«БЕСПОКОЙНЫЕ СОСЕДИ С ПЕТРОВИЧЕМ»

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.С. ПУШКИНА И «ЧИТА.РУ»

ведущий блога Александр Тарасов
Советско-японская война
1945 года
Взгляд доктора Дацышена на события и проблемы
Беседа третья: Противоречия как источник развития научных представлений
К 80-летию Забайкальского фронта, войска которого в августе 1945 года приняли участие в Маньчжурской стратегической наступательной операции, завершившейся победой над японским милитаризмом, мы продолжаем серию публикаций «Беседы с доктором Дацышеном» о сохранении исторической картины Советско-японской войны.

Корр.: Владимир Григорьевич, у нас в стране и за рубежом довольно разные представления о Советско-японской войне 1945 года, расскажите об этом, пожалуйста.

Владимир Дацышен: Исторические представления о Советско-японской войне наполнены самыми разными противоречиями, многие из которых не только имеют субъективное происхождение, но и отражают реалии эпохи.

В большинстве отечественных работ утверждается, что Красная армия разбила самую большую боеспособную в Японии Квантунскую армию.
Но у посвященного читателя, возможно, вызовет недоумение тот факт, что 2 сентября под актом о безоговорочной капитуляции Японии поставил подпись лишь представитель СССР при верховном главнокомандующем союзными армиями, а не кто-либо из высших советских военных руководителей.

В 1945 году в Советском Союзе днём победы над Японией было объявлено 3 сентября. Но еще в одной из первых советских обобщающих работ по истории Великой Отечественной войны говорилось: «В официальную англо-американскую буржуазную историографию день 14 августа 1945 года вошел как «день победы над Японией».

На противоречивость взглядов и оценок Советско-китайской войны в современной китайской историографии указывает ведущий российский китаист В.Л. Ларин.

А ведь мы были союзниками,

Виктор Лаврентьевич ЛАРИН
Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий Центром азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, профессор Дальневосточного федерального университета. Фото globalaffairs.ru
СССР вступил в войну для исполнения союзного долга, и сегодня никто не ставит это под сомнение.
Советские генералы А.Н. Тевченко, А.Д. Притула, Г.Л. Туманян среди солдат и офицеров союзных армий, находившихся в плену у японцев

Фото — Российский государственный архив кинофотодокументов
Корр.: Наиболее острые противоречия в этом вопросе, по-видимому, с японцами?

В.Д.: Остаётся противоречивой в отношении Советско-японской войны позиция Японии, официально признающей свою вину в развязывании Второй мировой войны и правомерность капитуляции.

Японский историк пишет: «9 июня 1995 года японским парламентом было принято постановление «О 50-летии окончания войны» в качестве официального признания вины Японии за прошлую войну. Там записано, что «имея в виду многочисленные примеры колониализма и агрессивных акций в новой истории мира, признавая, что в прошлом и наша страна таким же образом поступала и принесла страдания другим народам, особенно азиатским, мы выражаем глубокое извинение.
С 27 июня по 7 июля 1927 года в Токио под руководством премьер-министра Гиити Танака (на снимке — третий справа) проходила так называемая Восточная конференция. По её итогам была принята агрессивная «Программа политики в отношении Китая»

Фото из журнала «Китай», сентябрь 2015 года
Однако нужно отметить, что в постановлении не показано более ясное отношение Японского государства к своей вине за войну и к компенсации за убытки иностранцам, пострадавшим от войны.
Дело в том, что в Японии общественность имеет неоднородные и сложные взгляды на Азиатско-Тихоокеанскую войну».
Открытые вопросы
Корр.: Мы в 1945-м воевали менее месяца и уже 70 лет ведём об этом споры?

В.Д.: В постсоветский период на эту проблему обратили внимание и российские историки.

Например, исследование М.Н. Спиридонова начинается со слов:
«Советско-японскую войну 1945 года по праву можно отнести к незавершённым проблемам Второй мировой войны... До сих пор российские и японские историки спорят о том, кто виноват в развязывании этой войны: и та, и другая сторона, имея множество аргументов в пользу своей правоты, отстаивает свою точку зрения на этот вопрос».

