«Если хлеб — то до единого зернышка»
Смотрите архивные фото сельских тружеников в Забайкалье
Смотрите архивные фото сельских тружеников в Забайкалье
Забайкальские труженики ферм, чабанских стоянок и колхозов с красноречивыми названиями вроде «Красного Октября», «Пути к коммунизму», «Первого Мая» или имени Ленина не подозревали о том, что обретают бессмертие в те счастливые для них дни, когда команда газеты «Комсомолец Забайкалья» приезжала, чтобы взять у них интервью и сделать несколько снимков на пленочный фотоаппарат. В 80-е годы тема сельского труда была одной из самых востребованных в газете, и мы с журналистом Валентиной Гомбоевой объехали не одно хозяйство, чтобы запечатлеть и сохранить в истории рабочие будни, подвиги и лица тех, кто обеспечивал советскому народу первооснову жизни.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
С молодых лет трудились в животноводстве скотники, пастухи, стригали и доярки. Любовь к животным им привили еще родители, которые и сами до сих пор работали на совхозных и колхозных фермах. Немало сил приходилось тратить каждому из них, чтобы питомцы откликались на их заботу и награждали высокими надоями и качественной шерстью. То же самое можно было сказать и о тех, кто трудится на поле, сенокосе и в огороде. С детства приучались к труду жители села, чтобы вместе с коллективом в жаркую страду бить новые и новые рекорды по уборке урожая…
На молочных фермах работы всегда хватало: кроме дойки, нужно было и стада вычистить, и свежую подстилку положить, и за телятами поухаживать. На овцеводческих стоянках — тоже. В восемь утра — осмотр и подкормка овец, в девять — пастьба и поение животных, в восемь вечера — загон отар в катоны. И ведь выполняли всё с точностью до минуты: разработанный зоотехниками распорядок дня был проверен многолетней практикой. В племенной работе важно было вообще всё: и как по-хозяйски распорядиться кормами, и как уберечь буренок и овец от сквозняков, и как обустроить быт животноводов.
Как рассказал мне уже в этом году во время выставки племенных овец и коз председатель комитета по аграрной политике Михаил Якимов, в советское время килограмм шерсти стоил 10 рублей, в то время как литр солярки — три копейки. Для сравнения, сегодня килограмм шерсти стоит порядка 60 рублей при стоимости литра топлива более 80.
Для каждого района, каждого хозяйства рано или поздно наступал тот долгожданный весенний день, когда земля наполнялась рокотом моторов и прокладывалась первая борозда до горизонта — начиналась посевная. С этого момента среди всех земледельцев колхозов и совхозов разворачивалось социалистическое соревнование. Успехи хлеборобов во многом зависели от того, насколько хорошо и своевременно они подготовились к посеву. Итоги трудового состязания во всех хозяйствах подводились по пятидневкам. Передовики получали вымпел и награды, в честь победителей зажигалась Звезда трудовой славы и поднимался Флаг трудовой победы. О каждом достижении на многочисленных полевых станах и в конторах хозяйств извещали короткие официальные сообщения — «молнии», бюллетени.
А газета «Комсомолец Забайкалья» учредила в те годы для молодых хлеборобов собственный приз — «Золотой колос», за обладание которым ежегодно боролись десятки комсомольско-молодежных коллективов. За полтора жарких месяца уборки урожая на страницы «молодежки» попадали представители большинства районов, на полях которых ударно трудились и участвовали в областных соревнованиях комсомольцы.
Еще со времен, когда извечные скотоводы брались за сохи и, невзирая на мозоли и кровавые ссадины на ладонях, поднимали пласты целины, передавалась из поколения в поколение ценность неустанного труда на общее благо. Теперь на месте нетронутых земель колосились нивы, а главным правилом земледельцев стало: если уборка хлеба — то до последнего часа страды, до последнего рокота комбайна, до единого зернышка пшеницы.
Было в них, сельских тружениках, что-то особенное, общее. Может, смуглая от ежедневного пребывания на солнце кожа, может, запачканные землей рабочие руки, может, немногословность. А скорее всего, объединяла земледельцев, чабанов, стригалей и других работников села их непосредственность и безусловная любовь к своему делу. Иначе как объяснить такую преданность поистине тяжелому, многолетнему физическому труду? Что уж сказать, мир меняется, а сельские работники и сейчас такие — добросовестные, искренние, жертвенные.
Во второе воскресенье октября, то есть уже завтра, будет праздноваться День работника сельского хозяйства. Для самих виновников торжества это всего лишь минутное затишье, передышка между никогда не прекращающимися делами, и то лишь для того, чтобы подвести итоги сделанного и задуматься о планах на новый сезон. Так что с наступающим праздником вас, труженики полей, ферм и чабанских стоянок! Делитесь своими воспоминаниями о работе в советских хозяйствах. Для ваших историй всегда открыты комментарии под фоторепортажем и моя группа во «ВКонтакте».
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.