Пять женщин, один мужчина. Кто скрывается между стен Центрального рынка Читы
Стены… Как много тайн бытия человеческого они знают. Они видели то, что другие хотели бы скрыть, они помнят то, что другие давно забыли. Молчаливые и бесстрастные хранители истории, они никогда не откроют чужих секретов. Если только не залезть под их оболочку — не вскрыть заставленный коробками, закрытый торговыми сетками гипсоволокнистый лист времени.
Редакция «Чита.Ру», фотокорреспондент Евгений Епанчинцев и журналист Екатерина Ерёменко продолжают проект «О чём молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Чита. Центральный рынок. В тридцатом бутике всё по-старому. Ашот Амзян, будущий наследник родительского бизнеса, сидит за столом в ожидании покупателей. Вот уже два десятка лет он помогает отцу Микаелю продавать их товар — головные уборы всех дизайнов и сортов. В углу, примостившись к шапкам, на небольшой табуретке сидит Маргарита Геральдовна Переводчикова — мечтательная женщина с пепельным каре, консультант и просто талисман магазина, вносящий в однообразные торговые будни нотку экстравагантности своей темпераментной натурой. Судьба связала её с бутиком чуть позже, чем Ашота, и всё-таки она тут приличный срок — вот уже 17 лет. Маргарита бывала здесь и в юности — тогда на месте салона головных уборов находился хозяйственный магазин... И всё же ни она, ни владельцы бизнеса не знали или просто не помнили более раннюю историю этой точки, хотя обстоятельства её всё это время находились у них перед носом.
Кажется, все эти годы Маргарита Геральдовна ждала, чтобы на этих 80 рабочих квадратных метрах произошло нечто экстраординарное. Вот и сейчас, уже в сотый раз с начала года осматривая высокие стены, от пола до потолка покрытые разноцветными пятнами шапок, она сидела в своём уголке и загадочно улыбалась, когда в дверном проёме показался объектив моей камеры. А затем и сам я. В противовес её приятной взволнованности младший хозяин выглядел флегматично, но всё же оказался благосклонен. На моё пояснение, ЧТО я ищу, позволил заглянуть за решётку у стены в смежном торговом зале и даже собственноручно отодвинул оттуда все коробки с товаром. ОНО было там… Вернее, ОНИ…
Последний раз я видел их в конце 80-х годов. Их было шестеро: пять женщин, один мужчина. Каждый день они встречали посетителей на крыльце крытого рынка, стоя возле трёх дверей под большими буквами «Р», «Ы», «Н», «О», «К». А когда пришло время расширяться, хозяева здания просто замуровали их в стены — обнесли коробом из ГВЛ и пристроили новые бутики.
Сейчас две женские фигуры в длинных платьях — те, что всегда стояли у среднего входа, под буквой «Н», — осторожно выглядывали из укрытий, которые не выбирали. На их серые лица впервые за долгое время упал холодный электрический свет. Они застыли в выученном положении. Сильные руки одной из них держали тяжёлую вазу с цветами и пышный букет окаменевших ромашек. Её дородная подруга, прикованная к соседней стене, обеими руками протягивала каравай навстречу теперь уже редким гостям. На мгновение показалось, что уголки её губ сложились в улыбку Моны Лизы, когда я направил на неё свою камеру. Но это была лишь игра света и тени.
Маргарита Геральдовна воодушевилась: наконец-то в их бутике происходит что-то из ряда вон выходящее! Она подобралась к фигурам и стала ощупывать их твёрдые лица, плечи, руки. Несколько лет назад, когда она впервые увидела этих женщин, она была поражена, но выяснять у владельца рынка подробности этой загадочной истории не стала. Как и хозяева бутика. Просто повезло, что однажды часть короба, скрывавшую тайну прошлого, в этом месте убрали, объединив смежные торговые залы и заодно освободив две центральные фигуры. Работники тридцатого бутика даже не догадывались, что ещё четверо так и остались заточёнными в междустенье: колхозница в сарафане с растущими рядом пшеницей и подсолнухом, огородница с овощами-переростками в руках и другим урожаем под ногами, женщина с корзиной яиц в окружении гуся и курицы и рыбак с его сетью позади, несущий с озера здоровенного сазана.
Мог ли подумать безымянный скульптор, дрожащей рукой насаживая слои бетона на арматуру и пытаясь вылепить из него нечто, похожее на людей, что его творения в один день перестанут украшать крыльцо крытого рынка? А может, дело в их внешнем виде? Может, это наказание для шестерых — за их неказистые формы, за неровную поверхность, за блаженные взгляды? Может, поэтому скрыли фигуры от посторонних глаз и решили больше никогда не показывать? Возможно, им нашептали причину заточения перед тем, как закрутить последний шуруп в стену. Вот только они никогда не смогут поделиться с нами ответом.
Младший хозяин салона Ашот снова заложил тайну Центрального рынка коробками, задвинул торговой сеткой. Каменные лица барышень скрылись за невесом из мужских меховых шапок. Жизнь в тридцатом бутике начала возвращаться в своё неторопливое течение, а железобетонные женщины, на мгновение вернувшиеся из небытия, вновь погрузились в сон. Теперь посетителей рынка встречают другие фигуры, похожие на людей. Почти в каждом бутике. Уже из пластика.
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Екатерина Ерёменко, Евгений Епанчинцев.