Ревматолог и инфекционист, которые стали преподавателями
как практики ЧГМА развиваются в науке и медицине?
Сначала девочка играла в школу, а после захотела стать врачом
Молодой преподаватель — о науке, студентах и помощи с жильем от академии
Сейчас в ЧГМА работает почти 300 преподавателей
В этом году в Народной премии CHITA.RU появилась новая номинация — «Работодатель года». В ней за победу борются различные компании, организации и учреждения Забайкальского края. Не стала исключением и Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА), работники и выпускники которой известны по всей России.

Но кто, как не сами преподаватели академии, могли предложить ЧГМА в эту номинацию, помочь ей ворваться в десятку лучших и попробовать занять первое место?

И чтобы все забайкальцы тоже смогли узнать об академии, как о работодателе, ее педагоги Альвина Емельянова и Олеся Портянникова рассказали, каково это — совмещать медицину, занятия со студентами и науку.
— Опять вспоминаю далекие 90-е годы, когда оканчивала ординатуру и могла представлять свои научные работы только в рамках нашего города. Сейчас же у академии есть статусность и возможности, поэтому мы можем выезжать на межрегиональные и международные конференции со своими научными изысканиями.
И по моему мнению, мощь ЧГМА с каждым годом становится всё больше и больше, научная поддержка становится сильнее. У нас вначале были небольшие лаборатории, сейчас они имеют уже мировой выход, ведь у нас значительная генетическая лаборатория, проводятся молекулярные исследования. Мы не просто преподаватели, мы — приверженцы науки, и нас поддерживают в академии.
— Альвина Николаевна, почему в самом начале своего пути вы выбрали именно ЧГМА?
— Передо мной были две чаши весов: на одной стороне — профессия педагога, на другой — врача. Игрушки тоже были поделены: с одной стороны — ученическая доска, мел и куклы за партой, с другой — куклы в белых халатах и я с фонендоскопом. Поэтому, когда мне нужно было поступать в вуз, я металась между двумя зданиями: новым педагогическим на Бабушкина, ведь я с детства занималась математикой, участвовала во всероссийских олимпиадах, и вторым — ЧГМА на Горького, куда я зашла и почувствовала трепет и дрожь по всему телу.
Меня поразила масштабность академии, ее величие, а колонны впечатлили на всю жизнь. Именно с этого момента начался мой путь к врачеванию. Но всё-таки в будущем сыграло роль и то, что я хотела быть педагогом. Поэтому через пару лет окончила клиническую ординатуру по инфекционным болезням и осталась на кафедре преподавать.
— За всё то время, что вы работаете в ЧГМА, насколько она выросла, изменилась, какие новые возможности стала предлагать своим преподавателям?
— Где чаще всего проходят ваши пары: в главном корпусе или в больнице?
— Как я уже говорила, наша кафедра клиническая, а значит, занятия мы проводим на базе Краевой клинической инфекционной больницы. Также у нас тесные взаимоотношения с практическим здравоохранением, и поэтому наши будущие коллеги могут работать с пациентами. Расписание составляется так, чтобы у нас была возможность практиковать, преподавать, быть научными деятелями и даже воспитателями для первого курса. Всё здесь взаимосвязано и удобно.
— 34 года в статусе преподавателя. После окончания ординатуры и получения статуса врача-инфекциониста работала доктором и ассистентом кафедры, далее стала ее доцентом и заведующей.
Сначала девочка играла в школу, а после захотела стать врачом
— Как давно вы работаете в ЧГМА и каким был ваш карьерный путь?
— Наша кафедра имеет два направления — клиническое и теоретическое. Первое тесно связано с работой с COVID-19. Мы лечим больных с инфекционной патологией и одни из первых узнаем о новых тяжелых заболеваниях.
С другой стороны, наша кафедра интересна еще и тем, что мы работаем и с первокурсниками, и со старшекурсниками. Мы помогаем им определиться с профессией, даем четкую базу и направляем во время всего обучения.
— Чем интересна кафедра инфекционных болезней, на которой вы работаете?
— Оставшись на кафедре ассистентом, я сразу почувствовала заботу о себе. Ведь сама я приехала из Хилокского района, п. Могзон, жила в общежитии, работала. Позже ректор предложил переехать в комнату в студенческом блоке, а когда у меня появился ребенок, нам выделили место в семейном общежитии. И я всегда говорю, что жила в элитном здании, потому что это был центр города, у меня была двухкомнатная квартира.
Далее я продолжала заниматься клинической, педагогической и научной работой. Задумалась о покупке своего жилья, но в тяжелые 90-е годы купить его было почти невозможно. Нам были предложены льготные ипотеки. Появилась возможность приобрести квартиру с большой материальной помощью от Читинской государственной медицинской академии. Поэтому заботу ЧГМА я чувствовала на всём своем жизненном пути. Да и возможнось заработать, получить поддержку в академии всегда была, есть и будет.
— Когда вам предложили преподавать в ЧГМА, какие возможности давала академия для молодых специалистов?
Альвина Емельянова, заведующая кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ЧГМА, доктор медицинских наук, доцент, с детства чувствовала, что нужно идти в медицину. Сперва это были смелые детские мечты, но после окончания школы они стали реальностью и страстью на всю жизнь.
Сейчас в ЧГМА работает программа ежегодной аттестации сотрудников по результатам их работы. На ее основе назначают дополнительные стимулирующие выплаты.
Если преподаватель ЧГМА хочет освоить новую специализацию или повысить квалификацию, академия поддерживает его устремления. Для этого она дает работникам возможность участвовать в различных конгрессах и конференциях, в том числе и международных. ЧГМА всегда заинтересована в научной работе и создает для этого необходимые условия.
— Из чего состоит ваш обычный рабочий день?
— Утром провожу занятия теоретического плана, после разбираем клинические примеры и делаем обход больных. Помимо этого, я консультирую тяжелых пациентов в Краевой клинической инфекционной больнице, при необходимости выезжаю в другие стационары города. А дальше — наука и написание статей, подготовка к конференциям и докладам. Сейчас, например, мы разрабатываем вторую выездную гепатошколу. Она пройдет в Агинске в формате конференции, чтобы рассказать людям о вирусном гепатите и его реальных проблемах.
Читинская государственная медицинская академия прошла в топ-100 компаний в Народной премии CHITA.RU 2024-го. Отдать свой голос за компанию можно по ссылке.
«Читинская государственная медицинская академия»
— С учетом пройденного пути, вы довольны своим профессиональным выбором?
— Поступила в медакадемию, стала студенткой первого курса, по итогу получила различные сертификаты, начала работать врачом практического здравоохранения, параллельно развиваясь внутри самой медицинской академии. И вот сейчас я на должности доцента кафедры. Так что да, я довольна всем. Мне интересно работать со студентами. Хотя я уже преподаватель, меня иногда накрывают небольшие флешбэки — начинаешь работать с преподавателями, которые раньше что-то рассказывали тебе, уже как коллега. Это неповторимый и интересный опыт.

