Как работает учебное заведение, которое влюбляет молодежь в медицину
Более 70 лет здесь готовят врачей по разным направлениям
Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА) была и остается гордостью Забайкальского края и Дальнего Востока. В 2022 году она вошла в топ-10 медицинских вузов ДФО, в 2023 стала лауреатом национального конкурса «Лучшие вузы РФ — 2023», а в 2024 попала во вторую лигу Предметного национального агрегированного рейтинга. Качество образовательных услуг ЧГМА также высоко оценили по результатам опросов, что каждый год проводит НИИ Социальной статистики.

Однако, если отбросить в сторону все заслуженные регалии вуза и рассказать о нем простым языком, то ЧГМА, — это место, где более 70 лет обучают студентов, которые успешно реализуют себя в науке и здравоохранении.

Появившийся в середине прошлого столетия единственный в тогда еще Читинской области медицинский институт сегодня стал настоящей империей, где обучают самому благородному в мире искусству. В числе выпускников академии талантливые и знаменитые врачи, серьезные политики, руководители крупных государственных и частных клиник, а также простые люди, влюбленные в медицину.

Эти специалисты востребованы в Забайкальском крае и за его пределами. Качество образования академии хорошо оценивают за рубежом: некоторые выпускники успешно строят карьеру в клиниках Израиля, Англии и Германии.

В этом материале мы рассказали о том, как появилась знаменитая ЧГМА, как здесь можно реализоваться помимо учебы, как поступить на бюджет и что представляет собой главный медицинский вуз Забайкалья на самом деле.
медакадемия попала в топ-10 вузов ДФО
Как всё начиналось?
Читинский государственный медицинский институт появился в 1953 году по приказу Минздрава РСФСР. Тогда Пермский стоматологический вуз перевели в Читу и реорганизовали в ЧГМИ. Главный корпус ЧГМИ разместился в здании областной партийной школы на Чкалова, 126 в районе перекрестка с улицей Ленинградской — напротив Доходного дома. Тогда же в госпитале для инвалидов Великой Отечественной войны на Хабаровской, 2а обустроили общежитие для преподавателей и студентов.

Первые кафедры, принявшие студентов, возглавляли опытные преподаватели, которые приехали из разных вузов России. Небольшой на то время коллектив института во главе с директором Михаилом Костылевым и первым деканом Сергеем Васильевым провел огромную работу, чтобы 3 октября 1953 года в институте прошли первые занятия. Тогда на первый курс приняли 200 человек, 56 из которых уже имели опыт работы фельдшерами и акушерами. В этом году в ЧГМА поступило 602 человека. В целом здесь учится около 3 тысяч студентов.
Мощная техническая база
Сегодня в академии работает 52 кафедры, на которых обучают по трем специальностям:
• лечебное дело;
• педиатрия;
• стоматология.

Теоретический курс преподают ведущие профессора, доктора, кандидаты наук и доценты. Однако одним из главных преимуществ вуза по-прежнему остается наличие мощнейшей практической базы. Уже с первого курса студенты набивают руку и оттачивают мастерство врача в клинике ЧГМА и других лечебных учреждениях города.
30 направлений ординатуры: от организации здравоохранения до патанатомии
В медакадемии есть ординатура. Срок обучения: 2 года. Студенты-ординаторы получают узкоспециализированную специальность, дополнительные знания и право вести самостоятельную врачебную практику. Чтобы поступить в 2024 году, медики сдавали внутренний экзамен в форме теста.
Кроме этого, у академии отличная техническая база, которая делает обучение еще более увлекательным. В 2014 году здесь даже появился аккредитационно-симуляционный центр, главной задачей которого стала подготовка студентов к оказанию неотложной и экстренной помощи, а год назад свою работу начала кафедра симуляционно-тренингового обучения.

