Варвара лебедева, Ксения зимина
Олег Мюллер: бригадир ТЭЦ-2, поэт, человек
Знакомство моё с Олегом Мюллером началось в «Одноклассниках», продолжилось по телефону. Сейчас, миновав проходную и устроив на голове белоснежную каску — техника безопасности! — я вижу его впервые вживую. Лучистые глаза, опрятная спецовка, добрая улыбка — вот такой он, бригадир на участке основного производства Читинской ТЭЦ-2, а ещё — поэт, стихотворения которого недавно вошли в сборник, вышедший в штате Сакраменто.
«Мой труд — Забайкалью» — новый совместный проект «Чита.Ру» и регионального отделения партии «Единая Россия». Мы расскажем о людях рабочих профессий, чей труд уважаем, почётен, незаменим. А сами они довольны дорогой, которую выбрали, и твёрдо стоят на Забайкальской земле.
Тогда ещё 21-летний Олег пришёл на ТЭЦ-2 без образования и навыков
— Устроился я монтёром пути. И работаю здесь на протяжении некоторого времени («Тридцати трёх лет!» — добавляет со смехом руководитель Олега). После меня назначили бригадиром участка основного производства.
— Почему пришли именно сюда?
— С этим предприятием связана моя родословная. На ТЭЦ-2 трудились мои отец и мать, брат, сестра, даже зять некоторое время работал.
— Обучались в процессе?
— Да, конечно, на опыте. И мы регулярно проходим обучение, повышение квалификации — например, на железной дороге из-за специфики профессии. Слушаем дистанционные курсы.
— Вы из своей семьи на предприятии дольше всех?
— Так и есть. Работа замечательная, она меня устраивает. Дело своё я очень хорошо знаю, с коллективом отношения дружные. Тем более, трудимся посменно, так что коллективов несколько, можно сказать.
— Долгие у вас смены?
— По 12 часов. День, ночь, потом двое суток отдыхаем. По мне, так очень хорошая работа. Остаётся время на другие занятия, чтобы по делам съездить. Где-то нужно отпрашиваться, успевать, а у нас только дождаться конца смены.
— Почему пришли именно сюда?
— С этим предприятием связана моя родословная. На ТЭЦ-2 трудились мои отец и мать, брат, сестра, даже зять некоторое время работал.
— Обучались в процессе?
— Да, конечно, на опыте. И мы регулярно проходим обучение, повышение квалификации — например, на железной дороге из-за специфики профессии. Слушаем дистанционные курсы.
— Вы из своей семьи на предприятии дольше всех?
— Так и есть. Работа замечательная, она меня устраивает. Дело своё я очень хорошо знаю, с коллективом отношения дружные. Тем более, трудимся посменно, так что коллективов несколько, можно сказать.
— Долгие у вас смены?
— По 12 часов. День, ночь, потом двое суток отдыхаем. По мне, так очень хорошая работа. Остаётся время на другие занятия, чтобы по делам съездить. Где-то нужно отпрашиваться, успевать, а у нас только дождаться конца смены.
На должности бригадира Олег Мюллер без малого 31 год. На освоение технических навыков у него ушло 2 года, а сейчас работать приходится и руками, и головой.
— У вас был наставник?
— Да, изначально я проходил обучение у мастера пути, усваивал всё, что касается ремонта, характеристик, обслуживания. Какое расстояние между шпалами, как проводится замена повреждённого рельса.
— А теперь и свои ученики уже есть?
— Конечно. У нас много молодёжи, некоторых из своей бригады я так же вырастил, всему научил, теперь это специалисты. Работа у нас тяжёлая, сложная, суровая даже. От бригады требуется большое физическое напряжение. А чтобы руководить процессом, я каждую из этих профессий должен знать идеально: тогда я вижу, всё ли идёт правильно.
— Сколько человек в бригаде?
— Семеро. Устоявшийся коллектив, и хорошо, что многие люди живут рядом, им удобно добираться на работу. Для тех, кто далеко — есть служебный транспорт.
— У вас был наставник?
— Да, изначально я проходил обучение у мастера пути, усваивал всё, что касается ремонта, характеристик, обслуживания. Какое расстояние между шпалами, как проводится замена повреждённого рельса.
— А теперь и свои ученики уже есть?
— Конечно. У нас много молодёжи, некоторых из своей бригады я так же вырастил, всему научил, теперь это специалисты. Работа у нас тяжёлая, сложная, суровая даже. От бригады требуется большое физическое напряжение. А чтобы руководить процессом, я каждую из этих профессий должен знать идеально: тогда я вижу, всё ли идёт правильно.
— Сколько человек в бригаде?
— Семеро. Устоявшийся коллектив, и хорошо, что многие люди живут рядом, им удобно добираться на работу. Для тех, кто далеко — есть служебный транспорт.
Олег рассказал, как проходит его трудовой день
— С утра мы получаем разнарядки, распределяем задания. Я по должностной инструкции обязан обходить свои владения, следить за выполнением работ.
