планировали ли с мужем сразу большую семью, Юлия смеётся и отвечает, что само как-то получилось. Живут они в двухкомнатной квартире. Места, конечно, маловато. Пока находят, где разместиться, но всё равно каждому хочется свою комнату. Я спрашиваю, не планировали ли уехать из Читы или расшириться.

«Я здесь родилась, Дима тоже, хоть у него папа и татарин. Всё время живём в этом районе, родители рядом. Я не хочу никуда уезжать, мне нравится в Чите — меньше шума, меньше машин. А квартиру побольше надо бы. Дима на работе стоит в очереди: он пожарный, 20 лет уже в МЧС работает. Если там не получится, может, используем материнский капитал, хотя пока мы его отложили детям на учёбу», — отвечает Юлия с улыбкой.


Меня поражает, какое спокойствие, тепло и принятие излучает эта женщина. О любых сложностях говорит улыбаясь, не жалуется. Сразу возникает в голове фраза: «Дело-то житейское!» Хочется зарядиться таким отношением ко всем событиям и искренним ощущением тихого, мирного счастья.


Дочке Ане сейчас 16, она учится в колледже на экономиста-бухгалтера и обожает рисовать. Юлия рассказывает, что Аня год ходила в центр детского и юношеского творчества, но потом передумала. «Сказала: не интересно то, чему нас там учат. Мне даже учительница звонила — уговорите её вернуться, у неё есть способности! А я что сделаю, если ребёнок не хочет. Сейчас Аня сама смотрит уроки в интернете, рисует на графическом планшете. Людей каких-то. Вот кейпоп слушает, группу BTS, их рисует часто».
Tilda Publishing
Кристине четыре с половиной. Разговаривать и фотографироваться она стесняется, жмётся к маме и улыбается тихонько.
Как и старшая сестра, Кристина больше всего любит рисовать
Старший из братьев, одиннадцатилетний Максим, рассказывает, что Кристина мечтает завести рыбок. А сам Максим, как и шестилетний Рома, любит футбол. «Они у нас даже дома мяч гоняют. Ходят заниматься в «Локомотив». Их туда чаще всего папа водит, он у нас за спорт ответственный». На вопрос, как уживаются четверо детей, Юлия говорит: «В основном дружно живут, боен у них нет никаких. Поддерживают друг друга. И мне легче, когда их много — они могут друг с другом поиграть, отвлечься».
Мне всегда было интересно, как в больших семьях проходят обеды и ужины, умещаются ли все за столом? Юлия рассказывает, что за один присест всем не удаётся разместиться. «Едим сменами», — смеётся. Готовить привыкли на раз, чтобы сразу всё съесть. А любимого блюда одного на всех нет: каждый предпочитает что-то своё. Праздники обычно проходят весело, в гости приходят бабушки и дедушки с обеих сторон.

«Мы так дни рождения отмечаем, Новый год. Сейчас, конечно, стараемся не кучковаться».
За разговором мы добираемся до Юлиного подъезда. Двор уютным не назовёшь, дорожку возле дома ремонтируют, заливают бетоном. «Нет у нас площадки, в этом проблема. Приходится идти гулять куда-то. Тут площадь Декабристов рядом, хорошо, что в этом году её сделали — в основном, туда ходим. А летом живём на даче. У родителей участок за Каштаком, мы туда уезжаем на всё лето, живём практически безвылазно». Спрашиваю, помогают ли с огородом ребята. «Помогают немножко, поливают. Собирать урожай больше всего любят».

Юлия рассказывает, что имена детям придумывали вместе с мужем, а Максима назвала старшая сестра Аня. Тут Максим со смехом выдаёт секрет: «Ты Рому вон вообще в честь кошки назвала!» Оказывается, в семье живёт кошка Роза. Юлия однажды оговорилась и обратилась к ней «Рома». И как раз в это время все раздумывали, как назвать младшего на тот момент ребёнка. Так и стал Ромой.

На вопрос, изменилась ли жизнь из-за пандемии, Юлия на секунду задумывается, и общительный Максим вставляет: «У меня изменилась!» — «Нравится тебе дистанционка?» — морщится в ответ.

Юлия объясняет: «Для нас почти ничего не поменялось, но сыновья не могут ходить в секцию, их от этого корёжит. В школе и колледже занятия по видео не проводят, просто присылают задания. Так что мама теперь и учителем работает».


На прощание спрашиваю, чего бы хотелось попросить — у Деда Мороза, например. Юлия улыбается. И снова комментарий от Максима: «Машину. Электрическую!»

Юля говорит, что чаще всего ломаются гаджеты, а так — всего хватает. И я ей действительно верю: всё есть, а чего нет — появится в нужный момент.
Партнёрский материал