Алёна Мальтина
«Аутизм бывает врожденный и приобретенный, но никто не знает, какой у нас», — мама Артёма о диагнозе сына
Артём — особенный мальчик из Петровска-Забайкальского, который учится жить в современном мире. Возможно, кто-то считает замкнутого мальчика странным, но для своей семьи он такой же нормальный, как и остальные дети, несмотря на диагноз врачей — атипичный аутизм с умственной отсталостью.
«Немаленькие люди» — новый совместный проект «Чита.Ру» и регионального отделения партии «Единая Россия», где мамы детей с ограниченными возможностями поделятся особенностями воспитания ребят и их достижениями, а также расскажут правду об их жизни и о том, как важна для ребёнка поддержка семьи.
Диагноз мальчику поставили ещё в раннем детстве, и до сих пор никто не может сказать, врождённое это заболевание или приобретённое. Артём родился в 2009 году и развивался нормально, никаких особенностей мама мальчика Анна не замечала. А потом в возрасте полутора лет ребёнок сильно заболел. Три месяца малыш вместе с мамой провели в больнице, и после этого его словно подменили. Начался путь долгих обследований, Анна возила сына в большие города, где ему ставили разные диагнозы начиная от тугоухости и заканчивая эпилепсией. В итоге Артёму поставили диагноз: атипичный аутизм с умственной отсталостью, дали инвалидность, и с этого времени началась сложная, непрерывная и круглогодичная работа с ребёнком.
— Анна, как вы приняли диагноз сына?
— Сначала была стадия отрицания, я никак не могла это принять, долго думала, что это всё ерунда, просто нужно перерасти, переждать, и всё будет хорошо. Но потом врачи меня убедили, что нужно работать, что необходимо оформлять инвалидность, и что без неё будет намного сложнее. После уже наступила стадия принятия, сейчас я его не отделяю от других детей и требую с него так же, как с обычного ребёнка.
— Сначала была стадия отрицания, я никак не могла это принять, долго думала, что это всё ерунда, просто нужно перерасти, переждать, и всё будет хорошо. Но потом врачи меня убедили, что нужно работать, что необходимо оформлять инвалидность, и что без неё будет намного сложнее. После уже наступила стадия принятия, сейчас я его не отделяю от других детей и требую с него так же, как с обычного ребёнка.
Помимо, Артёма у Анны есть ещё два сына: старшему уже 16 лет, а младшему — всего 10 месяцев. Старший сын — мамин помощник, очень помогает с братьями. Младший совсем маленький, но очень тянется к Артёму; тот, в свою очередь, тоже старается успокоить и пожалеть младшего брата, если требуется. С большой любовью, терпением и пониманием к Артёму относится супруг Анны. Хоть он и неродной папа, делает для мальчика всё необходимое, принимает непосредственное участие в воспитании, возит на занятия и всячески поддерживает.
— Аутизм — очень специфическое состояние, как оно проявляется у Артёма?
— У сына нет разговорной речи, он не говорит, у него нет друзей. Дети не идут с ним на контакт, а он не тянется к детям. Его друзья — это наша семья. При этом у нас есть определённый прогресс, воспитатели на занятиях замечают, что он начал включаться в работу с другими детьми и пытается с ними взаимодействовать.
— У сына нет разговорной речи, он не говорит, у него нет друзей. Дети не идут с ним на контакт, а он не тянется к детям. Его друзья — это наша семья. При этом у нас есть определённый прогресс, воспитатели на занятиях замечают, что он начал включаться в работу с другими детьми и пытается с ними взаимодействовать.
Хоть мальчик не разговаривает, он всё понимает и делает определённые успехи в учёбе. Имея чёткий алгоритм, Артём отлично справляется с заданиями на уроках. Чуть больше года назад у мальчика появился интерес к книгам: в семье довольно большая библиотека, и Артём просто брал понравившееся издание, чаще даже недетское, и медленно листал страницы. Позже мама и учителя заметили, что ребёнок не просто смотрит на текст, он его читает. Для обычного человека немного удивительно явление, что ребёнок, не умея разговаривать, научился читать, но для Артёма такой порядок вещей комфортный, а родители просто радуются успехам сына.
— Анна, вы говорили, что, узнав о диагнозе сына, начали постоянную круглогодичную работу. В чём она заключается?
— Несмотря на то, что нет разговорной речи, мы занимаемся с логопедами, дефектологами. В Петровске нет специальной школы для таких детей, поэтому мы посещаем обычную коррекционную школу. Также ходим в группу кратковременного пребывания для особенных деток, созданную на базе Петровск-Забайкальского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. И последний год занимаемся у Ларисы Геннадьевны Забориной по методике «Томатис».
— Несмотря на то, что нет разговорной речи, мы занимаемся с логопедами, дефектологами. В Петровске нет специальной школы для таких детей, поэтому мы посещаем обычную коррекционную школу. Также ходим в группу кратковременного пребывания для особенных деток, созданную на базе Петровск-Забайкальского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. И последний год занимаемся у Ларисы Геннадьевны Забориной по методике «Томатис».
