Великий русский поэт в Чите
О чём говорил Евгений Евтушенко в Музее декабристов
10 лет назад
10 лет назад
Молодёжь может и не знать, кто такой Евгений Евтушенко, но с большой долей вероятности смотрела фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (6+) и слышала в нём строчки песни, написанной по его стихам: «Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те»… События, о которых я расскажу, произошли 28 июня 2015 года. Кто-то сказал мне, что приехавший в Читу Евтушенко и его жена Мария сейчас находятся в краеведческом музее. Недолго думая, я схватил фотоаппарат и помчал туда. А перед этим позвонил журналистке Екатерине Фоминой, живущей неподалёку, и попросил: «Срочно прибегай к нам и записывай на диктофон всё, о чём будет говорить поэт».
Редакция «Чита.Ру», фотокорреспондент Евгений Епанчинцев и журналист Екатерина Ерёменко продолжают проект «О чём молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Евгений Александрович не ходил по зданию музея — у него были больные ноги, он сидел в фойе на стуле спиной к окну и писал отзыв в книге. Я подошёл к нему, поздоровался и спросил:
— Я из газеты. Можно вас сфотографировать?
В ответ на это Евтушенко с порога устроил мне экзамен.
— Можно, — говорил он жёстко, — только если вы скажете, кто из писателей был в Чите.
Я мгновенно выдал: «Солженицын». А затем задумался. На ум приходили имена авторов, выражающих в последнее время неприкрытые антироссийские взгляды. Не хотелось уделять им много внимания, но случайно произнёс: «Дмитрий Быков (признан иноагентом на территории РФ)… Если его вообще можно назвать писателем».
— Ну а что же, можно, — подхватил поэт. — Он очень образованный человек. Книгу о Пастернаке написал хорошую. Просто у него много лиц.
— Я, наверное, увидел не то лицо.
— Я из газеты. Можно вас сфотографировать?
В ответ на это Евтушенко с порога устроил мне экзамен.
— Можно, — говорил он жёстко, — только если вы скажете, кто из писателей был в Чите.
Я мгновенно выдал: «Солженицын». А затем задумался. На ум приходили имена авторов, выражающих в последнее время неприкрытые антироссийские взгляды. Не хотелось уделять им много внимания, но случайно произнёс: «Дмитрий Быков (признан иноагентом на территории РФ)… Если его вообще можно назвать писателем».
— Ну а что же, можно, — подхватил поэт. — Он очень образованный человек. Книгу о Пастернаке написал хорошую. Просто у него много лиц.
— Я, наверное, увидел не то лицо.
Как и обещал, Евтушенко позволил сфотографировать его. Хотя и не оставил мою работу без замечания. Когда я попросил слегка повернуться, он строго ответил: «Вообще-то фотограф должен ходить вокруг объекта съёмки, а не заставлять его поворачиваться к нему». На что я возразил: «Но в таком случае хорошая фотография не получится, потому что свет падает со спины». «Экзаменатор» согласился и позволил мне сделать несколько кадров.
В этот момент вышла его жена, и я случайно узнал, что они собираются поехать в Музей декабристов. Без спроса последовал за ними. На новой локации гостей города радушно встретила бывший директор музея, ныне старший научный сотрудник Нина Козлова.
Они прошли в центр зала на первом этаже. Евгений Евтушенко сел перед картиной «Восстание декабристов на Сенатской площади» и долго и внимательно слушал рассказы Нины Степановны о том, какие детали изобразил на полотне художник Мельников и чьи портреты висят на соседней стене. Когда разговор зашёл о послании Пушкина декабристам, поэт перехватил инициативу беседы.
— Когда я приехал в Белоруссию, мне корреспондент «Известий» подарил автограф Пушкина… — начал рассказывать Евгений Александрович. — А потом я там нашёл своих бабушек — сестёр моего деда Ермолая Наумовича Евтушенко — белорусского крестьянина, жившего в селе Хомичи. Он был такого «чапаевского» склада. Попадал в плен немцам, бежал оттуда. Получил три Георгиевских креста — это редкий случай. После этого был комбригом… Его расстреляли в 1938 году.
Поэт хотел было закончить, что реабилитировали деда только в 1957-м, но не договорил: накрыли воспоминания из собственной жизни. Он говорил сумбурно, мысли его то и дело перескакивали с одной на другую: было видно, что пережитые события до сих пор находят эмоциональный отклик в его душе.
Поэт хотел было закончить, что реабилитировали деда только в 1957-м, но не договорил: накрыли воспоминания из собственной жизни. Он говорил сумбурно, мысли его то и дело перескакивали с одной на другую: было видно, что пережитые события до сих пор находят эмоциональный отклик в его душе.
— Однажды я писал свой роман о путче 1991 года, и вдруг у меня поползло из факса письмо с надписью «Совершенно секретно». Это был донос на меня, подписанный Андроповым, — говорил Евгений Евтушенко. — Он же писал сонеты, очень плохие. Поэзия ведь — это открытие души, а он закрывался стихами. Было видно, что он человек сухой. Так вот, это было письмо по поводу баллады о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта». Он говорил, что я изображаю его в роли Бенкендорфа, а третьим отделением изображаю КГБ. И он сказал неприятную вещь: «Ясно, что стихи Евтушенко провоцируются нашими врагами из-за рубежа».
— Так вот вы какой, Евгений Александрович! — пошутила музеолог.
— Так вот вы какой, Евгений Александрович! — пошутила музеолог.
