«Никакой самодеятельности» - как творит режиссёр Дома офицеров
Стать режиссёром-постановщиком возрождающейся на тот момент театральной студии Дома офицеров Татьяна Мамчур согласилась сразу. Говорит, что отважная. И, кажется, так было давно. С того момента, как она забрала документы из банковской школы в Иркутске, куда поступила после окончания школы, и перешла в читинское училище культуры. А потом, после его окончания, почти 20 лет отработала в далёком северном районе Забайкалья, потому что по-другому не могла.
Главному режиссёру-постановщику Дома офицеров Татьяне Мамчур 27 марта исполнилось 50 лет. И столько уже сделано. И, точно, многое ещё впереди.
«Первоначально меня пригласили работать в Дом офицеров сами артисты. Это был 2014 год. Тогда возрождали народный театр, который работал здесь с 1934 года. Нового я не боюсь и приступаю к любому делу засучив рукава, с большим энтузиазмом. Благо, хватает идей, да и активности. Это мне очень помогало и помогает до сих пор», — рассказывает Татьяна Александровна. Уточняет, что ответственность была и есть большая. Дом офицеров — огромное разноплановое учреждение с ансамблем песни и танца, музеем, библиотекой, школьно-кружковой сетью (здесь занимаются 800 детей), юнармейским отрядом, ветеранскими организациями, парком культуры и отдыха. Режиссёр театра-студии не только готовит и выпускает спектакли, но и организует все другие мероприятия в учреждении. «Да, я понимала, что это целый Дом офицеров. И никакой самодеятельности быть не может, нужно работать на профессиональном уровне», говорит режиссёр. |
Рассказывает, что, раньше в народном театре при Доме офицеров труппа насчитывала почти 70 человек. Конечно, было другое время. Люди после работы бежали в студию. Для них это была отдушина.
Сейчас в театре всего шесть ставок. Артисты молодые — до 27 лет.
Сейчас в театре всего шесть ставок. Артисты молодые — до 27 лет.
Но, по словам Татьяны Александровны, все влюблённые в свою работу. С горящими глазами и желанием творить. Благодаря этому и, конечно, огромной помощи ансамбля песни и танцев (его участники задействованы во многих спектаклях театра-студии) получаются масштабные постановки и спектакли.
О работе режиссёром Татьяна Александровна никогда не задумывалась. После окончания училища культуры ей предлагали остаться в Чите или возглавить дом культуры где-нибудь в районе. Но она выбрала работу методиста в районном доме культуры Тунгокоченского района (затем была назначена на должность завотделом культуры).
Уже позже возглавила комитет культуры района.
Перед глазами был пример родителей. Они музыканты-преподаватели, отработавшие в сфере образования более 50 лет. В 1979 году они открыли в селе Верх-Усугли Тунгокоченского района первую музыкальную школу.
Перед глазами был пример родителей. Они музыканты-преподаватели, отработавшие в сфере образования более 50 лет. В 1979 году они открыли в селе Верх-Усугли Тунгокоченского района первую музыкальную школу.
Татьяна Александровна приехала туда в начале 90-х. Тогда учреждениям культуры выживать было очень сложно. Но ей удавалось не просто сохранять, а даже открывать новое. Она создала центр эвенкийской культуры Тунгокоченского района и организовала работу эвенкийского ансамбля. Также были открыты в сёлах района музыкальные и художественные отделения при школе искусств, чтобы детям было куда пойти, чем заняться после школы. Затем она перешла на должность заместителя начальника управления культуры Кыринского района. Там тоже помимо управленческой работы занималась творчеством. После 20 лет жизни и работы в районах Татьяна Мамчур вернулась в Читу. Но о болях культуры в районах знает хорошо. Говорит, что ещё есть в маленьких городах и сёлах Забайкалья люди, которые берегут ансамбли, студии, школы, клубы. И это при хроническом недофинансировании. Наверное, ещё и поэтому артисты Дома офицеров часто гастролируют по районам Забайкалья. Татьяна Мамчур знает, что там ждут. Да и есть что показать. |
За семь лет своей работы в должности режиссёра-постановщика Татьяна Мамчур поставила несколько сильных спектаклей. Причём, в них она выступала не только режиссёром, но и сценаристом. Материал приходилось собирать по крупицам.
Одно из достижений Дома офицеров — военные спектакли театра-студии. Первым стала работа «А зори здесь тихие».
