Политика Где родился, там и будущее – обзор баннеров на выборах в гордуму Читы

Где родился, там и будущее – обзор баннеров на выборах в гордуму Читы

...в обзоре предвыборной активности кандидатов мы постарались продемонстрировать самые интересные и самые скучные примеры агитации из числа тех, до которых нам удалось дотянуться...

Кандидаты в депутаты гордумы Читы, выборы которой состоятся в грядущее воскресенье, 14 сентября, при планировании агитационной кампании были ограничены бюджетом в 300 тысяч рублей. Этот порог оговорен в краевом законе о муниципальных выборах для избирательных округов, где зарегистрировано менее 10 тысяч избирателей – в Чите нарезано 30 одномандатных округов, в каждом из которых 7-8 тысяч человек.

Сумма для выборов достаточно скромная, и кампании у кандидатов вышли соответствующие – большинство ограничились баннерами 3 на 6 метров на территории своих округов, небольшим количеством дешёвой печатной продукции, встречами с избирателями и бесплатным местом в муниципальных СМИ. ИА «Чита.Ру» в коротком обзоре предвыборной активности кандидатов постаралось продемонстрировать самые интересные и самые скучные примеры агитации из тех, до которых нам удалось дотянуться.

В 2014 году кандидаты, в отличие от выборов в заксобрание в 2013 году, дистанцировались от партийной символики – нет привычных цветов, крайне мало эмблем и стандартных партийных лозунгов вроде использовавшегося «Единой Россией» в прошлом году «Живу и работаю в Забайкалье».

Единственный одинаковый лозунг на плакатах разных кандидатов, который я смог найти, это «Делами навстречу людям» - он использовался на плакатах как минимум трёх единороссов: баллотирующегося по 17-му округу Ивана Нагеля, кандидата по 21-му округу Максима Потапова и кандидата из 20-го округа Евгения Ярилова.

Баннер Ярилова я нашёл на проспекте Советов.

Кроме то ли лозунга, то ли утверждения про делами навстречу людям ничего на нём нет – Ярилов в форме железнодорожника, цвета российского флага и своеобычный квадратик, в котором стоит галочка. Судя по последнему заседанию гордумы, на котором я оказался в статусе фотографа, действующий депутат гордумы Ярилов вживую выглядит как минимум старше кандидата в депутаты гордумы Ярилова на баннере на проспекте Советов.

Баннер Потапова на том же проспекте отличается от баннера Ярилова только фотографией главного героя.

Насколько я могу судить, фотограф не разобрался с галстуком кандидата в депутаты – его как-то зажевал воротник рубашки. Вместе с тем, Потапов выглядит одинаково неплохо и на заседании гордумы – директор ОАО «Читаглавснаб» так же, как и Ярилов, намерен переизбираться в представительный орган, и на баннерах. То есть, никакого подвоха.

Иван Нагель в условной градации кандидатов в депутаты попадает сразу в две группы.

В первой сосредоточены люди, которые зачем-то держатся на фотографии за лицо. Судя по тому, что происходит в мире, стране и городе, надо держаться открытой ладонью за район в области виска. Но кандидаты в депутаты обычно держатся аккуратно изогнутой рукой за подбородок. Во вторую категорию входят кандидаты в депутаты, которые работают с людьми, ничего не знающими про порядковые числительные. Так, на баннере Нагеля написано – «17 округ», что, согласно нормам русского языка, читается как «семнадцать округ». Впрочем, проблема непонимания роли порядковых числительных в жизни русскоговорящих граждан касается не только названий избирательных округов, но и названий целых, например, заводов. Так что можно считать ошибку неприятной, но мелкой.

Аналогичная ошибка допущена на баннере самовыдвиженца Николая Азыева.

Его баннер также раскрашен в цвета российского флага, и там так же – без буквенного наращения – написано «8 округ», что читается, как «восемь округ». Фотография у Азыева, в отличие от многих его коллег по кандидатскому цеху, выполнена аккуратно и грамотно – директор ООО «Забайкальский цемент», как и положено руководителю, аккуратно пострижен, одет в хорошо сидящий пиджак, рубашку и галстук, носит аккуратные очки. Лозунг у него перекликается с тем, который использует действующий градоначальник Анатолий Михалёв. У последнего фраза на баннере звучит так: «Сохраним лучшее, создадим новое!» Азыев предлагает построить новое, сохранить лучшее, что ничем не отличается от формулировки пиарщиков мэра.

