Город, где ещё жив XIX век – Нерчинск
В Забайкалье достаточно много примечательных мест, куда интересно съездить как жителям края, так и другим россиянам и даже иностранцам. Одним из них является Нерчинский краеведческий музей, который не просто музей, а место, в котором можно почувствовать себя человеком из XIX века.
Про музей написано много материала, но каждый журналист видит это место по-своему. Я не стану пересказывать истории обо всех комнатах и экспонатах музея, а расскажу только о той части, которая посвящена царской России и нашим забайкальским купцам.
Сам музей находится как раз в доме одного из таких купцов, золотопромышленника Михаила Дмитриевича Бутина. Здание сразу бросается в глаза и говорит, что оно из другой эпохи. Но по иронии судьбы располагается на Советской улице.
Про музей написано много материала, но каждый журналист видит это место по-своему. Я не стану пересказывать истории обо всех комнатах и экспонатах музея, а расскажу только о той части, которая посвящена царской России и нашим забайкальским купцам.
Сам музей находится как раз в доме одного из таких купцов, золотопромышленника Михаила Дмитриевича Бутина. Здание сразу бросается в глаза и говорит, что оно из другой эпохи. Но по иронии судьбы располагается на Советской улице.
Первым делом в бывшем доме купца Бутина в глаза бросаются несколько вещей — зеркала высотой в два этажа, огромная сияющая люстра и витраж с изображением архангела Михаила. Но обо всём по порядку.
Когда в XIX веке гости приходили в этот дом, они сразу попадали в зал, где проходили танцы. Балы проводят здесь и по сей день, правда пандемия коронавируса временно остановила такое развлечение. Но если забыть про это, то просто представьте, мужчины, что вы в чёрном фраке, белоснежной рубашке и обязательно в белых перчатках, а если вы видите себя военным, то пришли бы в мундире. А для современных женщин такие балы – прекрасный шанс почувствовать себя аристократкой в пышном платье с открытыми плечами, шеей и веером в руках.
Зал для танцев – самая красивая комната в этом доме. Как только люди заходили в неё, то сразу видели себя в большом зеркале, высота которого до второго этажа. Зеркал в зале несколько, Бутин купил их на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Самое большое зеркало было без этой рамы, её сделали уже местные мастера. Зеркала отправили в Нерчинск по морскому пути, в котором они находились более двух лет, а когда их доставили, то оказалось, что занести их в здание через вход невозможно, поэтому пришлось частично разобрать крышу.
Зеркала не единственное украшение зала, взгляд цепляет 350-килограммовая бронзовая люстра, к которой сейчас подведено электричество. А тогда, в далёком XIX веке, она освещала комнату за счёт 96 свечей, которые отражались во всех семи зеркалах зала. Если виртуально перевернуть люстру, то она тут же превратится в дерево. А если приглядеться, то можно увидеть изображения человеческих лиц, драконов и трёх амуров.
Музыка для танцующих, разумеется, была живая. Из зала видно оркестровую, в которой находились музыканты. Предположительно, они исполняли произведения Глинки, Бетховена, Баха, Моцарта – тех, чьё творчество любил Бутин. На балконе оркестровой барельеф, на котором изображена муза песни и танца Терпсихора с амурчиками.
Можно представить, как уставали и женщины, и мужчины на танцах, поэтому им нужно было отдыхать: мужчинам — покурить и обсудить дела, а женщинам — почистить пёрышки. Для этого были специальные комнаты, двери в которые расположены по обе стороны от зеркала. Интересно представить, о чём разговаривали мужчины XIX века в курилках? Наверное, как и современные, о делах и женщинах. А женщины, в свою очередь, скорее всего, обсуждали сад младшей сестры Бутиных, который было видно из соседней комнаты. Сейчас от него не осталось и следа.
