Варвара лебедева
Яркая студенческая жизнь, волонтёрство и наука — инклюзивное образование в ЗабГУ за 5 лет
Региональный центр инклюзивного образования (РЦИО) Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) функционирует в крае с 2016 года. В июне все причастные к его деятельности отмечают первый юбилей. Сегодня мы расскажем о том, как развивался центр, о студентах, успехах и планах на будущее.
Инклюзивное образование форма обучения, при которой каждый человек, независимо от физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, может учиться.
Вопросами инклюзии университет начал заниматься ещё с 2016 года. Уже тогда социально-педагогический отряд «Ойкос» проводил различные мероприятия по реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В том же году решили организовать региональный центр инклюзивного образования, цель которого — сделать обучение для людей с ОВЗ доступным и создать для этого все условия.
Задачи центра: организация специализированного учёта инвалидов и лиц с ОВЗ, профориентационная работа с абитуриентами, сопровождение инклюзивного обучения студентов и их социокультурной реабилитации.
В том же году решили организовать региональный центр инклюзивного образования, цель которого — сделать обучение для людей с ОВЗ доступным и создать для этого все условия.
Задачи центра: организация специализированного учёта инвалидов и лиц с ОВЗ, профориентационная работа с абитуриентами, сопровождение инклюзивного обучения студентов и их социокультурной реабилитации.
Чтобы включение студентов с ОВЗ в образовательный процесс было мягким и успешным, организована система подготовки и адаптации к учебному процессу.
“
Прежде всего, необходимо адаптировать ребят к нагрузкам, которые есть у обычных студентов. Нужно добиться понимания, что студент с ОВЗ – такой же, как все, и к нему будут предъявляться такие же требования по выполнению образовательной программы. Для этого разрабатывается адаптированная образовательная программа, в учебный план вводятся специализированные адаптационные дисциплины (модули). Всё для того, чтобы студент-инвалид смог интегрироваться в образовательный процесс университета.
Профессорско-преподавательский состав университета получает теоретические знания и навыки практической работы со студентами-инвалидами, обучаясь по программе «Основы инклюзивного образования». С 2016 года по настоящее время на курсах прошло обучение 214 человек.
Педагоги на занятиях используют специальные методы обучения с применением ассистивных систем, чтобы ребята с ОВЗ лучше воспринимали учебный материал. Психологическая служба ЗабГУ проводит групповые и индивидуальные коррекционные занятия по психолого-педагогическому сопровождению в университете. Учатся студенты с ОВЗ совместно со студентами без нарушений по здоровью. Занятия адаптивной физической культурой для студентов с инвалидностью проводятся в специальных медицинских группах с дозированной физической нагрузкой, учитывающей индивидуальные особенности. В ЗабГУ развиваются некоторые паралимпийские виды спорта, например, парабадминтон для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, голбол, шоудаун для студентов с глубокими нарушениями зрения (тотально слепые).
Для комфортной учёбы созданы все условия. Например, для слабослышащих и глухих студентов при необходимости предоставляются услуги сурдопереводчика, а слабовидящие и незрячие могут читать литературу в библиотеке ЗабГУ с помощью специального устройства для чтения текстов, газет, квитанций и журналов вслух.
Педагоги на занятиях используют специальные методы обучения с применением ассистивных систем, чтобы ребята с ОВЗ лучше воспринимали учебный материал. Психологическая служба ЗабГУ проводит групповые и индивидуальные коррекционные занятия по психолого-педагогическому сопровождению в университете. Учатся студенты с ОВЗ совместно со студентами без нарушений по здоровью. Занятия адаптивной физической культурой для студентов с инвалидностью проводятся в специальных медицинских группах с дозированной физической нагрузкой, учитывающей индивидуальные особенности. В ЗабГУ развиваются некоторые паралимпийские виды спорта, например, парабадминтон для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, голбол, шоудаун для студентов с глубокими нарушениями зрения (тотально слепые).
Для комфортной учёбы созданы все условия. Например, для слабослышащих и глухих студентов при необходимости предоставляются услуги сурдопереводчика, а слабовидящие и незрячие могут читать литературу в библиотеке ЗабГУ с помощью специального устройства для чтения текстов, газет, квитанций и журналов вслух.
ЗабГУ активно развивает инклюзивное волонтёрское движение для социально-психолого-педагогической, социокультурной адаптации и интеграции в общество инвалидов и людей с ОВЗ. На базе университета функционирует школа инклюзивного волонтёрства, где студенты изучают язык жестов, учатся сопровождению лиц с ОВЗ. А самое интересное — студенты-инвалиды могут выступать в качестве спикеров.
Яркое и насыщенное студенчество
Региональный центр вовлекает ребят с ОВЗ в активную студенческую жизнь. Для этого реализует спортивные, научные, реабилитационные, интеллектуальные мероприятия на городском и региональном уровнях. Студенты и сотрудники РЦИО участвуют в работе многих внешних научно-практических форумов, конференций, конкурсов и выставок.
В 2019 году начался выход уникального аудиожурнала «МировоЗрение» (6+). Каждый выпуск — результат совместной работы студентов с инвалидностью, которые готовят информацию, и студентов кафедры журналистики, которые переводят её в аудио-формат.