На баннере с изображением улыбающегося Михалёва тоже цвета российского флага, упоминавшаяся уже надпись и значок «Единой России».

В контексте многолетней работы на посту главы читинской горадминистрации Михалёву и правда есть, что сохранять, пусть даже лучшее в Чите часто всего лишь меньшее из многих зол.

Ещё один кандидат, который упирается рукой в подбородок – единоросс Артём Меняйло, баллотирующийся по Новобульварному округу №6.

На баннере, который я смог сфотографировать на улице Шилова, Артём держится за подбородок левой рукой, на которой видны часы. Было бы интересно узнать, какую марку носит главный инженер ООО «Читинское АТП», но часы находятся в расфокусе, и эксперимент не удался. Улыбчивый кандидат предлагает передать городу энергию молодых. Сам он действительно молод – 1978 года рождения, но как вливать эту энергию в кабинеты здания на Бутина, 39, до сих пор было никому неизвестно – попытки включать молодёжь в решение проблем общегородского значения пока дальше культурно-массовых мероприятий не заходили. И если Меняйло найдёт способ, как сублимировать молодёжную энергию в принятие управленческих решений, то можно будет выдавать ему премию имени какого-нибудь известного забайкальского политика.

Кандидаты в депутаты от «Регионального управления строительства» и партии «Единая Россия» Денис Ярушин и Сергей Филонич ожидаемо сфотографировались для баннеров в рабочих касках.

1 из 2

Оба предлагают вместе сделать Читу лучше, что вполне коррелируется с тем, чем эти люди занимаются.

Ещё один кандидат в каске – самовыдвиженец Вячеслав Тамбовцев, который руководит ООО «СтройДом».

У него даже не лозунг, а то ли аксиома, то ли теорема – «Созидая вместе, строим будущее!» С кем именно созидает Тамбовцев – доподлинно неизвестно, но про будущее всё понятно, в него смотрят почти все кандидаты, подавая этот процесс под разными соусами.

Из однообразного потока баннеров, состоящих из лица кандидата и короткой фразы, выделяется депутат гордумы и предприниматель Эдуард Русин, который баллотируется по Смоленскому округу №7. Вокруг Пионерского парка кандидат расставил баннеры, где сообщается, что «Ваш наказ выполнен. Работа уже идёт!»

Судя по баннеру, речь о реконструкции парка, что доказывается планом и тремя картинками. Но таких баннеров или один, или мало. На остальных сообщается, что Русин – это тот самый депутат, который держит слово.

На месте Русина я бы серьёзно поговорил с фотографом – в жизни исполнительный директор магазинов малой техники «Браво» и «Богатырь» выглядит гораздо лучше. Для баннера Русин выбрал крайне странную рубашку коричневого цвета, отказался от улыбки, а с причёской надо было работать если не до фотосъёмки, то уже после неё в графическом редакторе.

Выдвинутый от «Единой России» Алексей Барковский, работающий в троллейбусном управлении, для агитации избрал логичный для него фон с красивыми троллейбусами, а в лозунге предложил «Движение – вперед! Будущее только за Вами!»

Смущает отсутствие буквы «ё» - читается, понятно, как «вперед» (понимаете, да?), что звучит крайне странно. Будущее, я так понял, по мнению Барковского, за избирателями. Это спорный очень тезис для нашей страны, но оставим его на совести кандидата.

Светлана Белобородская, выдвинутая «Единой Россией» по Кайдаловскому округу №11, на баннере мне понравилась меньше, чем в жизни – опять фотограф, да и баннер, найденный мною на перекрёстке улиц Ленина и 9-го Января, вызывает вопросы.

Повыше правого плеча у руководителя торговой сети «Белофлор» видны силуэты каких-то зданий. Как мне показалось, речь идёт о храме Казанской иконы Божьей матери и торгово-офисного центра на Театральной площади. Но могу ошибаться – контуры неочевидны. Что значит фраза «Помогая ЛЮДЯМ!» в связи с непонятными контурами тоже не очень ясно, но, возможно, Белобородская помогала в строительстве этих зданий. Выделенное большими буквами слово «ЛЮДЯМ», возможно, должно символизировать уважение к избирателям. Или, может, тезис про то, что помогать надо только людям с большой буквы. Но всё это лишь догадки – глубинная идея баннера осталась непонятной, и вряд ли в этом разобрались другие наблюдатели.

Предприниматель Степан Викулов, выдвинутый «Единой Россией» по Хабаровскому округу №10, использует лозунг «ЗА город, в котором хочется жить!»

