Практика на улице и истории с «полей». Рассказ
о жизни маркшейдера Эн+,
который успевает и работать, и преподавать
Рабочий коллектив часто сравнивают со слаженно работающим механизмом. Убери несколько деталей, и что-то точно пойдет не так, а без некоторых сотрудников — и вовсе сломается. Где-то незаменимой «деталью» служит менеджер, где-то — кондитер, а в добывающей компании «Разрезуголь», входящей в основанный Олегом Дерипаской холдинг Эн+, — технический директор и исполняющий обязанности главного инженера Виктор Рыжков.

Чуть меньше чем за два года мужчине удалось стать важной частью коллектива. За рабочей помощью или решением каких-то срочных вопросов коллеги напрямую идут к нему. Они знают, что он всегда найдет время. Также Виктор преподает в Забайкальском горном колледже, где студенты ценят его за умение рассказать просто о сложном.
Как удается хорошо выполнять свою работу сразу на двух серьезных должностях и при этом быть незаменимым в каждой из них — Виктор Рыжков поделился в интервью для проекта о ярких сотрудниках забайкальских организаций «Человек Дела».

Коллеги приходят к нему за советом, а студенты не скучают на лекциях
человек дела
4 сезон
— Почему вы выбрали именно горное дело?
— Среднее профессиональное образование я получил в Забайкальском горном колледже: учился по специальности «горный техник-маркшейдер». Выучиться по этому направлению мне рекомендовали родственники, и я к ним прислушался. Думал еще о профессии геодезиста как о запасном варианте. Но он мне не пригодился. Высшее получил заочно — в Иркутском национальным исследовательском техническом университете.
— И сколько лет удалось поработать в профессии?
— Шесть лет я трудился в Краснокаменске на подземном урановом руднике. В «Разрезугле» — год и девять месяцев. Сначала пришел на должность главного маркшейдера, а год назад меня перевели на исполняющего обязанности главного инженера и технического директора.
— Что входит в ваши обязанности на новой должности?
— Я руковожу деятельностью производства технических служб. В них входит геолого-маркшейдерский отдел, энергомеханический, служба охраны труда и техники безопасности, экологическая служба, а также углехимическая лаборатория и отделы качества. Я отвечаю за взаимодействие между ними, за техническое снабжение, согласование разработанных проектов. Контактирую с государственными органами и с различными надзорными службами.


Найти время для интервью Виктору удалось не сразу. Его еженедельник, как он показал, еще с понедельника расписан на неделю вперед. А у двери в кабинет постоянно дергается ручка: коллеги забегают что-то спросить или обращаются за помощью. Но на работу Виктор не жалуется, признается, что такой темп ему даже нравится.
— Виктор Олегович — один из лучших начальников за всю мою 20-летнюю карьеру. С ним легко работать: как руководитель он со всеми общается на равных. При этом к своим обязанностям он подходит ответственно и быстро всему учится. Хоть он в «Разрезугле» сравнительно недавно, но уже успел стать незаменимой частью коллектива, — рассказывает главный технолог «Разрезугля» Дмитрий Чугуевский.

