«Ногу спасти невозможно, надо спасать голову»
Гнойный хирург рассказал, как курение может привести к ампутации
Гнойная хирургия — одна из отраслей медицины, которая занимается лечением и профилактикой гнойных инфекций в организме человека. Этот раздел хирургии — одно из важнейших направлений в здравоохранении, которое используют врачи, чтобы лечить инфекции в тяжелых случаях.

Каждый день гнойные хирурги принимают серьезнейшие решения, которые не всегда одобряют сами пациенты. Порой, чтобы сохранить человеку жизнь, им приходится идти на крайние меры, одна из них — ампутация. Провести операцию по отсечению пораженной части тела не составляет труда для опытного врача, куда сложнее сообщить эту новость пациенту и объяснить, почему это необходимо.
«Работа не из легких, но ведь кто-то должен этим заниматься»
«Надо чувствовать пациента, где-то подбодрить, а где-то и поругать»
Диабетиков становится всё больше
Герой интервью — завотделением Краевой клинической больницы Дмитрий Фомин
Дмитрий Фомин — врач высшей категории и заведующий отделением гнойной хирургии в самом крупном лечебно-профилактическом учреждении Забайкалья Краевой клинической больнице. Через этого специалиста проходят сотни пациентов в тяжелом состоянии, находящиеся на грани жизни и смерти.

Дмитрий Фомин и его коллеги не только вытаскивают людей с того света, но и сохраняют поврежденные конечности даже в самых тяжелых случаях. В этом интервью врач рассказал, какие факторы влияют на выздоровление пациента, как чипсы и газировки могут привести к диабету, а курение — к ампутации, и почему так важно не терпеть боль, а своевременно обращаться к специалистам.
— Гнойный хирург — это тот же самый хирург, только он специализируется не на «чистых» операциях, а работает с патологиями. Отделение гнойной хирургии создано, чтобы медики углублялись в течение болезней с осложнениями и с течением времени создавали свои наработки. Благодаря опыту более старших коллег мы понимаем, куда нужно ставить дренаж (способ выведения из ран лишней жидкости и гноя. — Прим. ред.), а куда — нет, когда пациента необходимо прооперировать повторно, а когда можно вылечить более консервативными методами. Всех хирургических пациентов в любых стационарах так или иначе разделяют на две условные группы: «чистые» и «гнойные». И они ни в коем случае не должны пересекаться.
— Дмитрий Павлович, расскажите немного о своей деятельности. Чем занимается гнойный хирург? Сколько лет вы уже работаете врачом?
— Мой врачебный стаж начался с 2007 года и насчитывает около 18 лет. Я работаю гнойным хирургом — это обычный хирург, но с уклоном в лечение осложнений, которые произошли на амбулаторном этапе. Если люди своевременно не обратились к врачу и довели ситуацию до воспаления или нагноения, то это наши пациенты.
— Почему деятельность гнойного хирурга так востребована сегодня, тем более после того, как человечество научилось справляться с серьезными эпидемиями?
— С какими болезнями и ситуациями гнойному хирургу приходится сталкиваться чаще всего?
— С гнойными заболеваниями любой локализации. Часто работаем с осложнениями аппендицита. Порой люди до такой степени запускают свои болезни, думая, что оно само пройдет, что у них даже болевые ощущения исчезают из-за отмирания нервных окончаний в аппендиксе. Это я сейчас в пример гангренозный аппендицит привел. При таких болячках мы живот-то даже не сразу зашиваем, а через два-три дня, пока полностью не избавимся от инфекции.
— Для меня это уже давно обычная работа. Да, пациенты тяжелые, да, трудно. Но ведь кто-то должен этим заниматься.
«Работа не из легких, но ведь кто-то должен этим заниматься»
— Какие операции выполняет гнойный хирург?
— В отделении гнойной хирургии Краевой клинической больницы проводятся операции на грудной клетке, органах брюшной полости, конечностях и даже на сосудах совместно с коллегами из других отраслей медицины.
— Говорят, что отделение гнойной хирургии — одно из самых страшных и тяжелых для работы. Что вы думаете об этом?
— Конечно, у нас вообще вся больница работает как единый организм, ведь Краевая клиническая больница — многопрофильный стационар. У врачей всегда есть возможность посоветоваться и взять информацию у коллег из других отделений. К примеру, если поступил пациент с осложнениями от сахарного диабета, то без эндокринолога не обойдется.