Симуляционный центр оснастили средствами и технологиями обучения последнего поколения: тренажерами и роботами-симуляторами, манекенами, фантомами, моделями-муляжами и другим интерактивным оборудованием. А еще реальной техникой для отделений родовспоможения, реанимации и интенсивной терапии.
Здесь обучают по следующим направлениям:
«Акушерство и гинекология»
«Анестезиология-реаниматология»
«Патологическая анатомия»
«Рентгенология»
«Судебно-медицинская экспертиза»
«Ультразвуковая диагностика»
«Функциональная диагностика»
«Детская хирургия»
«Неонатология»
«Педиатрия»
«Психиатрия»
«Дерматовенерология»
«Инфекционные болезни»
«Кардиология»
«Неврология»
«Терапия»
«Фтизиатрия»
«Эндокринология»
«Онкология»
«Оториноларингология»
«Офтальмология»
«Травматология и ортопедия»
«Хирургия»
«Урология»
«Челюстно-лицевая хирургия»
«Организация здравоохранения и общественное здоровье»
«Стоматология терапевтическая»
«Стоматология ортопедическая»
«Стоматология детская»
Студенты первого набора на крыльце главного корпуса 1956 г.
В медицине без творчества никак
Помимо обучения преподаватели и сотрудники вуза занимаются воспитанием студентов. Здесь сильно развита общественная и спортивная жизнь: действует множество молодежных объединений, волонтерских движений, советов обучающихся и творческих коллективов.

Особой популярностью пользуются народный академический хор Gaudeamus, бурятский национальный студенческий ансамбль «Ургы», ансамбль народного танца «Орнамент», команда КВН «Справа по коридору» и театр-студия «На тихой улице».

Пока одни студенты выступают на сцене и занимаются актерским мастерством, другие проводят смены в лагере студактива, где становятся наставниками младших коллег. Есть и другая категория академистов: они представляют вуз на спортивных или научных соревнованиях.

Активность студентов в учебе и общественной жизни отчасти можно объяснить теми условиями и возможностями, которые дает ЧГМА. На территории вуза находится академгородок с общежитиями для иногородних студентов, столовая, библиотека, учебные корпуса и спортивные площадки. У ЧГМА даже есть база отдыха на Арахлее, там будущие медики проводят свободное от учебы время.
Как поступить в ЧГМА
Решение связать свою жизнь с медициной не может быть спонтанным, его нужно как следует обдумать. Если намерение лечить людей и разбираться, как работает человеческий организм, всё же серьезное, то желательно начать заранее готовиться к поступлению.

Однако уровень преподавания химии и биологии в школах не всегда устраивает родителей и самих учеников. На этот случай в ЧГМА работает центр довузовской подготовки. Преподаватели академии занимаются со школьниками и готовят их к поступлению начиная с 8-го класса.

Чтобы поступить в ЧГМА, потребуются результаты ЕГЭ по русскому языку, химии и биологии. Для абитуриентов в 2024 году минимальный балл зачисления составил 40 по русскому языку и 36 по химии с биологией.

Каждый год медакадемии выделяют бюджетные места, также студенты могут заключить целевой договор и получить образование бесплатно взамен на отработку в конкретной больнице в течение нескольких лет.

Диплом, который получат выпускники, станет путевкой во врачебную жизнь. Обычно преподаватели не прощаются с подопечными после окончания вуза, потому что так или иначе будут встречаться на научных конференциях, циклах повышения квалификации или в обычном рабочем процессе. Поэтому ЧГМА была и остается альма-матер для всех, кто так или иначе решил связать свою жизнь с помощью людям.
Котова, Ванчикова, Чабан, Немакина, Фадеева. Кем работают самые известные выпускники ЧГМА?
Читинская государственная медицинская академия может по праву гордиться своими выпускниками. Многие из них становятся первоклассными врачами и занимают высокие посты в сфере здравоохранения. Самые известные забайкальцы, которые окончили ЧГМА и успешно построили карьеру в этом направлении: Оксана Немакина, Сергей Чабан и Аягма Ванчикова.

Оксана Немакина сейчас возглавляет краевой Минздрав. Аягма Ванчикова тоже выбрала деятельность чиновника и замещает губернатора Забайкальского края Александра Осипова. Сергей Чабан пошел по другому пути, сейчас он директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Никто не будет спорить о том, что учиться в медицинском сложно. Преподаватели в меде особенно требовательны к студентам, потому что несут серьезную ответственность за качество здравоохранения. Поэтому здесь не существует варианта пропускать занятия. Прогулы, даже по уважительной причине, придется отработать.
Однако, если разобраться, станет ясно, что воспитать компетентных специалистов по-другому просто не получится. Зато вложенные в учебу силы и время окупятся в двойном размере. Во-первых, выпускник медицинского вуза точно не останется без работы — труд врача востребован в разных сферах. Во-вторых, навыки и знания, полученные во время учебы так или иначе пригодятся в жизни и помогут сохранить самообладание и сориентироваться в любой ситуации. В конце концов, каждый выпускник медицинского вуза умеет оказывать экстренную помощь, а это уже немало.
Просмотров: 467