






«Дети балета всегда видят больше красоты»:
большое интервью с девушкой, которая живет искусством и учит ему


— Для нас важно развитие гармоничной, развитой личности, чтобы дети приобщались к искусству и красоте, к тому, что есть что-то более высокое, воздушное и прекрасное. Так они ощущают себя совершенно по-другому. Воспитанники балета видят чуть-чуть больше красоты всегда.
Поэтому мы приобщаем их к искусству, устраиваем показы балетов, участвуем в спектаклях приезжающих артистов — они нас приглашают, и наши дети танцуют бок о бок с «большими» танцорами. Дети, которые растут на примере великих балерин, которые сквозь пот, слезы и труд приходили к красоте, преодолевали какие-то моменты… Они вдохновляются. Я счастлива, что всё больше людей приобщается к этому празднику красоты.
Поэтому мы приобщаем их к искусству, устраиваем показы балетов, участвуем в спектаклях приезжающих артистов — они нас приглашают, и наши дети танцуют бок о бок с «большими» танцорами. Дети, которые растут на примере великих балерин, которые сквозь пот, слезы и труд приходили к красоте, преодолевали какие-то моменты… Они вдохновляются. Я счастлива, что всё больше людей приобщается к этому празднику красоты.
Школа «Русского балета» прошла в топ-100 компаний в Народной премии CHITA.RU 2024-го.
Отдать свой голос за компанию можно по ссылке.
Отдать свой голос за компанию можно по ссылке.
Хореографическая школа «Русский балет»
— Каких ценностей придерживается школа?
— Большую роль играют родители. Я всегда говорю: «Вы должны поддерживать танцоров, любить то, что они делают, показывать свое участие». Следующий фактор — здоровье, чтобы ребенок мог заниматься физическими нагрузками. Мы принимаем только после того, как родители принесут справку от педиатра.
И третье, конечно, заинтересованность самих педагогов. Наши преподаватели не просто отрабатывают часы. Они горят, живут и дышат этим. Если хореограф не хочет ничего делать, то и у ребенка ничего не получится.
Главная особенность нашей школы в том, что мы подходим к воспитанию комплексно, развиваем у детей насмотренность. Например, недавно приезжал Бурятский театр оперы и балета Улан-Удэ, и мы более 100 детей привели посмотреть спектакль. Они этим вдохновляются, стремятся на занятия. Еще мы выезжаем на конкурсы — не так давно были в Благовещенске и Китае, привезли семь золотых медалей среди всех балетных городов. Незабываемая поездка.
Это всесторонний подход, чтобы показать, рассказать, научить, помочь. Ребенок должен быть окружен прекрасным.
И третье, конечно, заинтересованность самих педагогов. Наши преподаватели не просто отрабатывают часы. Они горят, живут и дышат этим. Если хореограф не хочет ничего делать, то и у ребенка ничего не получится.
Главная особенность нашей школы в том, что мы подходим к воспитанию комплексно, развиваем у детей насмотренность. Например, недавно приезжал Бурятский театр оперы и балета Улан-Удэ, и мы более 100 детей привели посмотреть спектакль. Они этим вдохновляются, стремятся на занятия. Еще мы выезжаем на конкурсы — не так давно были в Благовещенске и Китае, привезли семь золотых медалей среди всех балетных городов. Незабываемая поездка.
Это всесторонний подход, чтобы показать, рассказать, научить, помочь. Ребенок должен быть окружен прекрасным.
— Какие факторы влияют на то, состоится ли танцор?
— Да, конкретно в читинском филиале мы решили внедрить эти занятия, чтобы у детей не было, например, замыленной улыбки.
Нужно развивать детей эмоционально, это их очень раскрепощает. На актерском мастерстве они играют, изучают свои эмоции и их диапазон, смотрят отрывки из фильмов или из занятий в театральных школах. К примеру, нужно ребятам показать радость, а они не знают как. Мы объясняем: «Представьте, что Дед Мороз вам подарил не один подарок, а 10», они сразу кивают в восторге, что всё поняли (смеется).
А вообще детки у нас занимаются от 3 лет, мы берем всех без исключения, если нет противопоказаний. Занятия для малышей длятся 30 минут, для подростков — уже до 90. На классах у нас работает концертмейстер, играет живая музыка, что тоже развивает слух у детей.
Нужно развивать детей эмоционально, это их очень раскрепощает. На актерском мастерстве они играют, изучают свои эмоции и их диапазон, смотрят отрывки из фильмов или из занятий в театральных школах. К примеру, нужно ребятам показать радость, а они не знают как. Мы объясняем: «Представьте, что Дед Мороз вам подарил не один подарок, а 10», они сразу кивают в восторге, что всё поняли (смеется).
А вообще детки у нас занимаются от 3 лет, мы берем всех без исключения, если нет противопоказаний. Занятия для малышей длятся 30 минут, для подростков — уже до 90. На классах у нас работает концертмейстер, играет живая музыка, что тоже развивает слух у детей.
