«Усиливать сильное, а не подтягивать слабое»
Честное интервью с создательницей центра подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Эксперт рассказала, когда лучше начать готовиться к экзаменам, и дала неочевидные советы родителям
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в России вышла на беспрецедентно новый уровень. Еще 10 лет назад многие родители сталкивались с проблемой недоступности репетиторов. Но сейчас количество учебных центров и число преподавателей, благодаря которым можно успешно сдать экзамены, значительно увеличилось.
Теперь любой школьник способен отлично сдать экзамены и поступить на бюджет в топовый вуз страны. Так происходит с выпускниками учебного центра «Годограф», который за почти 9 лет работы в Забайкалье подготовил более 1500 школьников к сдаче экзаменов по специально разработанным программам. В 2022 году учебный центр попал в топ-10 образовательных центров года Народной премии CHITA.RU (18+).
Чем «Годограф» живет сейчас, как преподавателям удается вселять уверенность в детей, что делать, если не сдал экзамен, когда лучше начать занятия и как родителям вести себя с детьми в период подготовки к ЕГЭ — рассказала основательница учебного центра Наталья Васютина.
Чем «Годограф» живет сейчас, как преподавателям удается вселять уверенность в детей, что делать, если не сдал экзамен, когда лучше начать занятия и как родителям вести себя с детьми в период подготовки к ЕГЭ — рассказала основательница учебного центра Наталья Васютина.
— Это было случайно и неслучайно одновременно. Тогда мой старший сын плохо учился в школе, притом что мальчик он не глупый, просто очень ленивый. Когда он был в восьмом классе, а до экзаменов оставалось всего полтора года, я начала искать репетиторов. Но с ними не сложилось, потому что они просто делали домашние задания за ребенка. И, естественно, никакого результата мы не получили.
Тогда я серьезно задумалась. И однажды меня осенило. Почему я сама не могу создать место, где мой ребенок и такие же, как и он, будут качественно готовиться к экзаменам? Ведь я тоже преподаватель английского языка и знаю про обучение не понаслышке. Конечно, на тот момент у меня не было мысли, что со временем это выльется в такой большой учебный центр.
Тогда я серьезно задумалась. И однажды меня осенило. Почему я сама не могу создать место, где мой ребенок и такие же, как и он, будут качественно готовиться к экзаменам? Ведь я тоже преподаватель английского языка и знаю про обучение не понаслышке. Конечно, на тот момент у меня не было мысли, что со временем это выльется в такой большой учебный центр.
Выдвигайте учебный центр «Годограф» в номинанты Народной премии «Чита.Ру» (18+). Отдать голос за компанию можно до 18 августа 23:59.
Курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в Чите «Годограф»
#НароднаяПремияCHITA.RU
ИП Васютина Наталья Сагидовна, chita.godege.ru.
С репетиторами не сложилось: как появился учебный центр «Годограф»
— Как вам пришла идея создать учебный центр?
— Сначала занимались с детьми в маленьком кабинете, работали не покладая рук. Потом это дало свои результаты. В какой-то момент центр заметили, и люди к нам потянулись: сильные педагоги, большая часть которых работает здесь с самого основания, заинтересованные родители и дети. У нас всё получилось, потому что мне удалось собрать очень сильную команду. С первого дня открытия центра мы работали на результат и продолжаем делать это сейчас.
— Что было в самом начале?
— Крутые. Я вообще про наших учителей могу говорить бесконечно, ни одного интервью не хватит, чтобы перечислить все их достоинства и профессионализм. Но я ценю в них самое главное — то, что они способны дать мотивацию и заинтересовать ребенка своим предметом. Например, Дмитрий Сергеевич Алексеев — учитель истории и обществознания. Он работает у нас с самого основания центра. Это тот самый учитель, который способен влюблять в свой предмет и вызывать повышенный интерес к изучению истории. Дети просто в восторге от него. К ЕГЭ по математике готовят Алексей Николаевич Прокопчук и Рита Николаевна Лазебная — на мой взгляд, одни из сильнейших учителей математики во всём Забайкальском крае, которые также работают в команде с самого ее основания. Высокие баллы на ОГЭ — это заслуга Павловой Валентины Владимировны и Золотухиной Валентины Иннокентьевны. Есть учителя, которые пришли к нам в команду не так давно, но сразу стали настоящими звездами центра. Ирина Александровна Сухарева — учитель русского языка и литературы. Потрясающий преподаватель, большой профессионал своего дела. Дети с удовольствием посещали ее уроки и в итоге получали высокие баллы на экзамене. О наших преподавателях я могу говорить бесконечно.
