Каждому ребенку важно чувствовать себя нужным. Это может проявляться по-разному. Кто-то ощущает это на спортивных секциях, когда его ставят в основной состав команды, кто-то — в искусстве, когда его картину берут на выставку, а кто-то — в школе. Когда учитель дает понять, что ребенок способен на постижение науки, развитие, высокие результаты. Когда в него неустанно верят, готовы помочь и поддержать в моментах слабости.
Такие учителя — на вес золота. Люди, вкладывающие всю душу и силы в учеников, которые потом достигают больших высот. Наставники, к которым возвращаются после выпуска и которым искренне говорят «спасибо», работают в многопрофильном лицее ЗабГУ. Это педагоги с огромным профессиональным и жизненным опытом, способные не просто подготовить к экзаменам, а сделать из подростков достойных граждан нашего общества. Четыре интервью с педагогами, любящими свое дело всем сердцем, — прямо сейчас.
Ольга Ивановна уже в старших классах поняла, что хочет поступать в педагогический. Изначально она хотела быть учителем истории. На вопрос, почему выбрала математику, Ольга Ивановна отвечает просто: «Я ее всегда любила, у меня хорошо получалось. Мой преподаватель на тот момент меня убедила, что нужно идти на физмат».
— За это нужно сказать спасибо нашему директору, Елене Александровне Пустовит. Мы с ней давно сотрудничаем — пересекались на проверке ЕГЭ и ОГЭ, на аттестации учителей Забайкальского края. В какой-то момент мне наскучила административная работа и я решила, что нужно оставаться только учителем, больше уделять времени математике. Елена Александровна пригласила в лицей, рассказала, какие хорошие дети и коллектив. И вот я здесь уже 6 лет.
— А как вы попали в лицей?
— Но, конечно, на меня очень повлияла моя мама. Она больше 40 лет отработала учителем. При этом успевала заниматься семьей, воспитывать детей, работать… У нас вообще династия: мама была педагогом, у нас с сестрой уже большой опыт в образовании, племянница у меня тоже учитель математики.
— Что вам больше всего нравится в преподавании? Общение с детьми, коллектив, возможность развиваться?
— Ну сам процесс преподавания интересен, потому что он никогда не повторяется. У меня два 11-х класса, казалось бы, мы идем по одной программе, но уроки отличаются, потому что именно урок направляет конкретный ученик. Я прихожу с одним материалом, но всё устраивается по-разному. Каждый раз что-то новенькое, какие-то открытия появляются. Вообще в старших классах, знаете, самое интересное, когда ребенок начинает решать задачи лучше, чем ты. В 11-м классе, в профиле. В определенное время наступает такой момент, когда они предлагают самое яркое, до чего ты даже не додумался в свое время.
— Обязательно. У них словно крылышки за спиной вырастают.
— Вы им говорите об этом?
— Говоря про детей, как бы вы охарактеризовали лицеистов? Они отличаются от обычных школьников?
— Конечно, потому что человека формирует среда. Здесь она какая-то особенная. Удается выстроить работу так, что мы занимаемся и интеллектуальным трудом, и наукой, и творчеством, и воспитательным процессом. Лицеистам это только в плюс.
— Вы знаете, коротко об этом не скажешь. Но думаю, что всё упирается в людей, которые здесь работают: уже сложился коллектив, свои традиции, которые стараются нести со дня образования педагогического лицея. Думаю, секрет в людях. И, конечно, я бы хотела отметить нашего лидера Елену Александровну. Благодаря ей получается такая сильная команда.
— Благодаря чему это возможно? Может, есть какая-то ваша особая фишка, подход, секрет.
«Мне всегда нравился английский язык» — так Галина Борисовна начала повествование о своем профессиональном пути. Она рассказывает, что в школе по иностранному у нее всегда были пятерки.
— Да, конечно. У нас ведь есть профильные гуманитарные классы филологического направления, в программе которых стоит больше 6 часов в неделю на изучение иностранных языков. Также у нас не уроки, а пары, как в институтах. К нам приходят замотивированные на результат ребята, которые знают, чего хотят достичь. Отсюда и результат.
