Как передовое предприятие скатилось в долговую яму
Градообразующее предприятие кричит о спасении из долговой ямы. История Сретенского судостроительного завода
Многомиллионные долги, работники-пенсионеры и уголовное дело
Говорить много и громко о Сретенском судостроительном заводе начали в октябре 2021 года — в СМИ резко появились сообщения о том, что предприятие, прожившее 86 лет, нужно срочно спасать. Передовая по темпам производства верфь оказалась банкротом внезапно или о крахе завода все знали давно?
Полвека завод держался в рядах лучших в стране
Начав свой путь в 1935 году, Сретенская судосборочная верфь была тогда ещё местом сбора морских судов из привозных комплектующих частей. За 10 лет на верфи достроили основные цеха — суда начали строить самостоятельно.
Послевоенное время стало периодом колоссального роста производительности предприятия: в 1945–1950 годах здесь стали выпускать в пять раз больше продукции, численность персонала увеличилась в два раза. На заводе стали строить тяжёлые суда, экспортировать их в Индонезию и Монголию. К 1970 году Сретенский судостроительный завод стал самым крупным машиностроительным заводом в Читинской области.
Послевоенное время стало периодом колоссального роста производительности предприятия: в 1945–1950 годах здесь стали выпускать в пять раз больше продукции, численность персонала увеличилась в два раза. На заводе стали строить тяжёлые суда, экспортировать их в Индонезию и Монголию. К 1970 году Сретенский судостроительный завод стал самым крупным машиностроительным заводом в Читинской области.
Перелом: завод плясал с бубном ради заказов и перешёл на мелкую продукцию
В 1985 году суда, выпускаемые крупными сериями, устарели и стали невостребованными, а на строительство новых судов производство ещё не перешло — основной продукцией завода стали товары народного потребления, чаще всего мебель.
К концу 1980-х годов из-за низких зарплат и нехватки жилья молодые стали уезжать. Оставшиеся рабочие не успевали производить комплектующие части — срывались графики отгрузки судов заказчикам. В декабре 1987 года предприятие уже не имело стабильных заказов в судостроении, и завод взялся за строительство жилых домов и объектов инфраструктуры Кокуя.
После распада СССР в 1991 году Сретенский завод потерял связи с бывшими союзными республиками. На поток поставили производство лебёдок, гидростатов, мебели.
В 1992-м предприятие акционировалось и стало ОАО «Сретенский судостроительный завод», государственный пакет акций был продан в 1994 году. Со следующего года судостроительное производство было практически остановлено. Жизнь завода поддерживалась заказами отдельных энергетических и железнодорожных компаний, строительными подрядами и выпуском мебели.
Долги росли, в частности по зарплате, работники начали массово увольняться. В результате многолетнего упадка численность персонала с пиковых 3,5 тысячи человек упала до 850 человек.
К концу 1980-х годов из-за низких зарплат и нехватки жилья молодые стали уезжать. Оставшиеся рабочие не успевали производить комплектующие части — срывались графики отгрузки судов заказчикам. В декабре 1987 года предприятие уже не имело стабильных заказов в судостроении, и завод взялся за строительство жилых домов и объектов инфраструктуры Кокуя.
После распада СССР в 1991 году Сретенский завод потерял связи с бывшими союзными республиками. На поток поставили производство лебёдок, гидростатов, мебели.
В 1992-м предприятие акционировалось и стало ОАО «Сретенский судостроительный завод», государственный пакет акций был продан в 1994 году. Со следующего года судостроительное производство было практически остановлено. Жизнь завода поддерживалась заказами отдельных энергетических и железнодорожных компаний, строительными подрядами и выпуском мебели.
Долги росли, в частности по зарплате, работники начали массово увольняться. В результате многолетнего упадка численность персонала с пиковых 3,5 тысячи человек упала до 850 человек.
Банкротство: иски, уголовные дела, работники-пенсионеры
В итоге в 2001 году предприятие заявило о банкротстве, а в 2002 году активы завода передали в уставной капитал новосозданной дочки ООО «Сретенский судостроительный завод». Какое-то время она жила строительством и ремонтом школ в ближайших сёлах и уже привычным производством мебели — для тех же школ.
В 2004–2005 годах завод обрёл новых крупных заказчиков: РЖД, «Ново-Широкинский рудник», «Читаэнерго», Харанорская ГРЭС, ЗАО «НТ ИССО», Читинский филиал «Сибирьтелеком», «Рудник Апрелково», «Урюмкан», «Многовершинное», «Электросетьстрой», «Забайкальскавтодор», «Читинавтодор», «Трансмагистралькомплект».
Несмотря на то, что предприятие имело лицензии на кучу разных направлений работы (производство и ремонт вооружения и военной техники, работа с тепловыми и электросетями, строительная деятельность), завод по большей части занимался всем, что подвернётся под руку: строительством домов, услугами по поставке тепла, питьевой и технической воды, очистке стоков. Тогда же часть цехов законсервировали.
В 2005–2012 годах завод участвовал в региональных инвестиционных проектах, однако в тот же период начал вязнуть в судебных исках. Всего завод накопил 361 миллион рублей долгов, в том числе и по налогам. С 2010 года на предприятие подали 50 судебных исков на общую сумму более 174 миллионов рублей, в основном о взыскании кредитов и долгов за электроэнергию и за срыв строительных работ, а также 176 исков о взыскании долгов по зарплате.
Последнее судно завод спустил на воду в июле 2013 года, для этого предприятию пришлось призвать бывших сотрудников-пенсионеров.
