Барахолка в два квартала. Каким был авторынок в Северном в нулевые
Длинный же путь проделали эти автомобили, попавшие на мои снимки. Сперва, потеснив пассажиров, кое-как загрузились на теплоход «Русь» в Стране восходящего солнца, так, что тот накренился под их весом. Затем более двух суток шли по Японскому морю до Владивостока, несколько недель простояли на таможне. После этого часть из них отправилась на «Зелёный угол» — большой автомобильный рынок, а остальные продолжили свой путь по России: кто своим ходом по ещё недоделанной трассе «Амур», кто на автовозах, кто в контейнерах поезда, и ехали долго-долго, пока, наконец, не очутились здесь — на читинском авторынке в Северном.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Вы помните, что это было за место? За несколько лет существования свободное пространство вокруг жилых домов, около проезжей части и на тротуарах превратилось в огромную автомобильную барахолку, растянувшуюся на два квартала. Местные жители жаловались на шум, грязь, выхлопные газы и невозможность свободного передвижения, а продавцы машин даже не думали покидать излюбленное место. Уже на закате существования авторынка в 2008 году я запечатлел его на фото, в том числе поднявшись на девятый этаж одного из страдающих от такого соседства домов — № 39 (он же в будущем — «падающий» дом). А если судить по двум черно-белым снимкам, сделанным мною в 1991 году, зародилась эта точка сбыта ещё в то время.
Всё началось с официального рынка автомобилей на углу Красной Звезды и Ковыльной, где в целом было и просторно, и безопасно. Автовладельцев смущало одно — плата за въезд 50 рублей. Это, казалось бы, немного, но коммерсанты считали, что за три-четыре месяца торгов сумма набиралась приличная. А если машину пристроить не удавалось, то деньги, считайте, были выброшены на ветер. Кроме того, платная автостоянка была не резиновой, а желающих продать авто с каждым днём становилось всё больше. Так и стали парковаться где попало — вдоль Красной Звезды, на противоположной стороне улицы и даже во дворах. Доходило до того, что машины ставили чуть ли не на крыльце торгового центра «Северный», из-за чего людям, чтобы попасть внутрь, приходилось кряхтя и чертыхаясь обходить наставленные кругом иномарки.
Чтобы в выходные дни не ломать голову, куда поставить авто, лучшие места занимали ещё с пятницы. Нередки были случаи, когда за территорию приходилось бороться едва ли не на кулаках: отдельные продавцы включали «блатной» режим и угрожали тем, кто пытается встать на их точку. «Хлебные» квадратные метры были закреплены за «своими людьми».
Претензии жителей микрорайона были обоснованы: кому понравится, когда зимой на протяжении 15 часов под окнами будут стоять десятки заведённых автомобилей, а летом это всё будет иметь ещё и шумное ночное продолжение? Продавцы машин оставляли после себя много мусора, в том числе пустых бутылок из-под пива. Руками неравнодушных горожан проводились субботники, но уже через неделю красивый спальный район вновь превращался в свалку. Более того, некоторые автовладельцы не стеснялись проехаться и потоптаться по свежевысаженному газону, а особо нахальные — зайти в чей-то подъезд и справить там нужду.
Долго и муторно решали работники читинской администрации, как бороться с барахолкой. Весной 2007 года обсуждение вспыхнуло снова. Сотрудники ГИБДД предлагали чиновникам загородить территорию авторынка декоративным забором, повышенным бордюром и малыми архитектурными формами, озеленить рынок, отделив тем самым жилые дома от злополучной улицы Красной Звезды. Сами коммерсанты предлагали построить настоящий многоэтажный торговый центр, где и машины с автозапчастями продавались бы, и страховку можно было бы оформить. Вот только стоимость места в таком центре явно была бы заоблачная. Звучало от участников обсуждения и другое предложение: реконструировать улицу, расширить её проезжую часть до Каштака, благодаря чему для торговцев машинами места просто не осталось бы. Но в городской казне на расширение дороги денег предусмотрено не было. Всё сводилось к одному — переносу легального авторынка подальше от жилого сектора.
В начале июня 2008 года пресс-служба городской администрации сообщила, что авторынок в микрорайоне Северный прекращает свою деятельность, и торговать автомобилями теперь будут в районе нового пункта регистрации транспорта на Газимурской, 25 (он же район санатория «Горняк»). В то же время территория теперь уже бывшего легального рынка передавалась его владельцам — ООО «Север» — под строительство автограда. Однако даже спустя год работы так и не начались, и мэрия снова напомнила компании о том, что продажа машин на этой территории запрещена. Финалом этой истории стало то, что в июле 2009 года «Север» наконец-то перевёз свой авторынок в посёлок Ивановка. Многострадальные местные жители наконец-то вздохнули с облегчением, а уже через три года на этой территории заложили первый камень нового микрорайона — Царского.
P.S.: Это не первый рынок, архивные фото которого я показываю. Ранее выходили материалы о китайском обменном рынке на стадионе «Труд» и читинском крытом рынке.
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Евгений Епанчинцев, Екатерина Ерёменко.