Вечером или по субботам Виктор Рыжков преподает в Забайкальском горном колледже, где и получил свое первое образование. Так что основную работу он еще совмещает с преподаванием.
— Как вы с таким плотным графиком успеваете еще и преподавать?
— На самом деле, моя преподавательская деятельность помогает разгрузиться. В колледже я работаю чуть больше года. За время, что читаю лекции, вел три дисциплины: основы маркшейдерского дела, маркшейдерское обеспечение и топографо-геодезические изыскания. Студентам, кстати, тоже постоянно говорю, чтобы они не боялись дополнительных задач. Любая работа — это опыт и новые возможности.
— Расскажите, как произошел такой заметный рост?
— На должности главного маркшейдера я часто замещал бывшего главного инженера. Благодаря этому мне удалось изучить его работу. И когда должность главного инженера стала вакантной, директор назначил меня. Думаю, что профессионально вырасти в компании может любой, если будет качественно выполнять свои обязанности. К сотрудникам здесь лояльны, и мой пример не единственный.
— Как вы вообще начали работать в колледже?
— Меня позвали преподавать, как бывшего студента — того, у кого уже накопился определенный опыт в сфере и есть о чем рассказать. Я в профессии уже 8 лет и на лекциях делаю упор на том, с чем выпускники точно столкнутся на работе. То есть не просто вслепую отчитываю по методичке и рассказываю сухую теорию. Мне хочется, чтобы молодые специалисты после выпуска приходили на работу максимально подготовленными. Сейчас это, к сожалению, не всегда так.
— Кроме лекций как-то еще помогаете студентам стать «максимально подготовленными»?
— Да, в том году провел первую геодезическую практику для студентов. Она проходила не на производстве, а вокруг горного колледжа. Мы выстроили полигонометрические ходы и по ним работали. Я разбиваю студентов по бригадам, стою с ними «в поле», контролирую, чтобы они все свои расчеты выполнили правильно. К практике я довольно строго отношусь. Если студенты посчитали что-то неправильно, то отправляю их обратно в поле — пересчитывать. А вот к незнанию теории я чуть более спокоен. Я обычно говорю на парах, что можно не знать точных определений, как и что называется, но если студент может показать мне всё на графике, объяснить, как работает, или рассчитать что-то — зачет сразу.
— А что вообще должны уметь выпускники, чтобы быть готовыми к работе?
— В первую очередь это работа с маркшейдерскими, кинетическими приборами и их установка. Многие студенты после колледжа или института даже не знают, как их правильно ставить. Я стараюсь эти знания восполнить — так, чтобы работа с приборами происходила уже на автоматизме. Еще немаловажный аспект маркшейдерского дела — это расчеты. Например, знание синуса, косинуса, тангенса и котангенса — это базовая необходимость. Если ты знаешь, как посчитать площадь, периметр и другие показатели треугольника — ты можешь посчитать всё.
— Такое вот столкновение с реальностью профессии не отпугивает учащихся?
— Не отпугивает. Я, наоборот, стараюсь показать им, что ничего страшного в маркшейдерском деле нет. К примеру, многие из учащихся по началу боялись спусков в шахту: что там что-то сломается, обвалится или выйдет из строя. Но я объяснил им, что маркшейдер, который боится шахту, — это тот, кто плохо выполнил свою работу. Если ты качественно ее делаешь, то страха перед шахтой у тебя никогда не будет. К такому уровню и нужно стремиться.
На практиках Виктор Рыжков старается помочь студентам выработать те навыки, которые им пригодятся в профессии. А отличившимся ученикам даже готов предложить работу в «Разрезугле». Уже двое из таких получили свое приглашение в компанию — в ней ценят талантливых молодых сотрудников.
— А как сами студенты оценивают ваши методы преподавания?
— Мне кажется, самый яркий маркер того, что студентам мои пары нравятся, — это отсутствие скучающих лиц на парах. Даже последние парты слушают и не шумят. У нас со студентами немая договоренность о взаимоуважении: мы не перебиваем друг друга и не отвлекаем других. Если, допустим, нужно выйти — я говорю студентам, чтобы они лишний раз не отнимали время и просто тихо вставали и выходили. На поднимание рук, разрешения и прочее уходит время. Даже 10 секунд от лекции — это ценно.
— Есть мнение, что не только студенты учатся у преподавателя, но и наоборот. Вы как считаете?
— Да, это и правда так. Мне казалась, что я уже всё знал о профессии. Но ученики иногда задают такие вопросы, которые и меня, и моих коллег ставят в тупик. Чтобы ответить на один из таких, мне пришлось позвонить в Иркутск, где я получал высшее, и проконсультироваться с преподавателем. Еще я значительно подтянул навык владения речью — для преподавателя это и правда важно. Перед студентами нельзя мямлить, либо использовать рабочую лексику. Они просто вас не поймут — с ними надо говорить проще.
— Про обе работы и их специфику поговорили. А отдыхаете вы когда?
— Для отдыха у меня в основном воскресенье. Восстанавливаю силы крепким сном. Еще занимаюсь спортом — это вообще универсальный способ как можно отвлечься и разрядиться. А иногда уезжаю в деревню Елизаветино, чтобы побывать в родных краях — я там родился, но затем переехал в Читу.
— Давайте парочку финальных вопросов. Первый простой: вы любите свою работу?
— Да, люблю обе свои работы.
ООО «Разрезуголь»,
адрес: Чкалова, 124;
телефон: (3022) 21-15-41;
— И второй: что помогает вам любить работу и не выгорать?
— Я люблю работу в «Разрезугле» за отсутствие некой рутины, которая может быть в других профессиях. У нас ничего не стоит, всё постоянно движется, меняется и каждый день происходит что-то новое. Не бывает дня, когда ты пришел, сделал дела, ушел и на следующий день повторил. В «Разрезугле» работа максимально не шаблонная, тем и интересная. Не выгорать в таком темпе мне помогает как раз смена деятельности. Например, занятия спортом здорово могут разнообразить день, помочь отключиться от рабочих моментов. Но главное — это преподавание. Оно помогает зарядиться новыми впечатлениями. Между производством и чтением лекций разница большая. В одном месте приходится много говорить, а в другом много делать. За счет такой разницы получается учиться чему-то новому и не прокрастинировать.

Виктору Рыжкову удается не просто совмещать две серьезные должности, а на каждой выкладываться по максимуму. В «Разрезугле» он стал незаменимым сотрудником, за чьим советом и помощью обращаются коллеги. А в Забайкальском горном колледже — одним из любимейших преподавателей для своих студентов. Но что самое главное: обе работы ему удается не просто делать хорошо, а искренне любить. Он человек своего дела!
Просмотров: 2 519