А сколько известных исторических личностей было здесь – цесаревич Николай Александрович Романов, писатель Антон Павлович Чехов. Жителям Нерчинска запомнились слова писателя о городе, которые он написал в письме родственникам: «Вчера был в Нерчинске, городок не ахти, но жить можно». Как говорят местные жители, это актуально и сегодня. Кстати, сегодня музей посещают туристы из Австралии, Германии и других стран. Как отметил экскурсовод, сейчас пошла тенденция на путешественников-одиночек.
Дальше в музее представлены экспонаты XIX века, к некоторым из них можно прикоснуться, а к каким-то, увы, нельзя, но очень хочется. Один из них — салонная карточная игра «Флирт цветов». Эта игра была для того, чтобы люди могли выразить свои чувства друг к другу. У человека были карточки с названиями цветов, каждый цветок был неким кодом, к которому было описание, и на каждой карточке у одного и того же цветка могло быть разное описание. Человек называл цветок, отдавал карточку тому, кому посвящал свои слова, в итоге только двое знали истинный смысл.
Я даже представляю, как влюблённый мужчина говорит своей избраннице: «Ирисъ», и тем самым спрашивает, ну когда же он наконец узнает её ответ. А она отвечает: «Гелioтропъ», что означает: «Герой вы, но не моего романа». А, может, и вовсе у них всё хорошо сложилось. Просто карточки трогать нельзя, поэтому цветка со счастливым концом не нашла.
Я даже представляю, как влюблённый мужчина говорит своей избраннице: «Ирисъ», и тем самым спрашивает, ну когда же он наконец узнает её ответ. А она отвечает: «Гелioтропъ», что означает: «Герой вы, но не моего романа». А, может, и вовсе у них всё хорошо сложилось. Просто карточки трогать нельзя, поэтому цветка со счастливым концом не нашла.
Я думаю, сейчас многие люди захотели бы сыграть в эту игру, да ещё и в костюмах того века, в историческом здании, которое хранит в себе столько воспоминаний. Это такой уникальный шанс телепортироваться. Используйте его хотя бы раз в своей жизни, забайкальцы.
Ещё один удивительный экспонат – мебельный гарнитур из корней боярышника и берёзы. Выглядит очень необычно, и хотелось бы посидеть на стульях, но их даже трогать нельзя. Поэтому остаётся только любоваться. Неподалёку стоит фисгармония XIX века, которая, к сожалению, уже не звучит.
Вообще, в музее много красивой мебели.
Вообще, в музее много красивой мебели.
Куда очень хочется заглянуть, так это в альбом Михаила Бутина, в котором, как написано, хранятся фотографии городов Европы. Очень мне понравились и книги XIX века, руки чесались взять хотя бы одну и полистать.
Самый яркий и впечатляющий экспонат музея остаётся, конечно, на десерт — это витраж с изображением архангела Михаила, поражающего дьявола. В 1875 году его изготовили в Королевско-Баварской придворной стеклокрасильне Ф.К. Цеттлера, которая работает до сих пор, и когда там узнали, что здесь, в Нерчинске, находится этот витраж, они предложили услуги по его восстановлению. Но сделать это невозможно, так как таможня не выпустит экспонат за границу.
На улице можно увидеть восстановленную мавританскую беседку, правда местные «ценители» истории постарались и оставили свой след. Также сохранилось здание, в котором обедала прислуга. Оно, конечно, в удручающем состоянии, и восстановить его, скорее всего, невозможно, но хотелось бы увидеть, какая разница была в быту у купцов и прислуги.
Бутинский дворец в Нерчинске – это то место, в котором можно не только посмотреть на XIX век, но и пожить в нём какое-то время, почувствовать себя человеком того периода. По-моему, очень хорошая идея договориться с музеем и приехать туда с рабочим коллективом на бал вместо того, чтобы идти в кафе. Это замечательная возможность изучать историю не через книжки, а через процесс, находясь в самой истории. Когда пандемия наконец покинет нас и балы вновь вернутся в Нерчинский музей, я очень хочу побывать на одном из них хотя бы раз в жизни.