Ведущий иркутский историк-японовед С.И. Кузнецов пишет:

«До настоящего времени обе стороны обвиняют друг друга... Япония... инкриминировала Советскому Союзу начало боевых действий до объявления войны. И хотя к настоящему времени вышел не один десяток монографий, затрагивающих эту проблему, вопрос так и остаётся открытым. Необходимы серьёзные исследования с привлечением архивных материалов».

Сергей Ильич КУЗНЕЦОВ
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой истории и международных отношений ИГУ.
Фото hist.isu.ru
В марте 1939 года Япония побудила свою марионетку Маньчжоу-Го присоединиться к Антикоминтерновскому пакту, направленному против СССР

Фото из открытых источников
Хабаровский историк О.А. Клочкова указывает: «В настоящее время обозначается интересная и актуальная историческая проблема: является ли Советско-японская война частью Великой Отечественной войны и каковы истинные цели вступления СССР в войну с Японией?... Появляется два выраженных течения в отечественной историографии: одно из них «прояпонское», представители которого доказывают, что Япония не являлась фашистским государством и не была агрессором...»

Военный исследователь С.В. Карасёв, рассматривая историографию Советско-японской войны 1945 года, справедливо отмечает: «До настоящего времени ещё существует целый ряд вопросов, которые требуют дальнейшего глубокого изучения».

Сергей Владимирович КАРАСЁВ
Доктор исторических наук, профессор.
Фото irkipedia.ru
Японское подразделение в Маньчжурии зимой 1931-1932 гг.

Фото из открытых источников
Корр.: Но виновником войны выступает Япония?

В.Д.: Противоречивость нынешней ситуации ещё накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной и окончания Второй мировой отразил Музей Победы на Поклонной горе в Москве.

В экспозициях главного в современной России музея, посвященного Великой Отечественной войне, есть материалы даже о Советско-японской войне на Халхин-Голе 1939 года, есть упоминание о «Нанкинской резне», о китайских детях, переживших в СССР войну с Германией, но вообще не упоминается о Советско-японской войне 1945 года.

В конечном итоге, Советско-японская война, ставшая завершающей кампанией Второй мировой войны, освещена в многочисленных публикациях — от небольших учебников по военной истории до многотомных обобщающих исследований по истории Второй мировой войны.
Российские учёные, как и подавляющее большинство исследователей всех стран, не сомневаются в виновности Японии в войне и закономерности ее поражения, в том числе от СССР.
Как отмечает иркутский исследователь С.И. Кузнецов, «исход войны на Тихом океане оказался закономерным – крах многолетней политики экспансии на Дальнем Востоке. А для народа Японии итогом войны были десятки тысяч убитых, раненых, сотни тысяч попавших в плен».

Однако отмеченные выше факты и проблемы делают возможным и необходимым продолжение изучения истории Советско-японской войны 1945 года.
Советско-японская война
в отечественной исторической литературе
Корр.: Владимир Григорьевич, первым вопросом, с которого необходимо начать очередное обращение к проблеме, является степень ее изученности в исторической литературе, расскажите об этом, пожалуйста.

В.Д.: Советско-японская война 1945 года как важнейшая составляющая Второй мировой войны не была обделена вниманием со стороны исследователей и популяризаторов истории. Однако многие ключевые проблемы либо замалчивались, либо были представлены противоречиво.

Корр.: Можно попытаться на отдельных примерах показать проблемы изученности Советско-японской войны?

В.Д.: Например, несмотря на множество книг и статей по истории Второй мировой войны, авторы опубликованной еще в 1966 году первой историко-мемуарной работы, посвященной Советско-японской войне 1945 года, сделали вывод: «Еще не создано обобщающего труда по этой важной теме». Необходимо отметить, советские маршалы, генералы и полковники, составившие вышеуказанную работу, ограничили понятие «обобщающий труд» по войне «глубоким анализом особенностей подготовки и способов ведения Дальневосточной кампании».
Японское наступление в соседнем с Забайкальским краем китайском Хулун-Буире в ноябре-декабре 1932 года

Фото из открытых источников
Корр.: Современная наука не может ограничиться выше процитированными рамками?

В.Д.: Думаю, проблема была глубже и шире, чем даже в вышеозвученном варианте.

