«Шрамы» на земле, памятники из гильз и 54-метровая стела.

Что поразило делегацию Читинской области на
Халхин-Голе
Только монгольский водитель мог разобраться, в какую сторону ехать по этой бескрайней и, на первый взгляд, однообразной желтой степи, чтобы добраться от Чойбалсана до Халхин-Гола. По короткому пути — триста сорок километров. Лишь изредка разнообразили степные пейзажи лошади монгольской породы, верблюды, помогавшие качать воду из колодцев, и многочисленные стада дзеренов. Тяжела и утомительна долгая дорога до пункта назначения. Но куда тяжелее было солдатам 1939 года, преодолевавшим это расстояние пешком по июльской жаре, чтобы сразиться с японскими захватчиками у реки на востоке аймака.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
В апреле 1986 года делегация Читинской области отправилась в Восточный аймак Монгольской Народной Республики, где в течение пяти дней ей предстояло не только познакомиться с опытом работы ревсомольских организаций и заключить договор о соревнованиях между забайкальскими и местными шахтерами, но и побывать в местах совместных боевых действий советских и монгольских воинов против японских агрессоров в районе реки Халхин-Гол. Делегацию тогда составляли редактор «Комсомольца Забайкалья» Виктор Курочкин, на тот момент второй секретарь Агинского райкома комсомола Баир Жамсуев (на главном снимке он сидит в окопе), шахтеры угольного разреза «Харанорский» и я в качестве фотокора.
Уже на подъезде к сомону Сумбэр, за возвышенностью, на которой когда-то располагался командный пункт генерала Жукова и маршала Чойбалсана, замаячил пик стелы, воздвигнутой к 45-летию победы в битве. Возвышаясь над землей на грандиозные 54 метра, она напоминала о подвиге прошлого и в то же время своей скульптурной композицией в виде каменных пушек и рвущихся в бой солдат служила предупреждением для нынешних милитаристов. Там же, в сомоне Сумбэр, нам довелось посетить большой музей ратной славы, открытый к тому же юбилею, что и памятник, и насчитывавший в своей коллекции тысячи артефактов халхинголской битвы. Часть экспонатов на местах сражения собрали ревсомольцы местной средней школы.
Но больше всего поразили не столько музей и стела, сколько братская могила павших воинов. Тысячи монгольских цириков и бойцов Красной армии, отдавших свою жизнь в исторических сражениях за свободу, независимость и счастливое будущее страны, покоятся здесь, у реки Халхин-Гол. Всё еще помнит природа о событиях 39-го года, не «заросли» на земле шрамы — воронки от взорвавшихся снарядов. Всё еще говорят о случившемся памятники, сделанные из пушечных гильз и бочек из-под топлива, и монумент, сооруженный решением правительства МНР в честь 15-летия халхинголской победы.
15 сентября будет отмечаться юбилей победы на реке Халхин-Гол. Ровно 85 лет назад, сразу после вторжения Квантунской армии на территорию Монголии, СССР откликнулся на просьбу дружественного государства о помощи и очистил территорию от сил захватчиков. Важность этого события трудно переоценить. В начале сентября Владимир Путин посетил Улан-Батор с официальным визитом, где напомнил, что по сей день узы боевого братства, скрепившие народы наших стран, являются надежной основой для дружбы, сотрудничества и добрососедства.
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.