— Вы работаете в связке с другими хирургами?
— Все мои напарники очень перспективные, любознательные и целеустремленные люди. Они каждый день овладевают новыми технологиями и способами лечения пациентов. Это врачи-хирурги Антон Коваль, Борис Азаров, Бато Тангаев, Санжи Гочеев, Антон Красильников. Все эти ребята из моего отделения.
— Ваши коллеги — какие они? Можете немного рассказать о них?
— Да всё сложно, на самом деле. Оценивать, диагностировать, анализировать, принимать решения.
— Людей, которые сдаются, к сожалению, немало. Вселить в них жизнь — моя задача. И это постоянный процесс. Здесь помогает психология. Без нее никак. Надо чувствовать пациента. Где-то подбодрить, проявить внимание и заботу, где-то, наоборот, ругать. В этом мне очень хорошо помогает средний медицинский персонал, который ухаживает за больными.
— Как вам удается образумить таких больных?
— Что самое сложное в работе гнойного хирурга?
«Надо чувствовать пациента, где-то подбодрить, а где-то и поругать»
— Личное отношение человека к себе и своей жизни. Бывает, что проведешь сложнейшую операцию, а у пациента нет уже желания жить. Такие начинают проявлять пассивность, отказываются от еды… И ты хоть с бубном вокруг него прыгай, но пока он сам не захочет вылечиться — всё будет бесполезно. Еще я бы отнес сюда питание, образ жизни и моральный настрой родственников.
— Какие факторы влияют на то, поправится человек или нет?
Краевая клиническая больница прошла в топ-100 компаний в Народной премии CHITA.RU 2024-го. Отдать свой голос за компанию можно по ссылке.
Краевая клиническая больница
— Какие правила нужно соблюдать, чтобы не стать вашим пациентом?
— Вести здоровый образ жизни, заботиться о себе и своевременно обращаться к врачам. Головная боль любого врача — пациенты, которые наплевательски относятся к своему здоровью. Частый случай, когда в приемный покой приезжают люди, которые несколько дней терпят острую боль, заглушая ее обезболивающими и антибиотиками. Когда спрашиваешь, почему не обращались раньше, на всё один ответ: «Думал, что само пройдет».
Диабетиков становится всё больше. Болезнь провоцирует нездоровый образ жизни
— Летом в основном нагноительные заболевания конечностей, запущенные травмы, фурункулы, гидраденит, карбункулы и так далее. Зимой больше с осложнениями от пневмонии. В последнее время повысилось число пациентов с осложнениями сахарного диабета. Диабетиков вообще стало больше, как и людей с ожирением.
— Сезонность играет в медицине большую роль. С какими случаями чаще всего приходится работать в теплое время года, а с какими в холодное?
— Объясняю, что жизнь на этом не заканчивается, часто привожу такую фразу, что «ногу спасти невозможно, надо спасать голову», пока работает голова, можно встать на протез. Рассказываю о возможностях современного протезирования, показываю рекламу, они сейчас многофункциональные, люди даже бегают. Привожу примеры из жизни паралимпийцев, которые достигают невероятных результатов благодаря силе воли.
— Ампутация — болезненный во всех планах процесс для любого человека. Как вам удается убедить людей, что это необходимо?
— С образом жизни. Знаю, что современные родители с раннего возраста позволяют детям есть чипсы, лапшу быстрого приготовления, газировки, энергетики и прочий фаст-фуд. Всё это приводит к нарушению углеводного обмена и вследствие этого возникновению сахарного диабета. А что влечет за собой сахарный диабет? Инсульт, инфаркт, проблемы с почками и конечностями. Курение — тоже самое, мало кто из курильщиков понимает, что вредная привычка может привести к ампутации.
— С чем это связано, по вашему мнению?
— Любая гангрена — это уже необратимый процесс, и если вовремя не прооперировать, то пораженная часть тела начнет отравлять весь организм. Вообще любая гангрена — это запущенность, следствие того, что пациент не обратился вовремя за помощью. Во всех остальных случаях мы боремся до конца, чтобы сохранить часть тела. К счастью, медицина совершенствуется, и случаев, когда обходится без ампутации, становится больше.
— В каких случаях можно сохранить конечность, а в каких нет?
Просмотров: 328