— Да, я как раз смотрела страничку лицея во «ВКонтакте», где у вас есть запись о средних баллах. В прошлом году лицей всего на один балл отстал от среднего по России. И сильно вышел вперед в сравнении с показателями Читы и края. Это отличный результат.
— По студенчеству мы работали в пионерских лагерях, там я и получила большой опыт работы с детьми. После окончания института меня по распределению отправили работать в школу № 1 в поселок Карымское. Через несколько лет мы с мужем переехали в Дарасун, где я проработала в школе ещё 10 лет. Некоторое время я работала в СОШ № 9 и в 2010 году мне предложили перейти в лицей. Особенность преподавания иностранного языка в лицее — это работа со старшеклассниками, поэтому здесь мне интереснее, их нужно готовить к экзаменам.
— Галина Борисовна, очень трогает за душу ваш подход к педагогике и ученикам. И вот вопрос, что бы вы им посоветовали, если бы встретили лет через 10, например?
— Всегда желаю жить в гармонии с собой. Необязательно быть богатым и достигать невероятных вершин. Нужно делать то, чего просит душа. И быть добрым к людям.
— Какую отличительную черту лицеистов вы можете выделить?
— Как я уже сказала, замотивированность. Ещё не могу не выделить особую дружескую атмосферу в лицее. Да, мы дружим с детьми. Не знаю, считают ли они меня своим товарищем, но у нас постоянно какая-то движуха, постоянно проходят мероприятия и дети к ним готовятся со всей ответственностью. Например, сейчас у нас идет подготовка к творческому зачету по литературе — декаданс, в конце зимы будем отмечать Масленицу.
— Это настоящие профессионалы. Они всегда стараются на своих уроках заинтересовать детей, каждый учитель работает на результат. Кроме учебного процесса мы проводим предметные недели, где изучаем культуру, традиции и историю. Вот, например, в этом году у нас будет проходить неделя иностранных языков с организацией масштабных мероприятий. Мы стараемся для каждой параллели придумать что-то интересное, например, талант-шоу, где дети будут петь, танцевать и показывать сценки на иностранном языке.
— А что скажете насчет ваших коллег?
Профессиональная история Елены Васильевны началась в 1970-х, когда она была октябренком, пионеркой, а потом и комсомолкой. Она пришла в педагогику благодаря своему любимому предмету — литературе — и любимому преподавателю.
— Он стал совершенно другой. Это было в 90-е, Советский Союз рухнул, мы в какой-то мере сидели на пепелище, нужно было выживать, как-то учить детей. Чему, как… Тогда были трудности не просто с физическим выживанием, но было сложно и с духовной пищей, все идеалы были разрушены. Поэтому тогда лицей был совсем другой, мы начинали с азов.

Невозможно поставить знак равенства между подростком в 90-х и 2020-х. Это другие запросы, представления, возможности и ресурсы. Тогда учитель был основным источником информации. Теперь у них есть множество альтернатив. Но в любом случае важно с детьми просто найти общий язык, тогда и будет результат.
— Ого, вы работаете с самых истоков лицея. Можете рассказать, что изменилось за это время?
— Соглашусь, литература сегодня не в таком приоритете, в каком она была в мою молодость. Но приучать к книгам — это не совсем моя задача. Я полагаю, что к книге человек должен прийти сам. Это должна быть и читающая семья, и внутренний порыв, и соответствующее окружение, которое будет говорить о книге.

Моя задача — просто чтобы им было интересно. Я ищу занимательные факты, биографии, эпохи, вывожу их при размышлении над книгой на то, что их может захватить.
— Она меня всегда воодушевляла, поэтому, когда я окончила школу, сразу решила пойти в педагогический вуз. Я поступила на отделение «русский язык и литература» историко-филологического факультета, выучилась, получила диплом. И уехала по распределению в сельскую школу. Потом работала в Чите, в СОШ № 22. Через какое-то время меня пригласили на кафедру литературы, где я стала преподавать студентам. Ну, а когда открылся 30 лет назад наш лицей, меня попросили в нем начать вести зарубежную литературу, что я и делаю по сей день. Курс зарубежной литературы я очень люблю, так как разрабатывала и продумывала его сама. Когда лицей начал расти, я взяла еще и ведение русской литературы.