«Мы поставили этот спектакль давно, но он продолжает расти в исполнительском плане. Мы привлекли в него девушек из балетной группы. И они так проникновенно попали в образ. При том, что они же хореографы, а не актрисы. Всё потому, что есть желание. Там надо столько всего пронести, отыграть, не наврать, чтобы зритель поверил. И у них получается. Очень сильный спектакль», — говорит Татьяна Александровна.
«Мы поставили этот спектакль давно, но он продолжает расти в исполнительском плане. Мы привлекли в него девушек из балетной группы. И они так проникновенно попали в образ. При том, что они же хореографы, а не актрисы. Всё потому, что есть желание. Там надо столько всего пронести, отыграть, не наврать, чтобы зритель поверил. И у них получается. Очень сильный спектакль», — говорит Татьяна Александровна.
Затем поставили спектакли по мотивам военных повестей Сергея Зарубина «Трубка снайпера» и «Подвиг разведчика», посвящённые снайперу Семёну Номоконову и разведчику Сергею Матыжонку.
«Идея поставить эти спектакли принадлежит нашему директору Сергею Васильевичу Жеребцову. Он говорит: «А не поставить ли нам...» И я испугалась, что сейчас как скажет: «Шекспира». А у меня всего шесть человек. Но он говорит: «Трубку снайпера», — рассказывает режиссёр.
Но, чтобы поставить спектакли по этим произведениям, нужно написать сценарии. И это тоже огромная работа уместить книгу в одном спектакле.
«Идея поставить эти спектакли принадлежит нашему директору Сергею Васильевичу Жеребцову. Он говорит: «А не поставить ли нам...» И я испугалась, что сейчас как скажет: «Шекспира». А у меня всего шесть человек. Но он говорит: «Трубку снайпера», — рассказывает режиссёр.
Но, чтобы поставить спектакли по этим произведениям, нужно написать сценарии. И это тоже огромная работа уместить книгу в одном спектакле.
«Мы, конечно, используем возможности ансамбля песни и танцев. И вокальные, и хореографические. Военные спектакли собираются как мозаика из большого репертуара ансамбля», рассказывает Татьяна Мамчур.
Добавляет, что ещё в одном военном спектакле «Бурятский брянец» по военной повести Цыдена Батомункуева и Виктора Балдоржиева «Огненные тропы» сплелись две культуры. Нужно было переводить русский художественный текст на бурятский язык.
Добавляет, что ещё в одном военном спектакле «Бурятский брянец» по военной повести Цыдена Батомункуева и Виктора Балдоржиева «Огненные тропы» сплелись две культуры. Нужно было переводить русский художественный текст на бурятский язык.
Одна из последних работ режиссёра — литературно-музыкальная композиция «Её выбрало небо» о Марии Гетало. «Я встретилась с дочерью Марии Георгиевны. Она много знает о послевоенной жизни мамы. А о времени, когда она воевала, очень мало материала. Единственное, дочь – Ирина Борисовна Щапова рассказала, что, когда отец провожал маму на фронт, он ей сказал: «Чтобы ни случилось, мы всегда будем вместе». Эта фраза проходит нитью через всю постановку. Сложность спектакля ещё и в том, что надо показать бои в небе. И здесь нам помог балетмейстер ансамбля Артём Кириллов. Поставил эти сцены, поднял в воздух. Получилось великолепно. Я горжусь той работой, которую мы делаем вместе», — говорит режиссёр. |
Уже несколько лет в Доме офицеров под её началом работает детская театральная студия «Лимонад». Актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению учатся дети от 4 до 18 лет. Выпускают спектакли, участвуют в мероприятиях учреждения, ездят на международные фестивали, занимают призовые места.
«Мы сейчас с детками готовим спектакль «Сказка о глупом мышонке». К лету выпустим, но они уже готовы. Всем хочется быстрее на сцену. Конечно, соскучились по такой работе, пока была пандемия. Занимаются с огромным удовольствием. Мы задействуем ребят и во взрослых постановках», рассказывает Татьяна Мамчур.
Перечисляет, что в планах: «В апреле у нас гала-концерт творческих коллективов Дома офицеров, музыкально-литературная (хореографическая) композиция «Её выбрало небо», уже готовимся к праздничным мероприятиям 9 Мая, потом открытие музыкальной беседки, ретро-площадки, День города. Затем для школьных лагерей наши сказки и спектакли. Потом чуть-чуть отдохнём, а там уже 1 сентября, уроки мужества, концерты, командировки, а потом Новый год...»
— И так по кругу?
— По очень счастливому кругу, добавляет она.
— И так по кругу?
— По очень счастливому кругу, добавляет она.
Татьяна Пояркина, Ксения Зимина
~