К тому же, работая в ЧГМА, можно получить сразу несколько важных вещей: возможность для развития, достойную зарплату и работу в дружном коллективе.
Молодой преподаватель — о науке, студентах и помощи с жильем от академии
— Окончила ЧГМА я в 2014 году, поэтому уже 10 лет работаю врачом. Еще во время обучения меня заинтересовали научные общества, куда я захотела попасть, писать различные работы, и всё получилось. Благодаря этому месту я смотрела иначе на работу кафедры, думала, что, наверное, преподавать — это интересно. И оказалось, действительно так.
— Олеся Олеговна, как давно вы в медицине?
— Потому что наша кафедра — одна из флагманских. Если раньше студенты выпускались и могли работать с сертификатом в круглосуточных стационарах, то теперь после шестого курса они, в первую очередь, идут в поликлинику. И здесь мы впервые знакомим их с работой амбулаторно-поликлинического подразделения, где они проходят достаточно масштабную и насыщенную практику после пятого курса.
— Почему вы выбрали кафедру поликлинической терапии?
— Когда я выпускалась, было два варианта: окончить интернатуру и сразу идти в практическое здравоохранение либо пойти на два года в ординатуру, что я впоследствии и выбрала. И благодаря ординатуре я могла стать не только практикующим врачом, но и преподавателем. Учитывая, что я писала много научных работ, то имела неплохие взаимоотношения с некоторыми кафедрами. После на одной из них я и осталась преподавать.
— А как вступили на преподавательскую стезю?
— Конечно. Например, молодые преподаватели могут посещать лекции опытных педагогов, чтобы посмотреть, как проходят занятия, уловить их логику и построение процесса, а также подсмотреть какие-то методики.
— Помогали ли вам влиться в преподавательский процесс старшие коллеги?
Олеся Портянникова — практикующий врач-ревматолог и доцент кафедры поликлинической терапии с курсом медицинской реабилитации ЧГМА. В медицину пошла по стопам своих прабабушки и бабушки, которые были врачами, и работа которых еще в детстве впечатлила девочку. Поэтому после школы не было вопроса, куда поступать, — девушка выбрала ЧГМА.
В академии будущих преподавателей начинают отбирать еще со студенчества, Потому что специалисты ЧГМА считают, что квалифицированный педагог — это продукт длительного воспитания. Для этого на всех кафедрах проводят научные кружки, которые помогают не только заниматься исследованиями, но и постепенно вливаться в рабочий ритм академии.
— Первые три года молодые преподаватели получают выплаты. Также один из прекрасных бонусов от академии — помощь с жильем. Собственно, я сама сейчас живу в специально отстроенном здании, где большая часть — это преподаватели ЧГМА. Здесь всё комфортно, близко и удобно.
— Скажите, а как ЧГМА поддерживает молодых специалистов?
По словам Натальи Ларёвой, и. о. ректора ЧГМА, для молодых преподавателей в течение первых трех лет работы действует программа, которая позволяет сотруднику получать зарплату, равную зарплате специалиста со стажем. Это выравнивающая доплата, которая стимулирует молодого работника оставаться в коллективе ЧГМА и работать здесь дальше.
— Конечно, у нас одна из лучших кардиологических школ на территории России. К тому же, побеседовав с коллегами из других городов, узнала, что ребят из нашей академии охотно берут на работу в другие больницы и учебные учреждения страны. Также у нас в ЧГМА есть возможность защитить кандидатские и докторские диссертации, насколько бы трудозатратно это ни было.
— С точки зрения науки медицинская академия дает возможности для развития?
ЧГМА старается не отставать от современных технологий и для этого закупает новейшее оборудование для обучения. Например, был открыт симуляционный центр для отработки практических навыков: сердечно-легочной реанимации, реанимации новорожденных, принятия родов. Также есть и научные лаборатории, на базе которых проводят различные исследования.
Просмотров: 2 957