— Сюда прибывают полувагоны с углём и становятся на пятый путь. Порожние полувагоны после разгрузки перегоняют на третий и четвёртый пути.
— А сюда вагоны разгружаются. Дальше видны мостовые краны, с помощью них уголь перемещают в приёмный бункер, который находится под землёй. Из него идёт подача топлива через так называемую нулевую галерею в конвейер, на дробилку. Оттуда по второму конвейеру в котельный цех. Туда не пойдём, там очень пыльно.
(То, что работа у Олега и его бригады действительно тяжёлая и грязная, я поняла, когда вернулась домой и посмотрела в зеркало: всё лицо было в угольных веснушках. И это я провела на ТЭЦ-2 от силы час).
(То, что работа у Олега и его бригады действительно тяжёлая и грязная, я поняла, когда вернулась домой и посмотрела в зеркало: всё лицо было в угольных веснушках. И это я провела на ТЭЦ-2 от силы час).
Так с помощью ковша мостового крана топливо перемещают к месту дробления и транспортировки.
Олег рассказывает, что сложность работы зависит от времени года и от состояния угля. Если он рыхлый и мелкий, разгрузка вагона занимает около 50 минут. Зимой, когда топливо смерзается, или если оно отсырело из-за погоды, требуется больше и времени, и сил. Уголь хорошего качества легче подавать в котёл, он качественнее прогорает. Поэтому иногда требуется подать топливо более высокого качества, чтобы снизить нагрузку на котёл и всю электростанцию.
Разгрузка полувагонов происходит с помощью специального устройства — портальной тележки, которой управляют два человека. Грузчики открывают люки полувагона, устанавливают и включают виброплиту, и за счёт вибрации уголь ссыпается с разгрузочных люков в нижней части вагона в тележку. Далее топливо с помощью бульдозера и мостового крана транспортируют в нужное место.
Разгрузка полувагонов происходит с помощью специального устройства — портальной тележки, которой управляют два человека. Грузчики открывают люки полувагона, устанавливают и включают виброплиту, и за счёт вибрации уголь ссыпается с разгрузочных люков в нижней части вагона в тележку. Далее топливо с помощью бульдозера и мостового крана транспортируют в нужное место.
— Моя роль здесь надзорная. Смотреть, как уголь выгрузили, куда и сколько переместили. Затем я отчитываюсь начальству цеха и связываюсь с железной дорогой. Здесь же проходит разгрузка другого угля для теплосетей, и все процессы я контролирую.
Работал я и машинистом топливоподачи. Их двое — один дежурит на нижней галерее, второй — на верхней. Следить нужно за процессом транспортировки угля по ленте. Чтобы руководить процессом, эту работу я должен знать от и до: сколько масла в редукторах, сколько топлива подаётся и так далее.
(Далее Олег без запинки рассказывает, что в редуктор РМ-350 нужно залить 3 литра масла, в РМ-400 требуется 5 литров. Помнит он и расстояние между головками рельсов в миллиметрах. Видно — этот человек знает всё в своём деле).
Работал я и машинистом топливоподачи. Их двое — один дежурит на нижней галерее, второй — на верхней. Следить нужно за процессом транспортировки угля по ленте. Чтобы руководить процессом, эту работу я должен знать от и до: сколько масла в редукторах, сколько топлива подаётся и так далее.
(Далее Олег без запинки рассказывает, что в редуктор РМ-350 нужно залить 3 литра масла, в РМ-400 требуется 5 литров. Помнит он и расстояние между головками рельсов в миллиметрах. Видно — этот человек знает всё в своём деле).
«Это просто человечище. Когда Олег на смене, мы можем быть спокойны, что всё будет работать без сбоев. Ему мы полностью доверяем как специалисту и идеально ответственному человеку», — говорит директор ТЭЦ-2 Владимир Антонов.
Насмотревшись на вагоны и уголь, мы поднимаемся на второй этаж здания по крутой лестнице
Здесь Олег показывает, где расположены кабинеты мастеров и начальника участка, где — подсобное помещение, куда работники приходят пообедать и отдохнуть. И наконец приводит в свой кабинет. Здесь с нами разговаривает уже не столько Олег-бригадир, сколько Олег-поэт.
— Строки приходили ко мне ещё в детстве. А первое осмысленное стихотворение я написал, когда родилась моя дочь.
(Всё в этом кабинете кажется романтичным. Даже оперативный журнал бригадира смены и огромный стенд, исписанный идеальным чертёжным шрифтом от руки. Атмосферы добавляет обилие комнатных цветов и мягкий свет из окна, выходящего на яму с углём. Почему-то этот контраст источает собственную гармонию).
(Всё в этом кабинете кажется романтичным. Даже оперативный журнал бригадира смены и огромный стенд, исписанный идеальным чертёжным шрифтом от руки. Атмосферы добавляет обилие комнатных цветов и мягкий свет из окна, выходящего на яму с углём. Почему-то этот контраст источает собственную гармонию).
