«На хамство отвечаю хамством».
Как экс-вице-президент Александр Руцкой посетил Читу 30 лет назад

Продолжим тему посещения Читы политическими фигурами. В прошлый раз я показывал вам фоторепортаж с визита в тогда ещё Читинскую область инициатора «шоковой терапии» для российской экономики, бывшего вице-премьера правительства Егора Гайдара. В этот же раз покажу эксклюзивные кадры с пресс-конференции первого и единственного в стране экс-вице-президента, открыто критиковавшего гайдаровские реформы и называвшего его команду «мальчиками в розовых штанишках», генерал-майора авиации Александра Руцкого в июне 1995 года.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Если приём в Забайкалье Егора Тимуровича оказался для многих на удивление спокойным и доброжелательным, учитывая, как много людей в 90-х его откровенно недолюбливали, то с Александром Владимировичем всё оказалось с точностью до наоборот. Руцкой приехал в столицу региона в качестве возможного претендента на место президента России в следующем году и знакомил будущих избирателей с программой своего социал-патриотического движения «Держава». Кстати, из всех кандидатов он приехал в область первым, что уже было плюсом в копилку его политического рейтинга. Тем не менее при большей лояльности к нему со стороны читинцев общение с ними в какой-то момент переросло в разряд «напряжённых». Что же произошло?
Сам я тогда снимал для «Народной газеты», корреспонденты которой позднее писали: «Журналисты после резкого и непростительного обвинения в хамстве своего коллеги со стороны экс-вице-президента заметно снизили интерес к персоне последнего». Речь шла об инциденте с редактором газеты «Земля» Виктором Родионовым.
По его собственным воспоминаниям, которые он впоследствии опубликовал в редакторской колонке, он тогда спросил у гостя: «Вы вчера на митинге назвали генерала Лебедя "подсадной уткой". В этой связи не считаете ли вы, что генералы, полковники, подполковники, майоры, пришедшие на демократической волне в политику, тоже выполняли роль своеобразных подсадных уток? И вы, идя в одной связке с Борисом Ельциным на президентских выборах, способствовали ему набрать энное количество голосов…» После этого политик неожиданно для всех взорвался, назвал журналиста хамом и по-генеральски велел сесть на место.
Этот эпизод подтвердил у себя в публикации и «Забайкальский рабочий». Напомнив, что на первой встрече с читинцами в локомотивном депо один рабочий сказал Александру Руцкому: «Но вы ведь тоже "помогли" развалить Союз», на что так же получил гневный ответ: «А откуда вы это знаете? Не надо делать таких хамских заявлений. Надо прежде знать, чем говорить, а если не знаете, то лучше молчать». А к ситуации с Родионовым в «ЗР» добавили: «На замечания других журналистов по поводу этой выходки было сказано достаточно много и эмоционально, но в память врезались две "классические" фразы: "Это мой принцип — на хамство я отвечаю хамством, на удар — ударом, на силу — силой" и "Я никогда не хамлю людям в отличие от некоторых губошлёпов". Комментарии тут явно излишни».
О дальнейшем развитии событий рассказал на страницах «Земли» спустя более 20 лет коллега Виктора Родионова Владимир Кибирев. По его словам, в Читу политика тогда привез создатель «Российской газеты» Валентин Логунов и после инцидента с редактором крестьянской газеты вечером за ужином сказал ему: «Ты понимаешь, Саша, что своей хамской выходкой ты перечеркнул доброе отношение к себе? Забайкальцы, и в первую очередь журналисты, — народ особенный. Такого хамского отношения к себе они не заслуживают. Если не можешь извиниться лично, вот тебе бумага и ручка, пиши извинение». И, по словам Кибирева, Руцкой написал:
Уважаемый Виктор Константинович!
Прошу извинить меня за нетактичное поведение на пресс-конференции
— На следующий день вместе с Логуновым мы приехали в редакцию. Было заметно, что минувшая ночь нелегко далась Родионову: помятый вид, синяки под глазами. Он молча прочитал записку, сунул её в ящик стола и неожиданно предложил: «Давайте выпьем за всё хорошее. Ельцины и Руцкие приходят и уходят, а мы остаёмся». И мы выпили и «закусили» сигаретами, — писал Владимир Кибирев.
За исключением этого из ряда вон выходящего случая встречи с жителями Читы прошли в целом достаточно дружелюбно. Александр Руцкой рассказал им о том, что голосовал против принятия «Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 года и против ратификации Беловежского соглашения, оценил политическую ситуацию в тогдашней России. И, хотя у экс-вице-президента был очень плотный график, он даже успел дать «Народной газете» эксклюзивное интервью, в котором поделился подробностями истории со знаменитыми чемоданами компромата против коррумпированных чиновников и своим мнением о положении дел в Чечне. А ещё добавил насчёт случая с журналистом: «Я никогда не позволю хамить себе, ну, пусть я не нравлюсь ему как политик, как человек, но ведь можно было задать вопрос в другой форме, корректной, а не плюнуть человеку в лицо!»
Этот фоторепортаж родился не просто так. Вчера, 4 октября, была 31-я годовщина со дня обстрела по приказу Бориса Ельцина Белого Дома, в котором в том числе находился Александр Руцкой, выступавший против указа президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и призывавший идти на штурм мэрии Москвы и «Останкино». Уже вечером того же дня вице-президента Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и лидера «Союза офицеров» Альберта Макашова арестовали и доставили в СИЗО «Лефортово». Руцкого и других участников октябрьского путча амнистировали в феврале 1994 года.

Если вы были свидетелями инцидента на пресс-конференции в Чите или присутствовали на других встречах с Александром Руцким, поделитесь своим опытом и впечатлениями в комментариях или в моей группе во «ВКонтакте».
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.