На заднем фоне видны сопки и дома, похожие на те, что на Телецентре. Сам Викулов на баннере не по годам монументален, но фотограф сработал неплохо – мне понравилось. Одет Викулов аккуратно, но строго – белая рубашка, пиджак и консервативные очки. Ещё один вариант баннеров от Викулова – приглашение на открытие спортивной площадки на Горького, 38, к которой, вероятно, кандидат имел какое-то отношение.

Открытие, судя по баннеру, было 6 сентября, но приглашение на улице Бутина продолжает висеть.

Кандидат в депутаты по 22-му округу Наталья Смирнова смотрит на избирателя с чуть напряжённым выражением лица.

Она аккуратно одета, сфотографирована почему-то на фоне берёз – в Чите больше бы подошли сосны, и то ли предлагает, то ли утверждает – «Забота. Развитие. Порядок.» Точку я бы после порядка не ставил, но филологи могут меня поправить.

Единоросс Алексей Мусорин, выдвинутый «Единой Россией» по Каштакскому округу №1, на баннерах использовал герб Забайкальского края, всё те же цвета российского флага и спорный тезис про то, что «Будущее – здесь и сейчас!» Насколько я помню, будущее обычно бывает завтра и там.

Но ради выборов можно и подвинуться.

Коммунист Виктор Шереметьев на предвыборном плакате обещает «Заботу и внимание – каждому!»

Лозунг хороший, но после истории с победившим на выборах в заксобрание Владимиром Иванченко, просто размещавшим на баннерах свой сотовый телефон, все другие варианты про внимание каждому кажутся проигрышными. Шереметьев с замечательной, типично коммунистической биографией, на фотографии строг, выдержан и обдуманно улыбчив, даже визуально чувствуется сила в бицепсах, вызывает уважение аккуратная рубашка, просто, но ловко повязанный галстук.

Могучим и без демонстрации бицепсов выглядит тот же Мусорин, но самые крепкие руки в этой избирательной кампании у самовыдвиженца по 28-му округу «Авиаторов» Владимира Хромова – по фотографии видно, что молодой человек предметно знаком с жимом лёжа, пуловерами и сплитами.

Потенциальным избирателям старший менеджер ООО «Мир» заявляет о готовности «Работать ДЛЯ ВАС!» Большие буквы традиционно выглядят криком, но для мастера спорта по тяжёлой атлетике вполне могут демонстрировать железобетонность намерений.

Второй самовыдвиженец на этом округе – Константин Уланов – с баннеров смотрит с какой-то отстранённостью.

У него расстёгнута вторая пуговица на белой рубашке с коротким рукавом. Обычно так делают или в пятницу после обеда, когда до конца рабочей недели рукой подать, или для демонстрации верхней части разработанных грудных мышц – в соперничестве с Хромовым это может быть актуально, но визуально – совершенно бессмысленно. Константин то ли обещает, то ли констатирует «Защиту и ответственность», так же, как единороссы, используя цвета российского флага для фонового изображения.

Ещё одно «Внимание каждому», но без почти обязательных восклицательных знаков в округе «Энергетиков» №27 обещает самовыдвиженец Алексей Шуранов.

Начальник отдела забайкальского управления Ростехнадзора на найденной мною на столбе листовке улыбчив и строг – пиджак, рубашка и угадывающийся галстук.

В соседнем «Авиационном» округе на улице Рахова я нашёл фотографию Игоря Бояркина – индивидуального предпринимателя 1991 года рождения, выдвинутого ЛДПР.

На предвыборных баннерах это едва ли не единственный небритый или плохо выбритый кандидат. Возможно, лёгкая чёрная щетина, растрёпанная причёска, рубашка с распахнутым воротником и белые зубы означают молодецкую уверенность. На баннере написано «ЗА родной город, родной район». Надо ли голосовать за эти сущности в лице Бояркина, или он намерен за них биться в гордуме – на выбор наблюдателей.

Самовыдвиженец Валентина Дымченко на предвыборных баннерах агитирует за новый и красивый город, а дизайнеры баннера поиграли с сочетанием номера округа – 14, датой выборов – 14 сентября, и годом, который тоже оканчивается на 14.