«Позвали меня поработать в 2013 году, потому что некому было ни красить, ни изолировать. Специалистов не было — позвали пенсионеров. Мы всем старым коллективом доделывали этот корабль. Выпустили и надеялись, что люди посмотрят на него и будут ещё давать заказы. Нет, заказов больше не поступало, а завод продолжал разваливаться. Сейчас те, кто может, работают вахтами. А у кого силы воли нет, те запили», — рассказала бывшая работница Людмила Кузнецова.
После этого завод продолжил строить дома в Кокуе и ближайших посёлках до тех пор, пока один из таких проектов не вскрыл новые факты — администрация Кокуя незаконно отдала заводу 32-миллионный контракт, а когда предприятие не смогло выполнить его до конца, власти ничего не предприняли, а просто перевели застройщику всю сумму, переплатив 6,6 миллиона рублей. Так было до 2017 года, пока прокуратура не завела уголовное дело на главу администрации Кокуя. После этого завод не взял ни одного госзаказа.
22 февраля 2020 оперативники обыскали дом директора Сретенского судостроительного завода Петра Похитонова. Его обвиняли в сокрытии средств от налогов.
Последний иск о банкротстве (всего их было четыре с 2005 года) поступил 16 марта 2021 года — тогда за предприятием наблюдали, имущество всё ещё пытались сохранить, но уже с 1 июля 2021-го конкурсный управляющий начал продавать оборудование завода на торгах.
В 2004–2005 годах завод обрёл новых крупных заказчиков: РЖД, «Ново-Широкинский рудник», «Читаэнерго», Харанорская ГРЭС, ЗАО «НТ ИССО», Читинский филиал «Сибирьтелеком», «Рудник Апрелково», «Урюмкан», «Многовершинное», «Электросетьстрой», «Забайкальскавтодор», «Читинавтодор», «Трансмагистралькомплект».
Несмотря на то, что предприятие имело лицензии на кучу разных направлений работы (производство и ремонт вооружения и военной техники, работа с тепловыми и электросетями, строительная деятельность), завод по большей части занимался всем, что подвернётся под руку: строительством домов, услугами по поставке тепла, питьевой и технической воды, очистке стоков. Тогда же часть цехов законсервировали.
В 2005–2012 годах завод участвовал в региональных инвестиционных проектах, однако в тот же период начал вязнуть в судебных исках. Всего завод накопил 361 миллион рублей долгов, в том числе и по налогам. С 2010 года на предприятие подали 50 судебных исков на общую сумму более 174 миллионов рублей, в основном о взыскании кредитов и долгов за электроэнергию и за срыв строительных работ, а также 176 исков о взыскании долгов по зарплате.
Последнее судно завод спустил на воду в июле 2013 года, для этого предприятию пришлось призвать бывших сотрудников-пенсионеров.
«Позвали меня поработать в 2013 году, потому что некому было ни красить, ни изолировать. Специалистов не было — позвали пенсионеров. Мы всем старым коллективом доделывали этот корабль. Выпустили и надеялись, что люди посмотрят на него и будут ещё давать заказы. Нет, заказов больше не поступало, а завод продолжал разваливаться. Сейчас те, кто может, работают вахтами. А у кого силы воли нет, те запили», — рассказала бывшая работница Людмила Кузнецова.
После этого завод продолжил строить дома в Кокуе и ближайших посёлках до тех пор, пока один из таких проектов не вскрыл новые факты — администрация Кокуя незаконно отдала заводу 32-миллионный контракт, а когда предприятие не смогло выполнить его до конца, власти ничего не предприняли, а просто перевели застройщику всю сумму, переплатив 6,6 миллиона рублей. Так было до 2017 года, пока прокуратура не завела уголовное дело на главу администрации Кокуя. После этого завод не взял ни одного госзаказа.
22 февраля 2020 оперативники обыскали дом директора Сретенского судостроительного завода Петра Похитонова. Его обвиняли в сокрытии средств от налогов.
Последний иск о банкротстве (всего их было четыре с 2005 года) поступил 16 марта 2021 года — тогда за предприятием наблюдали, имущество всё ещё пытались сохранить, но уже с 1 июля 2021-го конкурсный управляющий начал продавать оборудование завода на торгах.
Что сейчас делает и не делает правительство Забайкалья, чтобы спасти завод
Конкурсный управляющий с 5 октября 2021 года сократил всех работников и выставил цеха на продажу как металлолом. 10 октября об этом заговорили СМИ, после чего вице-премьер правительства Забайкалья Александр Бардалеев заявил, что краевое министерство экономического развития начало поиск инвесторов. 14 октября министр сообщил, что потенциальный инвестор посетил завод, однако отказался назвать его имя. Бардалеев заверил, что минэкономразвития Забайкалья поможет решить основные проблемы работников: трудоустройство и долги по зарплате.
Спустя полмесяца 26 октября жители Кокуя и бывшие работники Сретенского завода написали письменное обращение к губернатору Забайкалья Александру Осипову. В нём они попросили публично объявить о поиске инвесторов для завода, а также собрать правительственную рабочую группу и создать предприятию преференции.
Спустя полмесяца 26 октября жители Кокуя и бывшие работники Сретенского завода написали письменное обращение к губернатору Забайкалья Александру Осипову. В нём они попросили публично объявить о поиске инвесторов для завода, а также собрать правительственную рабочую группу и создать предприятию преференции.
«Сегодня мы можем рассчитывать только на то, что губернатор обратит на завод внимание, направит сюда комиссию для выяснения всех возможностей восстановить завод. Я уверен, что мы ещё ничего не сделали, чтобы поставить на заводе точку», — представитель конкурсного управляющего завода Евгений Корнев.