Отечественная историография даёт интересные, а зачастую и абсурдные примеры. Например, в книге, посвящённой истории Уссурийска, имеется даже глава «Годы военных испытаний и мирного труда (40–50-е гг.)», но не упоминается Советско-японская война 1945 года. Мы не нашли никаких указаний на события Советско-японской войны 1945 года и в энциклопедическом словаре советского времени «Амурская область».

Известный советский государственный и партийный деятель З.С. Шейнис в исследовании и воспоминаниях о М.М. Литвинове при описании жизни и деятельности одного из руководителей советского внешнеполитического ведомства вообще не упомянул о Советско-японской войне 1945 года.

Такая ситуация обычна для мемуаров советских дипломатов.
Японский бомбардировщик «Йокосука B3Y» бомбит цель в Китае

Фото из открытых источников
Корр.: Какое отражение Советско-японская война нашла, на Ваш взгляд, в региональной исторической литературе?

В.Д.: В работе, специально посвящённой 250-летнему юбилею самого большого города в Восточной Сибири – Красноярска, о Советско-японской войне не упоминается. Лишь какой-то намёк на события той войны даётся в такой строчке: «День Победы Иван Федорович Киреев, полный кавалер ордена Славы, встретил на Земландском полуострове. А домой возвратился из Порт-Артура осенью 1945-го».

В 1985 году к юбилею Победы «Военным издательством» была выпущена популярная иллюстрированная брошюра журнального формата «Разгром Квантунской армии Японии». В этой работе без особых аргументов повторяются старые штампы, например: «Хотя английские и американские войска вели сравнительно активные боевые действия в бассейне Тихого океана, тем не менее, свои основные ударные силы Япония сосредоточила не против них, а против СССР».

Корр.: Волей-неволей читателя «уводили» от целостности войны Объединённых Наций против агрессора?

В.Д.: В том же юбилейном 1985 году издательством «Советская энциклопедия» была выпущена энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945» . В этом издании отсутствует Советско-японская война как целостное явление, а ее история отражена в трех различных, расположенных в алфавитном порядке, энциклопедических статьях: «Курильская операция 1945», «Маньчжурская операция 1945», «Южно-Сахалинская операция 1945».

При этом говорится, что «Курильская операция... проведённая... во время войны с Японией», а Маньчжурская – «во время Вел. Отечествен. войны».

Продолжение следует
Дацышен Владимир Григорьевич

— один из крупнейших российских историков, эксперт по истории взаимоотношений России, Монголии, Китая и Японии в XIX — первой половине XX в., китайской и японской миграции в России.

Доктор исторических наук, профессор.

В.Г. Дацышен (крайний слева) в сентябре 2015 года в числе российских историков принял участие в мероприятиях в соседней Маньчжурии, посвященных 70-летию Победы на Дальнем Востоке.
Фото А. Тарасов
Книга «Советско-японская война 1945 года. Взгляд на события и проблемы через 70 лет» стала итогом многолетней работы В.Г. Дацышена по изучению истории взаимоотношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Труд был издан в Чите в 2015 году к 70-летию Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Книга была впервые представлена на международной научной конференции «Забайкальский фронт. 70 лет Победы» в Чите и в Маньчжурии в конце августа — начале сентября 2015 года, а с 2 по 5 сентября прошла серия презентаций книги в городах Китая.
Автор предлагает читателям познакомиться с оценкой Советско-японской войны в отечественной исторической литературе, подробно останавливается на событиях военного периода на территории Маньчжурии, Южного Сахалина и Курильских островов, освещает вопросы советско-китайского взаимодействия.

Книга есть в фондах Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, где с ней можно подробно ознакомиться.
В прошлом 2020 году в Чите по инициативе специализированной библиотеки для слабовидящих и незрячих Забайкальского края при поддержке кафедры истории историко-филологического факультета ЗабГУ и отделения Российского исторического общества был реализован замечательный проект – издание звуковой книги для слабовидящих «Советско-японская война 1945 года. Взгляд на события и проблемы через 70 лет».

Подписывайтесь на наших информационных спонсоров — телеграмм-каналы «Чита.Ру» и «Читинский телеграф».