— Какие преподаватели у вас работают?
— Только положительно. Ребенок сдал ОГЭ на 4 и 5. Это позволило ему без проблем поступить в 10-й класс. Я помню ту огромную очередь, когда из пяти 9-х классов набирали два 10-х. В итоге сын прошел, а затем также успешно сдал ЕГЭ и поступил в институт. И всё это благодаря тому, что занимался с нашими преподавателями.
— Как сказались занятия в «Годографе» на вашем сыне?
«Родители попросили открыть курсы для 6-х классов». Как готовят к экзаменам в этом учебном центре
— «Годограф» — это федеральная сеть учебных центров. Программы для нас разрабатывают столичные методисты, а наши педагоги затем их дорабатывают до идеала.
— Как выглядят учебные программы?
— Для ранней подготовки — 8-е классы, ОГЭ — 9-е классы и ЕГЭ — 10–11-е классы. Недавно запустили первые группы для семиклассников — по большей части готовим ребят к всероссийским проверочным работам (ВПР). Родители очень просили открыть курсы для шестых классов, поэтому с сентября начнем преподавать шестиклашкам русский язык и математику.
— Какие классы набираете для занятий?
— Всё должно быть в комплексе, и готовиться нужно системно. Наши преподаватели выкладываются на 100%, но, как бы они ни старались, очень многое зависит от самих детей. От того, насколько они готовы принимать новую информацию и работать с ней.
— Неужели качественно подготовиться к экзаменам за полгода не получится?
— В нашем центре маленькие группы, от 2 до 8 человек, которые разделены по уровням подготовки. С таким подходом у учителя есть больше времени, чтобы донести информацию. Со временем дети избавляются от страха показаться глупыми и спросить что-то не то, потому что преподаватели спокойно относятся к ошибкам. Да и уровень знаний в каждой группе примерно одинаковый. Нет лучших и худших, все дети равны. В этой непринужденной, комфортной атмосфере и формируется интерес к предмету.
Еще в «Годографе» работает детский психолог, к которому можно обратиться совершенно бесплатно, ведь наша задача — раскрыть внутреннюю мотивацию ребенка. Мы делаем так, чтобы выпускник понимал, что он делает и зачем. Когда пазл складывается, то и страхи рассеиваются.
Еще в «Годографе» работает детский психолог, к которому можно обратиться совершенно бесплатно, ведь наша задача — раскрыть внутреннюю мотивацию ребенка. Мы делаем так, чтобы выпускник понимал, что он делает и зачем. Когда пазл складывается, то и страхи рассеиваются.
— Как вашим преподавателям удается завладеть вниманием ребенка и вызвать интерес к предмету?
«Особенно радуют результаты тех, в кого никто не верил»
— В этом году наш ученик Егор Долгих, который ходил сразу на три предмета, сдал историю на 100 баллов. Подготовка к экзамену по этому предмету у нас одна из самых сильных в городе. Каждый год дети сдают ЕГЭ на 80+, а то и 90+ баллов. Этот год не стал исключением, ребята снова порадовали отличными результатами.
Меня особенно радуют результаты тех ребят, в которых никто не верил, а они взяли и сделали. Пусть набрали по баллам не так много, но даже этот результат — огромное достижение. Такие примеры очень вдохновляют, и у нас их достаточно.
Далеко ходить не будем, занимался мальчик, который с детства мечтал лечить людей, но химия ему давалась очень тяжело. И вот он приходит к нам, совсем слабый, в школе его уже накрутили и сказали, что сдать экзамены не получится, и убили всю веру в себя на корню. В итоге мы начали заниматься, в том числе и с психологом. И когда ребенок сдал экзамен и набрал 46 баллов, для меня это ощущалось как 146 баллов. Я реально заплакала, когда узнала результат. Это была общая победа всей нашей команды.
Меня особенно радуют результаты тех ребят, в которых никто не верил, а они взяли и сделали. Пусть набрали по баллам не так много, но даже этот результат — огромное достижение. Такие примеры очень вдохновляют, и у нас их достаточно.