За 2020 год офлайн и онлайн для всех категорий граждан и детей с различными ограничениями организовали и провели девять турниров по адаптивным настольным спортивным играм, среди которых «Рождественский турнир по адаптивным настольным спортивным играм», краевой турнир по настольной игре шоудаун, ежегодный турнир среди студентов I курса с инвалидностью и ОВЗ «Адаптивный спорт — для каждого», онлайн-турниры по адаптивным настольным спортивным играм «Матрёшка» и «Шаффлборд», а также «Джакколо», интегрированный фестиваль Inclusive Fest, «Кульбутто», спортивный онлайн-турнир «Зимний марафон НСИ». Количество участников составило более 400 человек.
В 2019 году начался выход уникального аудиожурнала «МировоЗрение» (6+). Каждый выпуск — результат совместной работы студентов с инвалидностью, которые готовят информацию, и студентов кафедры журналистики, которые переводят её в аудио-формат.
За 2020 год офлайн и онлайн для всех категорий граждан и детей с различными ограничениями организовали и провели девять турниров по адаптивным настольным спортивным играм, среди которых «Рождественский турнир по адаптивным настольным спортивным играм», краевой турнир по настольной игре шоудаун, ежегодный турнир среди студентов I курса с инвалидностью и ОВЗ «Адаптивный спорт — для каждого», онлайн-турниры по адаптивным настольным спортивным играм «Матрёшка» и «Шаффлборд», а также «Джакколо», интегрированный фестиваль Inclusive Fest, «Кульбутто», спортивный онлайн-турнир «Зимний марафон НСИ». Количество участников составило более 400 человек.
Специалисты РЦИО активно развивают и пропагандируют в Забайкальском крае приобретенные адаптивные настольные спортивные игры для инвалидов всех категорий и нозологий.
По итогам 2020 года студенты-инвалиды ЗабГУ стали чемпионами и призерами Забайкальского края по адаптивным настольным спортивным играм.
По итогам 2020 года студенты-инвалиды ЗабГУ стали чемпионами и призерами Забайкальского края по адаптивным настольным спортивным играм.
РЦИО развивает культуру инклюзивного образования на региональном уровне, регулярно взаимодействуя с разными организациями по проблемам физической и социокультурной реабилитации инвалидов. Так, центр создал «Первичную организацию студентов инвалидов ЗабГУ» в сотрудничестве с краевой организацией «Всероссийское общество инвалидов». В 2020 году РЦИО подал инициативу на портал «Голос забайкальца», получил финансирование и реализовал проект, направленный на социализацию и адаптацию детей с ОВЗ через занятия адаптивными настольными спортивными играми. В результате приобретенные за счёт гранта комплекты из пяти адаптивных настольных игр передали реабилитационным и образовательным центрам Читы и Забайкальского края, среди которых «Росток», «ДАР», «Открытый мир», «Спасатель».
Региональный центр сегодня
Сейчас в университете обучаются 87 студентов с ограниченными возможностями. За 5 лет работы РЦИО университет окончили 52 человека.
РЦИО Забайкальского края активно сотрудничает с Новосибирским ресурсным учебно-методическим центром. В апреле 2021 года на заседании совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов ЗабГУ отметили в тройке наиболее эффективных вузов по организации инклюзивного обучения и сопровождения лиц с ОВЗ в Сибирском федеральном округе.
После окончания университета большинство выпускников с ОВЗ трудоустраиваются и работают в разных сферах. А если у выпускника появляются трудности, РЦИО с удовольствием помогает с поиском подходящей работы.
В 2021 году в вузе появилась традиция студентов с нарушениями здоровья оставлять свой след и память о годах учёбы в альма-матер — «Инклюзивная аллея выпускников ЗабГУ».
РЦИО Забайкальского края активно сотрудничает с Новосибирским ресурсным учебно-методическим центром. В апреле 2021 года на заседании совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов ЗабГУ отметили в тройке наиболее эффективных вузов по организации инклюзивного обучения и сопровождения лиц с ОВЗ в Сибирском федеральном округе.
После окончания университета большинство выпускников с ОВЗ трудоустраиваются и работают в разных сферах. А если у выпускника появляются трудности, РЦИО с удовольствием помогает с поиском подходящей работы.
В 2021 году в вузе появилась традиция студентов с нарушениями здоровья оставлять свой след и память о годах учёбы в альма-матер — «Инклюзивная аллея выпускников ЗабГУ».
“
Наши выпускники — яркие и талантливые личности. За время учёбы они активно заявили о себе, участвуя в социокультурных и спортивных мероприятиях международного, регионального и университетского уровня. В вузе они получили бесценный опыт общения и, конечно же, знания, которые помогли им раскрыть новые качества, найти направления для дальнейшего развития и личностного становления. Ребята внесли вклад в развитие инклюзивного образования, которое в нашем вузе представлено на высоком уровне. Они проделали огромную работу, чтобы с достоинством и гордостью называть себя выпускниками ЗабГУ.
Фотографии предоставлены пресс-службой ЗабГУ.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2292 от 28 июля 2016 года.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2292 от 28 июля 2016 года.