Валентина на фотографии строга, как учительница. Возможно, это поможет в сражении с выдвинутой «Единой Россией» директором школы №1 Раисой Мыльниковой. Валентина вообще одна из самых активных участников избирательной кампании – она раздаёт избирателям и расставляет по городу кубики с агитацией, крутит в социальных сетях ролики, идею которых я не смог угадать, и издаёт газеты, в которых сообщается, что Валентина вернулась в город из Дальневосточного государственного университета «из-за тоски по городу». При расстановке баннеров на улице Бабушкина Валентина попала впросак – по ходу движения перед баннером кандидата стояла реклама антипохмельной клиники, что вполне могло сыграть против симпатичной, пусть и строгой, девушки.

Директор горводоканала Андрей Ядрищенский в жизни кажется мне суровым руководителем, но на плакатах он, конечно, улыбчив. На одном из баннеров он изображён со сцепленными руками, на втором просто монументален.

1 из 2

И там и тут предлагается жить по новому времени, что вполне актуально в свете происходящих в мире событий. Ядрищенский также использует цвета российского флага и скромный по размерам значок выдвинувшей его партии «Единая Россия».

Предприниматель Максим Тютюнник, создавший компанию «Алюком», на баннерах, как и в жизни, улыбчив и молод.

Он задаёт избирателям неожиданный вопрос – «Город?» - и тут же на него отвечает – «Конечно чистый!» Так на берегу становятся ясным основной акцент Тютюнника в возможной депутатской деятельности. Для баннера выбраны традиционные и хорошо известные цвета «Алюкома» - оранжевый и белый.

Иван Дикий – кандидат от ЛДПР в том же округе, по которому выдвинулся Тютюнник, смело меняет фамилию и имя местами – «Дикий Иван» и утверждает, что равнодушие победим вместе.

Судя по картинке, генеральный директор ООО «Сибирская промышленная торговая компания» принимал участие в эстафете олимпийского огня, но баннер сработан так, что догадаться об этом можно только по набившей оскомину раскраске олимпийской формы.

Ещё один молодой кандидат от ЛДПР – Леонид Гладышев, пишет на плакате буквально следующее – «Простые интересы обычного человека».

Что это значит, можно понять из предвыборной брошюры, которой не касалась рука редактора – в плохо составленном тексте не хватает запятых, центральный район назван «Центрольным», а «Чита занимает место лидера по количеству вредных веществ в городе».

Гладышев может не расстраиваться – не хватило редактора и его статусному оппоненту по Центральному избирательному округу №9, нынешнему председателю гордумы Александру Зенкову. В попавшей в мои руки предвыборной листовке в заголовке стоит точка, со второго абзаца не хватает запятых, мельтешат лишние пробелы, путаются строчные и прописные буквы. Фотография на фоне филфака бывшего педуниверситета в этой связи выглядит довольно сомнительно.

Лишний пробел, как мне показалось, присутствует на баннере Ивана Шовдры – главврача городской больницы №1, выдвинутого «Единой Россией» по 23-му округу.

У него одна из самых необычных подписей – «КСК – территория заботы !» Сам Шовдра изображён в медицинском халате на белом фоне. Красного цвета букв КСК хватает для того, чтобы вновь собрать цвета российского флага.

Соперница Зенкова по Центральному округу – директор гимназии №4 Ирина Репина на предвыборной листовке лаконична и беспощадно бессмысленна.

Надпись «Сделай свой выбор» ни к чему не обязывает, а форма одежды больше напоминает о безвозвратно потерянном в 2014 году дачном сезоне. Должность Репиной выдаёт уверенная линия губ, но по общей картинке создаётся чёткое ощущение, что кандидат от «Справедливой России» за победу борется с некоторой неохотой.

О других кандидатах от «Справедливой России» по Центральному району можно прочитать в партийной газете «За Читу!» Репина здесь более многословна – можно узнать, что она уже бабушка и вся её жизнь проходит под девизом «Делай добро!» Кандидат по третьему округу Николай Коновалов рассказывает о том, что «нас обманывают потому, что мы не участвуем в общественной жизни, не ходим на выборы», и поэтому «пусть попробуют обмануть, если придут все». «Все!» - как бы восклицает главный врач детской краевой больницы №2, как бы забывая о том, что бывает с явкой на всех муниципальных выборах. Директор многофункционального центра Юрий Шепеленко коротко рассказывает о себе и надеется, что «мы все вместе сохраним лучшее и обеспечим достойное будущее Читы». Доцент ЗабГУ Валерий Афицинский в газете самый многословный, а по фотографии можно понять, что любит играть в футбол. В тексте можно найти что-то вроде – «она (Чита – А.К.) может стать Юго-восточными воротами в страны АТР», после чего сразу хочется прекратить чтение.