Далеко ходить не будем, занимался мальчик, который с детства мечтал лечить людей, но химия ему давалась очень тяжело. И вот он приходит к нам, совсем слабый, в школе его уже накрутили и сказали, что сдать экзамены не получится, и убили всю веру в себя на корню. В итоге мы начали заниматься, в том числе и с психологом. И когда ребенок сдал экзамен и набрал 46 баллов, для меня это ощущалось как 146 баллов. Я реально заплакала, когда узнала результат. Это была общая победа всей нашей команды.
— Расскажите про самый громкий результат, которым вы гордитесь больше, чем остальными?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу сказать, что при подготовке к ЕГЭ нужно усиливать сильное, а не подтягивать слабое. Если у школьника проблемы с точными науками и он не умеет решать задачи по физике, то не нужно в 11-м классе настраивать его на поступление в технический вуз и отправлять к репетитору. Так вы только усложните жизнь себе и выпускнику. Лучше проанализировать, что нравится вашему ребенку, в чём он преуспевает, чего хочет, и уже от этого отталкиваться.
Например, ученик мечтает стать строителем и планирует поступать в технический вуз, но уровень подготовки по математике и физике при этом достаточно слабый. Подготовиться в кратчайшие сроки получится не у всех. Поэтому в таком случае можно искать альтернативу. Не обязательно сразу поступать в вуз, можно ведь сначала получить образование в колледже, а уже потом поступать в институт.
Бывает такое, что дети не сдают экзамены. И нам очень грустно получать такие результаты. Но они не становятся для нас сюрпризом. Так выходит, потому что либо дети начинают поздно готовиться, либо родители требуют от них слишком многого.
Например, ученик мечтает стать строителем и планирует поступать в технический вуз, но уровень подготовки по математике и физике при этом достаточно слабый. Подготовиться в кратчайшие сроки получится не у всех. Поэтому в таком случае можно искать альтернативу. Не обязательно сразу поступать в вуз, можно ведь сначала получить образование в колледже, а уже потом поступать в институт.
Бывает такое, что дети не сдают экзамены. И нам очень грустно получать такие результаты. Но они не становятся для нас сюрпризом. Так выходит, потому что либо дети начинают поздно готовиться, либо родители требуют от них слишком многого.
— Почему дети иногда не сдают экзамены?
Родителям также важно понять, что мы не волшебники и знания не усваиваются благодаря взмаху волшебной палочки. Хороший результат — это комплексный подход, отлаженная система, дисциплина, усидчивость и мотивация. Мы даем всё, что можем, но очень многое зависит от самого ученика. Иногда, когда видим, что ребенок не тянет, предлагаем родителям поискать альтернативу или пройти у нас тренинг осознанного выбора профессии и, возможно, изменить свое направление.
«Если выпускник верит в успех, то всё у него получится»
— Конечно, бывает такое, что ребенка могут обесценить и говорить, что у него ничего не получится. Но я так скажу, опыт показывает, что если выпускник сам нацелен сдать экзамены и верит в свой успех, то всё у него получится. Неважно, что говорят учителя, одноклассники или родители. Люди всегда будут что-то говорить.
А родителям я дам всего один важный совет. Вы должны поддерживать своего ребенка. Неважно, какой у него уровень подготовки и шансы сдать экзамены. Если вы станете для него поддержкой в этот непростой период, то многократно увеличите шансы на позитивный результат.
А родителям я дам всего один важный совет. Вы должны поддерживать своего ребенка. Неважно, какой у него уровень подготовки и шансы сдать экзамены. Если вы станете для него поддержкой в этот непростой период, то многократно увеличите шансы на позитивный результат.
— Какие советы вы могли бы дать детям и родителям, которым предстоит пройти подготовку к ЕГЭ?
— При системном подходе подготовиться к ОГЭ вполне реально и за год. Если говорить о ЕГЭ, то здесь индивидуально. Кому-то нужно два года, а кто-то и за 9 месяцев показывает прекрасный результат.
Тенденции, кстати, меняются. Если раньше десятиклассники после ОГЭ заявляли, что хотят годик отдохнуть, то теперь к нам приходит много ребят на двухгодичную подготовку. И это дает свои плоды.
Тенденции, кстати, меняются. Если раньше десятиклассники после ОГЭ заявляли, что хотят годик отдохнуть, то теперь к нам приходит много ребят на двухгодичную подготовку. И это дает свои плоды.
Больше подробностей об учебном центре «Годограф» в сообществе во «ВКонтакте» или по телефонам: +7−924−811−31−21, +7−914−355−03−33.
— Когда стоит начать подготовку к экзаменам?