О методике «Томатис» Анна узнала случайно, от знакомых, и сразу стала водить сына на занятия.
— Я очень жалею, что мы не знали про эту программу раньше, возможно, и результаты сейчас были лучше. За год у нас появился стойкий и уверенный прогресс, ребёнок перестал бояться других детей. Прямого контакта по-прежнему нет, но при этом, находясь на одной территории или в одном помещении, Артём с интересом рассматривает детей и не пугается. Совсем недавно он стал говорить отдельные слова — это огромный прогресс, раньше общение происходило только жестами.
— Я очень жалею, что мы не знали про эту программу раньше, возможно, и результаты сейчас были лучше. За год у нас появился стойкий и уверенный прогресс, ребёнок перестал бояться других детей. Прямого контакта по-прежнему нет, но при этом, находясь на одной территории или в одном помещении, Артём с интересом рассматривает детей и не пугается. Совсем недавно он стал говорить отдельные слова — это огромный прогресс, раньше общение происходило только жестами.
Мама мальчика всячески старается приучить его к быту и обслуживанию себя.
— Сын пока не может осознанно приходить к каким-то вещам. Если он хочет есть, то не пойдёт сам греть еду, нужно проговорить порядок действий, и тогда он всё сделает. При этом он умеет пользоваться микроволновкой, знает, как включить мультиварку и сварить в ней позы, а недавно мы вместе даже полы мыли.
— Артём проявляет интерес к бытовым домашним делам?
— Ну, полы мыть ему не понравилось (смеётся), а вот когда я готовлю, помогает. Любит что-то мешать, разбивать яйца и участвовать в процессе выпечки. На Масленицу мы вместе жарили блины, он сам переворачивал и снимал блинчики.
— Сын пока не может осознанно приходить к каким-то вещам. Если он хочет есть, то не пойдёт сам греть еду, нужно проговорить порядок действий, и тогда он всё сделает. При этом он умеет пользоваться микроволновкой, знает, как включить мультиварку и сварить в ней позы, а недавно мы вместе даже полы мыли.
— Артём проявляет интерес к бытовым домашним делам?
— Ну, полы мыть ему не понравилось (смеётся), а вот когда я готовлю, помогает. Любит что-то мешать, разбивать яйца и участвовать в процессе выпечки. На Масленицу мы вместе жарили блины, он сам переворачивал и снимал блинчики.
— Анна, а есть какие-то увлечения у Артёма?
— Сложно назвать увлечение или хобби особенного ребёнка, но тяга к каким-то вещам, конечно, есть. Артём очень любит гулять по лесу, проявляет большой интерес к окружающему миру, знает все цветы, с удовольствием рассматривает различные растения. Ещё любит футбольное поле, у нас даже мяч уже живёт в машине. Когда мы ездим на занятия, то по дороге есть поле; сын, если есть необходимость, даёт понять, что ему нужно туда, любит гонять мяч и с интересом наблюдает за ребятишками.
— Сложно назвать увлечение или хобби особенного ребёнка, но тяга к каким-то вещам, конечно, есть. Артём очень любит гулять по лесу, проявляет большой интерес к окружающему миру, знает все цветы, с удовольствием рассматривает различные растения. Ещё любит футбольное поле, у нас даже мяч уже живёт в машине. Когда мы ездим на занятия, то по дороге есть поле; сын, если есть необходимость, даёт понять, что ему нужно туда, любит гонять мяч и с интересом наблюдает за ребятишками.
Мама мальчика всячески старается поддерживать любой интерес ребёнка. Так, недавно в городе давал представления цирк на воде. Проезжая мимо любимого стадиона, Артём увидел шатёр и сказал «цирк», тем самым дав понять маме, что очень хочет туда попасть. Несколько лет назад мальчик уже был на цирковом представлении, но тогда он сильно разнервничался, и пришлось уйти.
— Анна, не боялись опять идти в цирк после негативного опыта?
— Боялась, конечно, но я видела глаза ребёнка, его поведение, и понимала, что ему это нужно. Первым делом, как отвезла сына на занятия, побежала за билетами, и было неважно даже, сколько они стоят. Хоть и переживала, но для себя решила — если Артёму будет некомфортно, мы уйдём. К моему удивлению, сын просидел 2,5 часа, не отрываясь от представления, а я всё это время следила за его реакцией и видела, насколько сильно он изменился.
— Анна, не боялись опять идти в цирк после негативного опыта?
— Боялась, конечно, но я видела глаза ребёнка, его поведение, и понимала, что ему это нужно. Первым делом, как отвезла сына на занятия, побежала за билетами, и было неважно даже, сколько они стоят. Хоть и переживала, но для себя решила — если Артёму будет некомфортно, мы уйдём. К моему удивлению, сын просидел 2,5 часа, не отрываясь от представления, а я всё это время следила за его реакцией и видела, насколько сильно он изменился.
Каждое изменение мальчика, интерес к детям, помощь маме, каждое новое слово, сказанное Артёмом — это огромный шаг ко взрослой и, возможно, самостоятельной жизни в социуме.