— Расскажите, а как проходят занятия? Говорят, у вас есть даже классы по актерскому мастерству?
— За каждое занятие детки получают специальную карточку с единичкой. Кто-то из малышей называет ее монеткой, кто-то — зарплатой (смеется). Один раз сходил на занятие — получил единичку. Собрав пять, дети получают карточку балерины. Когда собирают 10 балеринок, мы им торжественно выдаем настоящую медаль, красивую, на ленточке.
Конечно, деткам сразу хочется бежать за занятие. Каждый раз мы им еще даем наклейки, которые вклеиваются в специальный журнал, посвященный балету, правильному питанию, распорядку дня.
И для родителей это удобно — не приходится деток уговаривать, как обычно это бывает. Всё сразу работает, стоит вспомнить, что до значка балерины осталось одно занятие!
Конечно, деткам сразу хочется бежать за занятие. Каждый раз мы им еще даем наклейки, которые вклеиваются в специальный журнал, посвященный балету, правильному питанию, распорядку дня.
И для родителей это удобно — не приходится деток уговаривать, как обычно это бывает. Всё сразу работает, стоит вспомнить, что до значка балерины осталось одно занятие!
— Дарья Алексеевна, многие родители ваших подопечных говорят, что дети просто бегут на занятия и не хотят их совсем пропускать. Как вам удается мотивировать даже малышей?
— Ох да, родители при записи часто спрашивают, мол: «А вы ходите на пальцах? Ноги в кровь все сбиты? Бьете детей?» Скажу так: я выросла в очень жестких условиях в профессиональной студии балета, 11 лет простояла у станка. Балетная практика за кулисами театра бывает разная, с нами никто не церемонился. Иногда было жестко.
Сейчас такого, конечно же, нет, чтобы мы кого-то тронули. Мы можем подойти поправить, чтобы ребенок втянул животик, собрал коленочки, выпрямился. В школе «Русского балета» самое большое успокоение для родителей — наши камеры видеонаблюдения со звуком, где в онлайн-режиме можно смотреть за занятием.
Повторюсь, что мы воспитываем через любовь.
Сейчас такого, конечно же, нет, чтобы мы кого-то тронули. Мы можем подойти поправить, чтобы ребенок втянул животик, собрал коленочки, выпрямился. В школе «Русского балета» самое большое успокоение для родителей — наши камеры видеонаблюдения со звуком, где в онлайн-режиме можно смотреть за занятием.
Повторюсь, что мы воспитываем через любовь.
— У некоторых родителей есть много опасений, потому что про подходы воспитания в балете ходят разные слухи — про жесткость, крики, чуть ли не битье палками по спине. Что думаете по этому поводу?
— Дарья Алексеевна, последний вопрос-просьба. Опишите балет тремя словами.
— Труд, грация, восхищение. Хотя даже этих слов будет мало, чтобы описать это великое искусство.
Балет. Как много скрывается в этом слове. Грация и изящество, нежность, легкость и сила, стойкость и упорство и, конечно, одухотворяющая красота. Искусство балета окрыляет и заставляет зрителей перенестись в другой мир, где есть только история артистов, их невероятные костюмы, сказочные декорации и заставляющие ахнуть постановки. Эмоции, испытываемые во время спектакля, кажутся бесконечным калейдоскопом, который не хочется останавливать.
Помимо высоких чувств, балет вызывает много сомнений. Вокруг этого искусства ходят тайны, загадки и переживания — особенно у родителей, которые только размышляют над тем, чтобы отдать ребенка туда. И многие даже не догадываются, что в Чите есть балетная школа с новым подходом к воспитанию танцоров — через любовь, доброту и чувственное восприятие внешнего мира.
Помимо высоких чувств, балет вызывает много сомнений. Вокруг этого искусства ходят тайны, загадки и переживания — особенно у родителей, которые только размышляют над тем, чтобы отдать ребенка туда. И многие даже не догадываются, что в Чите есть балетная школа с новым подходом к воспитанию танцоров — через любовь, доброту и чувственное восприятие внешнего мира.
Хореографическая школа «Русский балет» — международная сеть, основанная в Санкт-Петербурге и работающая по всей стране. Читинский филиал считается самым крупным по количеству на один филиал детей, которые познают здесь искусство.
Сейчас в школе «Русского балета» в Чите занимается более 230 детей. И уникальность ее в том, что к развитию детей хореографы подходят комплексно, уделяя внимание физическим качествам и, что важно, здоровью психики. Здесь никто не рвет шпагаты, не бьет палками и не заставляет детей стоять часами на пальцах. Всё мягко, аккуратно и чутко.
Дарья Бабич — руководитель школы «Русского балета» в Чите. Она рассказала, какие ценности хореографы вкладывают в детей, как учат быть их настоящими балеринами, справляться с трудностями и видеть красоту там, где многие ее не увидят.
