74 года
от открытия месторождения
какая она — история освоения сурового Удокана
до промышленного гиганта
Здесь даже руда — необыкновенная
какая она — история освоения сурового Удокана
1949-2023
arrow
Удоканское медное месторождение расположено на севере региона, в суровом Каларском округе Забайкалья, в зоне распространения вечной мерзлоты, в сейсмоопасном районе. Это крупнейшее в России и третье неразработанное в мире месторождение металла, который все чаще стали называть «новой нефтью».

У месторождения долгая, интересная и тернистая история освоения — потребовалось более 70 лет, чтобы промышленная добыча меди здесь стала возможной. В 2023 году на Удокане вовсю кипит работа — завершается строительство и проходят холодные испытания уникального промышленного оборудования, чтобы дать старт первой очереди горно-металлургического комбината. В июне на Удокане практически завершили подготовку карьера к промышленной разработке, по конвейеру подали первую руду.
Но всего бы этого не произошло, если бы не экспедиция во главе с Елизаветой Буровой, которая случайно обнаружила проявления медной руды. Могли ли люди, открывшие месторождение в 1949 году, предположить, что для его изучения и старта разработки понадобится более 70 лет? Хотя, такой срок неудивителен: Удокан суров настолько, что подступиться к нему оказались готовы не сразу.
Хозяйка медной горы и медная леди:
кто и как обнаружил месторождение и положил начало Удоканскому проекту
Найти крупнейшее месторождение меди помог случай — в 1949 году сюда отправили экспедицию, которая по заданию правительства СССР искала уран. Члены экспедиции не обнаружили того, за чем отправлялись, но зато натолкнулись на огромное скопление медистых песчаников.

Первооткрывательницами Удоканского месторождения считают старшего геолога экспедиции Елизавету Бурову и ее коллегу Юлию Гребенникову, которая доказала, что медные залежи Удокана могут оказаться крупнейшими во всем Союзе.

В один из дней экспедиции, двигаясь по руслу ключа Скользкой, старший геолог Елизавета Бурова среди серо-коричневых камней заметила ярко-зелёный обломок. Этот цвет характерен для сульфата меди. Двигаясь вверх по руслу ручья зеленые куски породы стали попадаться чаще.

Юлия Гребенникова — коллега Буровой, изучив медные залежи Удокана более детально, доказала, что они превосходят по масштабам все известные на тот момент месторождения.
Образцы, найденные по воле случая, и результаты исследований отправили в Москву. Очень быстро приняли решение об организации разведки Удоканского месторождения — процесс начался в 1950 году. Говорят, что среди тех, кто был причастен к исследованию Удокана, ходила шутка о том, что лучше бы нашли месторождение на Луне — настолько местность была труднодоступной.

Целых шесть лет геологи, приехавшие со всех уголков Советского Союза, занимались разведкой месторождения, но на время работы были свернуты по приказу из Москвы.
Разработка меди здесь оказалась настолько сложной, что было принято решение законсервировать проект.

Все понимали, что у Удоканского медного месторождения высокий потенциал. Поэтому к освоению строптивой, но перспективной территории возвращались — работы возобновили в 60-х и 70-х годах. Но мечтам многих геологов СССР тогда не суждено было сбыться: технологии того времени так и не дали реализовать проект.
Елизавета Бурова,
геолог
Необычная руда
какие еще особенности есть у Удоканского месторождения
Территория, где расположилось медное месторождение, характеризуется резко континентальным климатом, сложным рельефом, развитой речной сетью, высокой сейсмической активностью, сплошным распространением многолетней мерзлоты значительной мощности, сложными условиями обводненности. Казалось бы, что в этих условиях просто невозможно работать.
Кроме особенностей местности и уникальной истории освоения, Удокан еще имеет и необычную руду.
Нна Удоканском месторождении выделены три основные природные разновидности руд:
халькозин-борнитовая
брошантит-малахитовая
халькопирит-пиритовая
Руды характеризуются преимущественно средней степенью окисления, причем среди окисленных минералов преобладают трудноизвлекаемые гидроксил-сульфаты, что является уникальной особенностью Удоканского месторождения. К таким минералам, в частности, относится брошантит.

Характер минерализации по участкам месторождения свидетельствует о крайней неравномерности содержания меди и ее окисленности. В результате тектонических явлений и большой сейсмичности распределение окисленных руд крайне неравномерно как по глубине, так и по простиранию рудных тел месторождения: фиксируются все технологические сорта руд, от чисто сульфидных до полностью окисленных. Постепенных переходов не отмечается, наоборот, переходы от сульфидных руд к окисленным резкие.
Анализ горно-геологических и горнотехнических условий залегания рудных тел, выход рудных тел на дневную поверхность, повышенная устойчивость руды и вмещающих пород, а также значительная глубина минерализации предопределяют применение комбинированного — открыто-подземного способа разработки месторождения.
Сложнейшие технологические задачи
Из-за технической неготовности к разработке сложных удоканских руд рассматривалось даже использование «мирного» ядерного взрыва. Но и эту отчаянную попытку было решено не совершать — слишком велики риски экологических последствий. После распада Советского Союза, проект, фактически, оставался в режиме ожидания.
Лишь в 2008 году, спустя 70 лет добыча «красного» металла стала возможной. Пишет историю компания «Удоканская медь», которой удалось разработать современные технологии так, чтобы извлечь металл из сложнейшей по составу руды.
И это произошло как раз в тот момент, когда уровень производства меди едва поспевает за ее потреблением в мире.
— История проекта говорит сама за себя. Более 60 лет не могли найти технические решения для освоения Удокана. Месторождение стало вызовом для советской промышленности. Сейчас же мы, фактически, взяли эту высокую планку.
Мы запатентовали уникальную флотационно-гидрометаллургическую технологическую схему, научились перерабатывать три типа руд — сульфидные, окисленные и смешанные, которые невозможно отделить друг от друга. На первом этапе применяется флотация, на втором — гидрометаллургия. Мы получаем два вида готовой продукции — сульфидный концентрат, содержащий 40-45% меди, и почти стопроцентную катодную медь.
"
Алексей Ящук,
генеральный директор компании
Спустя 74 года
Удокан в наши дни
На опытно-промышленной установке горно-металлургического комбината «Удокан» успешно завершили полупромышленные испытания применения специального селективного флотореагента, который позволит увеличить сквозное извлечение меди из руды более чем на 1% от проектных показателей и повысить объемы выпуска меди.

Технологи компании на стадии коллективной флотации добились стабильно высокого сквозного извлечения меди из руды на уровне 87,9 %.
— На стадии промышленных испытаний с применением новейшего оборудования ГМК «Удокан» уровень извлечения может быть еще выше
"
Алексей Ящук,
генеральный директор компании
Забайкальский край — один из богатейших регионов нашей страны, а поиски и разведка месторождений полезных ископаемых на севере территории — ярчайшая страница истории отрасли.
— Неотъемлемая часть Удоканского проекта — это судьбы удивительных людей, прежде всего, советских геологов, работавших в этом суровом крае в послевоенное время. Многие из них приобрели героический ореол еще при жизни — их имена вошли в хрестоматии и научные монографии. Глубочайшего уважения заслуживает труд тех тысяч людей, кто приближал промышленное будущее месторождения мирового значения. Сегодня освоение Удокана переходит в фазу промышленного производства, и мы собственными глазами видим то, чего ожидали несколько поколений геологов и горняков, — говорит Алексей Ящук.
"
Просмотров: 6 742