— Важнее не насколько хорошо они будут знать литературу, а то, какие уроки они из этого знания извлекут. Есть люди, которые много читают, умеют процитировать, вставить умное словечко, такие образованные и начитанные. Но при этом для них литература — не более чем пьедестал. На самом же деле она должна сделать человека человеком.
— Как вам удается увлечь литературой современных подростков? Как будто кажется, что сейчас они не так много читают.
— Что для вас как для преподавателя важно дать детям?
Встреча с Ириной Петровной началась с разглядывания фотографий, которые она принесла с собой.
— Это фотографии детей моего выпуска, которые закончили лицей с золотыми медалями. Посмотрите, какие звездные лица. Каждый из этих детей оставил след на душе, это просто замечательные ребята. Они неординарны, у них отличные способности к учебе, что они и доказали своими высокими результатами, когда сдавали выпускные экзамены. Я пришла работать в лицей ради детей, которые имеют определенные цели, хотят реализовать свои внутренние желания, достичь результата. Это очень важно.
— Думаю, это заслуга родителей, которые занимались и воспитанием своих детей. На примере моего класса — насколько они были разносторонние (показывает фотографии). Вот Маша, она занимается изобразительным искусством — всегда великолепно рисовала. У этой девочки были потрясающие результаты в учебе. Вот эта ученица очень красиво танцевала… Про этого мальчика не могу не сказать. Литература всегда была у него в душе. Даже логически выстроенные ответы на уроках математики были очень творческие. Это просто нужно было видеть. Он оставил след в моем сердце.
— Расскажите, чьи это снимки?
— Как вы думаете, откуда у лицеистов такая серьезность?
— А вы можете сказать, что увлечены своим предметом?
— Да, мне кажется, что математика — это мое предназначение. Любая работа должна приносить удовольствие, тем более работа учителя. Если этого нет, то и заниматься преподаванием не стоит. Я люблю свой предмет и стараюсь преподносить его так, чтобы детям было понятно и чтобы от его изучения они получали удовольствие и результат.
— Почему вам так запомнился этот класс?
— Я была их классным руководителем.
— Конечно, от учителя тоже многое зависит. Начиная с 7−8-го класса дети формируют мнение насчет своей будущей профессии, и если на этом этапе встречается достойный учитель, который увлекается предметом, то и ребенок может полюбить эту науку, выбрать правильный путь и не метаться от одной профессии к другой.
— Ирина Петровна, вы сказали про важность роли родителя. А что насчет роли учителя? Всё равно ребята проводят много времени в лицее, посвящая его учебе.
— Если говорить в широком смысле, что это все-таки за профессия — педагог?
— Да. Обучение в многопрофильном лицее ЗабГУ дает детям возможность не просто получать предметные знания, но и проявлять себя во всех направлениях, в которых они этого хотят. У нас настолько хорошо развита воспитательная система! Дети и поют, и рисуют, и танцуют, и готовят мини-спектакли, и занимаются спортом. Кроме этого дети принимают активное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различных уровней, и не просто участвуют, а занимают призовые места. И в этом заслуга всего педагогического коллектива нашего лицея.
— Дает ли лицей для этого возможности?
— Потому что если не любить детей, то и работать учителем не надо. Какими бы ни были дети, мы их должны любить. Без этого никак.
— Вы очень трепетно отзываетесь о ребятах.
— Наверное, это служба. Учитель несет в своей профессии нагрузку, которая предначертана самим обществом. Мы несем основные идеи нашего государства, общества, основы морали и совести. Если мы не прививаем нашим детям даже житейские ценности, тогда какие же мы учителя? Через свой предмет мы должны воспитывать и учить их быть людьми.
Многопрофильный лицей ЗабГУ — одно из передовых учебных заведений общего образования в Забайкальском крае. Учителя вкладывают в своих учеников всю душу и сердце, доводят их до высоких результатов и помогают постичь смысл жизни и счастье. Обучение здесь — мощный старт для будущей профессиональной карьеры. И это понимает каждый, кто хоть раз бывал в этих стенах.
Просмотров: 1 440