одни из первых в стране
Больница в Чите нашла выход в лечении астмы в тяжелой форме
Бронхиальная астма — заболевание, которое характеризуется длительным кашлем, выраженной одышкой и приступами удушья, происходящими из-за спазма бронхов и отека их слизистой оболочки. Зачастую люди, которым диагностировали астму, легко справляются с болезнью — пользуются ингалятором сразу, как только начинаются симптомы. Так везет примерно 9 из 10 астматиков. Но есть 10% больных астмой, у которых не всё так радужно.

Это группа пациентов, которым стандартное лечение не помогает, составляют больные с тяжелой бронхиальной астмой — в Забайкальском крае их около 300 человек. Им с трудом дается быт: походы на работу превращаются в каторгу, о занятиях спортом и думать не приходится, а наслаждаться жизнью не получается вовсе. Качество жизни очень снижается, а также у таких людей очень высокий риск смерти от астмы.

Даже несмотря на правильно назначенную терапию, их активность не возвращается в норму, и приходится не просто претерпевать неудобства, а откладывать свою жизнь на второй план. Без преувеличений, часто такие пациенты вынуждены каждую неделю вызывать себе скорую в надежде, что она успеет помочь, снять приступ. И благо, что успевает, ведь каждое обострение астмы может стать последним.
Живой пример: как работает лечение
Алена Харитонова, врач-терапевт ККИБ, работает с пациентами, страдающими тяжелой бронхальной астмой. На примере одного из своих пациентов она рассказала, как удается держать болезнь под контролем.
— Была пациентка, которая пришла к нам на терапию в числе первых. До болезни работала учителем, с очень активной жизненной позицией, постоянно выезжала с детьми на природу, любила заниматься спортом. Но лет 9–10 назад начала ощущать одышку, чувство нехватки воздуха и другие неприятные симптомы заболевания. Она пришла к врачу, на основании клиники и обследований, ей выставили диагноз бронхиальной астмы.

С каждым годом становилось всё хуже, несмотря на то, что были подобраны хорошие ингалирующие устройства, терапия была качественной. Но астма прогрессировала, лечение не помогало, контроль не был достигнут. Пациентка была вынуждена уйти из спорта и даже из профессии. Ей не хватало воздуха, чтобы рассказать детям какую-то тему. Домашними делами ей тоже было заниматься трудно.

Так, ее отобрали для терапии генно-инженерным биологическим препаратом. Бронхиальная астма осталась, но мы контролируем ее проявления.
Алена Харитонова,
врач-терапевт ККИБ
— Что это за жизнь, когда ты каждую неделю вызываешь скорую, живешь с телефоном и каждое утро просыпаешься с мыслью, как бы не умереть сегодня. Это на самом деле ужасно. Это может вызывать серьезное депрессивное расстройство. Это как надеть полиэтиленовый пакет на голову и пытаться дышать. Многие пациенты с тяжелым течением бронхиальной астмы живут с мыслями «день прошел — и слава богу», но такое лечение может спасти жизнь.
Сергей Лукьянов, главный врач ККИБ
Краевая клиническая инфекционная больница — один из первых стационаров в России, где применили в лечении больных астмой инновационный препарат генной инженерии. Он используется при лечении тяжелой бронхиальной астмы, устойчивой к другой терапии, и способен снять все симптомы. Однако для эффективного результата важна регулярность инъекций.

Простыми словами, препарат действует на генетическом и клеточном уровне, блокируя определенные рецепторы на клетках, которые вызывают воспаление в бронхах. Это приводит к стиханию бронхиальной астмы.
— Чтобы понять, какой именно фенотип бронхиальной астмы у пациента, проводится множество обследований. Это необходимо для того, чтобы правильно подобрать терапию, ведь механизм действия препаратов различный. За полтора года, пока мы работаем с этими препаратами, ни у одного из моих пациентов не было обострения заболевания. Ни один не умер.
Алена Харитонова
Сейчас в Забайкальском крае на терапии препаратами генной инженерии в Краевой клинической инфекционной больнице находятся 23 человека. Еще 8 — на этапе получения препаратов. Но в планах ККИБ гораздо больше.
— К сожалению, мы не можем неограниченно набирать людей на это лечение, ведь терапия очень дорогая, мы стараемся работать в рамках утвержденных нам объёмов.
Поэтому сейчас мы ищем различные пути, чтобы помочь как можно большему количеству пациентов — за счет средств ОМС, регионального бюджета, Федерального льготного лекарственного обеспечения. Но пока основной источник средств для приобретения препаратов — наша больница. Желающих много, как и нуждающихся в лечении. Мы делаем всё, что от нас зависит
Сергей Лукьянов, главный врач ККИБ
Да, подтверждая слова Сергея Лукьянова, пациенты получают эту терапию бесплатно. Необходим лишь полис ОМС. И конечно, четкие показания для лечения препаратами генной инженерии. Ее может назначить лишь консилиум, состоящий из врача-терапевта, пульмонолога и аллерголога. А перед этим лечащий врач пациента должен заключить, что бронхиальная астма пациента нечувствительна к стандартной базисной терапии. То есть она ему не помогает.
— Эти пациенты не могут заниматься физической активностью. Их полноценная жизнь невозможна. Они часто лежат в больницах, у них повышен риск смерти — они реально могут умереть от астмы в XXI веке. И Краевая клиническая инфекционная больница стала одним из первых в России учреждений, которое применило новый препарат – блокатор тимус-стромального лимфопоэтина для лечения таких тяжелых больных.
Сергей Лукьянов, главный врач ККИБ
Совет от врачей: как заподозрить тревожные звоночки
Как говорят специалисты, обратиться к доктору необходимо, если человека тревожат следующие симптомы:
одышка или затрудненное дыхание
постоянный кашель по ночам
свистящие хрипы при вдохе или выдохе
Чтобы установить диагноз, врач-терапевт отправит пациента на дальнейшее обследование — исследование функции внешнего дыхания и общего анализа крови. Если заболевание все-таки выявят, необходимо посетить пульмонолога. Он назначит терапию.
Просмотров: 3 748