— А у меня никогда не было ни одной антироссийской мысли, — продолжал собеседник. — Бюрократия мне не нравилась — это другое дело. Я подумал: «Боже мой. Он находился на таком месте, у него было столько осведомителей, и он даже не мог понять, что я за человек?» Они жили в мире собственных представлений о людях. Придумали врагов, чтобы оправдать своё существование и закручивание гаек! Вот и всё. И так же делает полиция в мире до сих пор. Та же самая американская система…
По всей видимости, компания сотрудницы читинского музея и парочки журналистов в лице нас с Катей Фоминой показалась Евтушенко достаточно располагающей к разговору, потому что дальше от него последовали чрезвычайно откровенные подробности его жизни в США, общения с Робертом Кеннеди и политических интрижек государственного масштаба, свидетелем и даже участником которых ему довелось побывать. Спасибо Кате, которая по моей просьбе всё-таки записала большую часть беседы с поэтом, и теперь её можно воспроизвести дословно.
По счастливой случайности у меня в багаже лежала моя книга с фотографиями 80-90-х годов, которую я отпечатал только год назад, – «Область Ч.». Я спросил у Евгения Александровича, могу ли я подарить ему это издание. Приняв подарок, он стал рассматривать его, как будто никуда не торопился, а затем заговорил со мной гораздо мягче, чем при знакомстве.
— Очень хорошие, замечательные фотографии, — отозвался он. — Мы с вами очень близки как фотографы.
— Спасибо, — поблагодарил я.
— А это где, в вытрезвителе? — спросил он, рассматривая один из снимков.
— Нет, это психбольница читинская. Я газетный фотограф, мы снимаем всё — просто жизнь.
— Газета вас не испортила. Очень хорошо. Замечательная, профессиональная съёмка, — продолжал он, глядя на снимки и показывая их своей жене. На одной из страниц ему попалась фотография с ребятишками на площади Ленина, лежащими в дырках слепленного из снега числа «1994». — Признайтесь честно, вы их туда специально…
— Это постановочная фотография? — подхватила жена.
— Я вас сегодня пытался поставить в краеведческом музее. Конечно, я их туда засовывал!
Все рассмеялись. После этого Евгений Александрович разрешил мне фотографировать его и на сцене во время концерта, и за кулисами, и в палатке, где он отдыхал.
— Очень хорошие, замечательные фотографии, — отозвался он. — Мы с вами очень близки как фотографы.
— Спасибо, — поблагодарил я.
— А это где, в вытрезвителе? — спросил он, рассматривая один из снимков.
— Нет, это психбольница читинская. Я газетный фотограф, мы снимаем всё — просто жизнь.
— Газета вас не испортила. Очень хорошо. Замечательная, профессиональная съёмка, — продолжал он, глядя на снимки и показывая их своей жене. На одной из страниц ему попалась фотография с ребятишками на площади Ленина, лежащими в дырках слепленного из снега числа «1994». — Признайтесь честно, вы их туда специально…
— Это постановочная фотография? — подхватила жена.
— Я вас сегодня пытался поставить в краеведческом музее. Конечно, я их туда засовывал!
Все рассмеялись. После этого Евгений Александрович разрешил мне фотографировать его и на сцене во время концерта, и за кулисами, и в палатке, где он отдыхал.
Евгений Евтушенко с творческой командой был в пути со 2 июня. В Чите его ожидало уже 20-е выступление. После он садился на поезд и ехал до Владивостока, оттуда в бухту Находка, а затем на самолёте в Москву. 3 октября был запланирован заключительный концерт в «Лужниках». Поэт объяснял, что это турне проходит в рамках слияния двух праздников — 70-летия Победы и Года литературы, ведь именно во время Великой Отечественной войны выросла крупная плеяда поэтов-фронтовиков.
В интервью Екатерине Фоминой и во время творческого вечера в «Мегаполисе Спорт» Евтушенко рассказывал, что встретил войну 9-летним мальчишкой.
— В 1941-м стоял на крыше московской 254-й школы и тушил немецкие «зажигалки». Так делали и Володя Высоцкий, и Андрей Вознесенский. Тогда я только закончил первый класс. Потом мама меня отправила на станцию Зима в Сибирь — на родину, куда я, маленький, четыре с половиной месяца добирался через бомбежки, иногда через горы трупов, — вспоминал поэт.
— В 1941-м стоял на крыше московской 254-й школы и тушил немецкие «зажигалки». Так делали и Володя Высоцкий, и Андрей Вознесенский. Тогда я только закончил первый класс. Потом мама меня отправила на станцию Зима в Сибирь — на родину, куда я, маленький, четыре с половиной месяца добирался через бомбежки, иногда через горы трупов, — вспоминал поэт.
Выступая перед читинцами, Евтушенко попросил публику запомнить одну пророческую фразу сибирского писателя Виктора Астафьева: «Самое страшное, если мы начнем врать о прошлой войне, тогда будущая может быть ещё страшнее».
Евгений Александрович ушёл из жизни через два года после этого, 1 апреля 2017-го, в возрасте 84 лет. Через две недели после этого я проезжал мимо его станции Зима и сделал несколько фотографий. Сейчас от Москвы до неё можно доехать за пять суток…
В Музее декабристов и краеведческом музее до сих пор сохранились отзывы, которые 10 лет назад оставил на добрую память великий советский и российский поэт. А у меня дома хранится книжка со сборником стихов поэтов-«шестидесятников», которую я купил после его концерта. В ней на форзаце, заметив наши одинаковые инициалы, Евтушенко написал: «С благодарностью ЕЕ № 2 за прекрасную книгу фотографий».

Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Екатерина Ерёменко, Евгений Епанчинцев
Текст: Екатерина Ерёменко, Евгений Епанчинцев