В шкуре Деда Мороза. Каково быть главным персонажем Нового года?
Деды Морозы бывают разные: живые и нарисованные, игрушечные и снежные, российские и зарубежные, ведомственные и театральные. На утренниках в детских садах из-за нехватки мужчин чаще встречаются даже Бабы Морозы. Лет 35 назад я загорелся идеей собрать коллекцию новогодних персонажей на своих снимках. Многих повидал, многих сфотографировал, но самым лучшим, добрым, главным зимним волшебником Читы до сих пор считаю бывшего директора театра кукол Александра Мусиенко. В предновогодний день я делюсь с вами частью своей коллекции, а он рассказывает за всех, каково это — быть в шкуре Деда Мороза. Так что приступим, мальчики-зайчики и девочки-снежинки.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Однажды мне и самому довелось накинуть на себя одёжку Деда Мороза, чтобы поздравить с Новым годом внука Серёжу. Но я не артист, и перевоплотиться в другой образ, стать не просто дедушкой в костюме, а тем самым сказочным героем во плоти было сложно. То ли дело Александр Мусиенко. Быть Дедом Морозом он никогда не мечтал, это была производственная необходимость, но за годы работы (а его стаж уже без двух лет полвека) он настолько сросся с ролью, что теперь это его вторая ипостась.
- Люблю момент, когда ты переодеваешься, выходишь под ёлку и начинаешь общаться с детьми, — говорит главный волшебник города. — Я просто не могу допустить, чтобы даже один ребёнок ушёл обиженным, чтобы Дедушка Мороз к нему просто не прикоснулся, не погладил по голове, не присел и не сказал пару добрых слов. Мне страшно нравится предугадывать желания детей, шутить с ними, веселиться. Когда рады они и их родители, я получаю огромное удовлетворение от того, что могу быть новогодним волшебником.
Но быть Дедом Морозом — дело не только ответственное, но и физически тяжёлое. Шуба Дедушки нелегка, и никто не даст ему скидок на возраст, усталость или болезнь. А между тем, детям хочется показать: несмотря на то, что Дед Мороз старенький, он шалит, как маленький — бегает, играет с ними в догоняшки, пляшет вокруг ёлки. В день у Мусиенко бывало по четыре праздника, и на каждый он имел запасную рубашку, потому что под конец выступлений верхнюю одежду впору было выжимать. Шутит: «За новогоднюю кампанию терял килограммов пять».
- С 1980 по 1995 год я работал в театре кукол на Камчатке и там тоже был Дедом Морозом. Моя дочь 1979 года рождения выросла в этом театре. До сих пор помню: сидим в большой гримёрке, я наношу себе грим, крашу брови белой краской, приклеиваю бороду, усы, а она, маленькая, сидит, смотрит на меня и щебечет: "Папа, то…", "Папа, это…" Но стоило мне только надеть парик, дочка воскликнула: "Дедушка Мороз!" Она искренне верила, что я превратился в Деда Мороза, хотя я ещё даже не накинул костюм.
Александр Мусиенко всегда хочет подарить детям чудо, побудить даже самого недоверчивого ребёнка поверить, что тот встретил настоящего Деда Мороза. Он умеет находить ответы на каверзные вопросы и выход из каверзных ситуаций. Когда его спрашивают: «Дедушка Мороз, почему я не вижу, как ты приносишь под ёлку подарки?», он отвечает: «Потому что я прихожу ночью. Дуну на стенку, мне сделается ледяная дверь. Прохожу в неё, потихонечку ставлю подарочки и так же тихонечко ухожу». А если родители не подготовили для ребёнка подарок на утреннике, Дед Мороз заявляет во всеуслышание: «Когда ты вернёшься домой, ты должен обязательно сам раздеться, помыть ручки с мылом и только после этого подойти к ёлочке, и там тебя будет ждать сюрприз от Дедушки Мороза». Взрослые реагируют на это, хохочут и понимают: «Надо исполнять!» А подарок совсем не обязательно должен быть большим, достаточно яблочка, мандаринки или шоколадки. Главное, если волшебник говорит, что ребёнка под новогодним деревом ждёт подарок, он должен там оказаться.
- Однажды я поздравлял на дому ребёнка, который испытывает проблемы со здоровьем, — вспоминает читинский Дед Мороз. — Дверь открыла бабушка, я вошёл в комнату и увидел мальчика, скажем, Колю лет 14. Начинаю его обнимать, общаться, а он смотрит на меня с недоверием. Детские шутки в разговоре с подростками не проходят. Я показываю ему несколько фокусов, которые начинают его убеждать, а потом говорю: "Ты знаешь, что у меня волшебная варежка? Прошепчи ей любое своё желание, и оно исполнится". Когда он шепнул, я поднёс варежку к уху, посмотрел на него и сказал: "Вот это да, Коля. Вот это ты меня застал врасплох". А бабушка наблюдает и не понимает: неужели родители не предупредили о подарке? Коля смотрит — мешок пустой. Тут я присаживаюсь перед ёлкой — успел во время игр положить под неё фотоаппарат, о котором мечтал мальчик, — и достаю коробку: "Вот это ты хотел?.." И он начинает плакать. И бабушка. А вслед за ними и я. Тут домой возвращаются родители и недоумевают, что это за Дед Мороз такой, который обидел и бабушку, и ребёнка. На всю жизнь запомнил эти светлые, чистые слёзы взрослого мальчишки.
Главное, что должно быть у Дедов Морозов, — это непоказная любовь к детям, отсутствие халтуры. Александр Мусиенко никогда не пытался заработать деньги на новогоднем чёсе, все его выступления были благотворительными, искренними. Вот поэтому он заслужил звание лучшего Деда Мороза Камчатки и главного зимнего волшебника Читы. А самое интересное — ему верят не только дети, но и взрослые: часто подходят к нему под ёлку и на полном серьёзе просят загадать желание в волшебную варежку. «Главное, — говорит волшебник, — верить в чудеса. Если ты веришь, они обязательно сбудутся, и неважно, маленький ты или взрослый».
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.