Как политик-«камикадзе» в Чите побывал.

Смотрите редкие фото
Егора Гайдара

Почти 30 лет назад, 11 сентября 1995 года, в первый и последний раз в Чите побывала одна из самых неоднозначных политических фигур страны — бывший вице-премьер правительства, автор программы рыночной трансформации российской экономики, более известной под названием «шоковая терапия», Егор Гайдар. Приехал он в качестве депутата Госдумы и председателя фракции «Выбор России», чтобы встретиться с избирателями и дать интервью журналистам. Делюсь с вами редкими фотографиями с того дня, которые не публиковались ранее ни в одном издании.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Чуть меньше года реформаторской деятельности потребовалось внуку двух известных писателей, чтобы окружить себя как миллионами единомышленников, так и миллионами врагов. Одни считали Гайдара гением и уважали как основоположника рыночной экономики в России, другие обвиняли в развале народного хозяйства, жуткой инфляции и падении уровня жизни россиян. Рассуждать, какая сторона права, я не стану, лишь поделюсь с вами фоторепортажем и несколькими фактами из профессиональной биографии политика.
Если кратко, ситуация в стране после распада СССР была следующей: полки магазинов опустели, не было даже мыла, деньги перестали работать, институты власти оказались недееспособны, валютные ресурсы были на исходе. Желающих занять ключевые посты в правительстве государства, стоящего на грани краха, находилось немного: это считалось равносильным политическому самоубийству. Такими «камикадзе», взявшими на себя ответственность за будущее народа, стала команда Егора Гайдара с их трёхлетним планом стабилизации российской экономики.
В годы депутатской деятельности бывший редактор «Комсомольца Забайкалья» и «Народной газеты» Виктор Курочкин неоднократно встречался с автором рыночных реформ лично и вот что рассказал о его позиции в политике:

Большинство людей никогда не смогут простить правительству огромные цены, отсутствие товаров и приватизацию государственной собственности. Егор Гайдар и сам выражался, что правительство было «расстрельное». Но в то же время на такие радикальные меры он пошёл из искреннего убеждения, что таким образом сможет спасти страну. Плановая система развития экономики рухнула, было сложно резко перейти на рыночную, приходилось делать это болезненно. Понятно, что переход к рынку был необходим. Другой вопрос, что, наверное, всё нужно было сделать немного по-другому. Нужно было начинать этот процесс ещё во времена Михаила Горбачева, когда начала появляться первая частная собственность, первые кооператоры. Но история не терпит сослагательного наклонения.
Чем дальше от центра страны, тем большее непонимание в народе вызывали намерения Гайдара. Как показывала практика, фракция Егора Тимуровича «Выбор России» получала меньшее количество голосов на выборах, в то время как в лидерах оставались ЛДПР и КПРФ. Так обстояла ситуация и в Читинской области. Тем удивительнее было Гайдару и приехавшему вместе с ним товарищу по партии, генерал-полковнику Эдуарду Воробьёву получить вполне доброжелательный приём. Вести беседы гостям довелось по большей части с благодарной аудиторией: сначала это были работники Комитета экономики администрации области, затем преподаватели и студенты коммерческой и экономической академий. Егор Гайдар поделился с забайкальцами своим видением текущего и будущего социально-экономического положения России, Чеченской войны, собственных реформ и, дав последние интервью местным изданиям, отправился дальше — в Улан-Удэ.
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.