Дарья Бабич — руководитель школы «Русского балета» в Чите. Она рассказала, какие ценности хореографы вкладывают в детей, как учат быть их настоящими балеринами, справляться с трудностями и видеть красоту там, где многие ее не увидят.
— Во-первых, желание ребенка. Если он с малых лет двигается под музыку, это первый звоночек. И даже если вы в 3 года отдадите ребенка на балет, никто его не поставит сразу к станку, не переживайте. Мы занимаемся с такими малышами развитием слуха и музыкальности. Все занятия проводим через игру и детский танец, придумываем сказки и увлекаем ребенка.
Во-вторых, физическое состояние, здоровье. Без этого никуда.
Хотя бывают случаи, что специалисты даже рекомендуют идти на балет, как это было у прошлого руководителя нашей школы. Ее дочке как раз посоветовали занятия этим искусством, а в Чите не было ни одной секции и балетной школы, поэтому она решила открыть ее сама. Мы даже подумать не могли в самом начале, что будет такой масштаб, такое количество детей, концерты два раза в год, когда раскупают билеты за 20 минут…
И третье — это дисциплина самих родителей. У нас так не работает, что сегодня придем, а завтра не придем. Тогда ребенку будет тяжело развиваться и учиться балету, очень важна стабильность.
Во-вторых, физическое состояние, здоровье. Без этого никуда.
Хотя бывают случаи, что специалисты даже рекомендуют идти на балет, как это было у прошлого руководителя нашей школы. Ее дочке как раз посоветовали занятия этим искусством, а в Чите не было ни одной секции и балетной школы, поэтому она решила открыть ее сама. Мы даже подумать не могли в самом начале, что будет такой масштаб, такое количество детей, концерты два раза в год, когда раскупают билеты за 20 минут…
И третье — это дисциплина самих родителей. У нас так не работает, что сегодня придем, а завтра не придем. Тогда ребенку будет тяжело развиваться и учиться балету, очень важна стабильность.
— Что важно учитывать перед тем, как отдать ребенка на балет?
— Ой, это самое яркое детство. Танцевать я начала с 5 лет. Мое детство прошло за кулисами, это было невероятно. Думаю, что все творческие дети, пропитанные духом искусства, болеют им всю жизнь. Сколько я провела времени в театре, сколько общалась с артистами, как мне повезло с педагогами…
Им, конечно, отдельное спасибо. В них сочетались и строгость, и талант, и красота. Это были солисты театра, такие люди, просто глядя на которых получаешь эстетическое удовольствие. Когда педагог показывает тебе адажио у станка, у него нога выходит за 180 градусов, такой взъем… Это невероятно, не можешь наглядеться. Хочешь соответствовать.
Балет для меня — это жизненный путь, то, на что я могу опереться, фундамент хореографии. Я танцую еще современные стили, уличные, преподаю и их. Но основа, которая заложена классической хореографией, — ее ничем не заменить.
Им, конечно, отдельное спасибо. В них сочетались и строгость, и талант, и красота. Это были солисты театра, такие люди, просто глядя на которых получаешь эстетическое удовольствие. Когда педагог показывает тебе адажио у станка, у него нога выходит за 180 градусов, такой взъем… Это невероятно, не можешь наглядеться. Хочешь соответствовать.
Балет для меня — это жизненный путь, то, на что я могу опереться, фундамент хореографии. Я танцую еще современные стили, уличные, преподаю и их. Но основа, которая заложена классической хореографией, — ее ничем не заменить.
— Дарья Алексеевна, а что значит балет именно для вас?
— Наверное, потому что люди видят в этом что-то несовместимое. Такие физические усилия и спокойствие на лице. Нам всегда говорили — как бы тебе трудно ни было, ты должен держать лицо, чтобы никто не понял, что тебе трудно. Даже капельку.
Вспомните, когда балерина выходит и исполняет 32 фуэте с умиротворенным лицом? Как изящно и грациозно она это делает. И за этой красотой стоит несколько лет репетиций. Это вызывает мурашки, завораживает. Потому что любой поворот головы, взмах пальчиком и наклон корпуса — за этим скрывается огромная работа, иногда такая, что кажется, что человеческий организм на это не способен.
Знаете, это как великие спортсмены, которые поднимают невероятные веса или делают рывки в беге, ты на это смотришь и думаешь — как? А в балете это еще и так красиво, так музыкально.
Вспомните, когда балерина выходит и исполняет 32 фуэте с умиротворенным лицом? Как изящно и грациозно она это делает. И за этой красотой стоит несколько лет репетиций. Это вызывает мурашки, завораживает. Потому что любой поворот головы, взмах пальчиком и наклон корпуса — за этим скрывается огромная работа, иногда такая, что кажется, что человеческий организм на это не способен.
Знаете, это как великие спортсмены, которые поднимают невероятные веса или делают рывки в беге, ты на это смотришь и думаешь — как? А в балете это еще и так красиво, так музыкально.
— Как вы думаете, почему балет так завораживает?