— Плотно писать я начал лет в 40. Познакомился с людьми, вступил в Забайкальский литературный клуб. Мы встречаемся в Пушкинской библиотеке.
— А какие стихи больше всего нравятся?
— Сердце лежит к любовной лирике. Я часто общаюсь с людьми в интернете, в соцсетях женщины, прочитав мои стихотворения, любят излить душу. Их истории я пропускаю через свой опыт, и так рождаются новые произведения.
— Вы говорили, один из сборников вышел в Америке?
— Да, меня пригласили присоединиться к соавторству. А прочитать мои книги можно в Пушкинской библиотеке, кроме того, я участвую в «Забайкальской осени», второй раз подал произведения на конкурс на соискание литературной премии имени Михаила Вишнякова.
— В какой обстановке к вам приходят стихотворения? Нужно ли специально настраиваться?
— В любой момент. Иногда я прямо на смене записываю что-то на бумажке, потом дома переношу в компьютер. Есть люди, которые правят стилистику. И затем чаще всего выкладываю в соцсетях, записываю аудио с озвучкой. Или дарю кому-то.
(Мне повезло, в подарок книгу с автографом получила и я).
— А какие стихи больше всего нравятся?
— Сердце лежит к любовной лирике. Я часто общаюсь с людьми в интернете, в соцсетях женщины, прочитав мои стихотворения, любят излить душу. Их истории я пропускаю через свой опыт, и так рождаются новые произведения.
— Вы говорили, один из сборников вышел в Америке?
— Да, меня пригласили присоединиться к соавторству. А прочитать мои книги можно в Пушкинской библиотеке, кроме того, я участвую в «Забайкальской осени», второй раз подал произведения на конкурс на соискание литературной премии имени Михаила Вишнякова.
— В какой обстановке к вам приходят стихотворения? Нужно ли специально настраиваться?
— В любой момент. Иногда я прямо на смене записываю что-то на бумажке, потом дома переношу в компьютер. Есть люди, которые правят стилистику. И затем чаще всего выкладываю в соцсетях, записываю аудио с озвучкой. Или дарю кому-то.
(Мне повезло, в подарок книгу с автографом получила и я).
Что было там!? Как ад кромешный!
Свистели пули, взрыв гранат.
Дрались и набожный, и грешный,
Наш молодой совсем комбат.
Под вечер сдались вражьи орды,
А злость кипит моя в груди.
Смотрю на них, на эти морды
Ещё не то ждёт впереди!
Свистели пули, взрыв гранат.
Дрались и набожный, и грешный,
Наш молодой совсем комбат.
Под вечер сдались вражьи орды,
А злость кипит моя в груди.
Смотрю на них, на эти морды
Ещё не то ждёт впереди!
Олег Мюллер с одинаковым огнём в глазах говорит обо всех сторонах своей жизни. О любимой работе: как распределяются задания, как взаимодействуют между собой подразделения — эффективно и дружелюбно даже во внештатных ситуациях. О стихах — про прекрасных дам, томительные чувства, родную землю. О Забайкалье — откуда уезжать не хочет, потому что сердце его здесь, среди лесов и сопок. И о семье. У Олега трое детей: все уже взрослые, дочери живут в Москве и Петербурге, есть внучка. А сын в Чите — вместе с отцом любит выбираться на рыбалку.
«Вашим визитом Олег тоже вдохновится и напишет стихотворение», — смеётся начальник цеха Юрий Буртовой.
Забайкалье моё! Распрекрасное!
Забайкалье моё! Это малая родина,
Где родился и вырос, живу;
Где крыжовник растёт и смородина.
Благодать вся кругом — наяву!
Люди добрые в счастье венчаются,
Радость в детях видна без конца.
И с любовью всё чаще встречаются —
То, что свыше дано от Творца.
Крепким духом и честью сплочённые,
В Бога верят с открытой душой;
Купола на церквях золочёные
В жизни русской красивой, большой!
Забайкалье моё распрекрасное!
Я способен здесь в чувствах летать!
Солнце, небо тем более ясные,
Где ты можешь о звёздах мечтать.
Забайкалье моё! Это малая родина,
Где родился и вырос, живу;
Где крыжовник растёт и смородина.
Благодать вся кругом — наяву!
Люди добрые в счастье венчаются,
Радость в детях видна без конца.
И с любовью всё чаще встречаются —
То, что свыше дано от Творца.
Крепким духом и честью сплочённые,
В Бога верят с открытой душой;
Купола на церквях золочёные
В жизни русской красивой, большой!
Забайкалье моё распрекрасное!
Я способен здесь в чувствах летать!
Солнце, небо тем более ясные,
Где ты можешь о звёздах мечтать.
Приходит время прощаться, покинуть тихий кабинет и этого приятного человека — сотканного из несочетаемых, казалось бы, качеств. Настоящий мужчина с суровой работой, грубыми руками и такими же крепкими, суровыми парнями в подчинении. И тонкая, впечатлительная душа, отзывающаяся на действительность складными, певучими строками...
Партнёрский материал.
Партнёрский материал.