Можно предположить, что аналогичные газеты партия издала и по другим округам, но в мои руки они не попали.

Сомнительно выглядит баннер кандидата в депутаты по Локомотивному округу от «Единой России» Николая Галкина, на котором кроме самого Галкина, изображённого с лёгким вихром, имеется локомотив с вагонами.

Сам Галкин, насколько я могу судить, к локомотивам имеет весьма опосредованное отношение, а что такое «наш единый депутат» - не понятно.

Цвета КПРФ использует кандидат от этой партии Андрей Ковтун – практически единственный, добавивший на предвыборную агитацию своё отчество – Анатольевич.

На баннере сообщается, что «В каждом слове – ЗНАНИЕ – ОПЫТ!» Про Ковтуна нам известно, что он индивидуальный предприниматель, так что о каких знаниях и опыте идёт речь – не ясно. Но выглядит коммунист неплохо – пиджака нет, но есть аккуратная рубашка и неплохо повязанный галстук.

Один из немногих кандидатов, который позволил себе шутить, - представитель «Справедливой России» Алина Иванова, окончившая педуниверситет по специальности педагог-психолог.

С предвыборной листовки основатель первого в Чите частного детсада утверждает, что думе необходим психолог. Комментировать здесь что-то сложно – вполне может сойти за оскорбление, но что-то в этом есть.

Листовки кандидата в депутаты по 18-му округу Алексея Фёдорова висят на моём подъезде. Среди своих плюсов Алексей называет факт проживания на улице Малой, что само по себе весьма сомнительно, как и факт зачисления в кадровый резерв губернатора Забайкальского края. При случае я могу рассказать Алексею, что делают с кадровыми резервами губернатора в момент смены главы региона, а пока порадуюсь едва ли единственной агитации, где использована незаконно забытая в письменной речи буква «ё», да и вообще текст явно прошёл через руки корректора.

Многие примеры наглядной агитации, до которых я не добрался на улицах Читы, можно найти в муниципальной газете «Читинское обозрение» в номере от 3 сентября. Первую страницу занимает представитель «Справедливой России» Кайрат Калдыбаев, который агитирует «за новую власть, порядочность и ПОРЯДОК!» Большие буквы меня всегда пугают, но можно предположить, что это связано с профессией Калдыбаева – он профессиональный спортсмен.

Вторая полоса отдана под предвыборную программу «Единой России», в которой мне больше всего нравится «открытость и подотчётность власти – прямой диалог с горожанами». Сразу после выборов мы с удовольствием эту опцию потестируем.

Предвыборные программы других партий напечатаны более мелким шрифтом на других страницах. Коммунисты обещают добиться почти всего на свете – от зелёного города до места в саду для каждого малыша. «Зелёные» сконцентрировались на экологии. РОТ ФРОНТ, от которого выдвинут только один кандидат – Виктор Шемякин, утверждают, что депутаты должны регулярно отчитываться перед избирателями лично, на открытых заседаниях думы. Программа «Справедливой России» напечатана таким шрифтом, что её почти невозможно разобрать. ЛДПР разделяет программу на шесть пунктов – от экологии до городского бюджета.

Восемь полос выбраны десятками прямоугольных предвыборных картинок.

Из них можно узнать, что единоросс Иван Любин – директор Забайкальского государственного колледжа, оказывается, свой.

Среди его достижений перечисляются вехи трудовой карьеры – от мастера до директора.

Фотография кандидата не очень удалась, но всё равно с точки зрения композиции смотрится лучше, чем паспортный вариант Ларисы Дедюхиной – кандидата в депутаты от партии КПРФ, которая даёт определение делу чести – это «служение народу».

Судя по официальным данным избиркома, пока Дедюхина служит исполнительным директором индивидуального предпринимателя.

Николай Унгбаев – кандидат от ЛДПР, обошёлся без картинок, но не смог обойтись без обвинений в том, что в городе идёт «активный подкуп населения».

В этой связи, мечтает Унгбаев, «наверное, если возможно было, надо бы проводить выборы раз в квартал»: «Тогда бы наш город сверкал».

Нет фотографии и у эсера Надежды Гуменюк – сплошной текст про «актуальные вопросы молодёжной политики», ЖКХ и «будем ли мы жить достойно или влачить жалкое существование и жалко».

Наталья Нестеренко – кандидат от «Единой России» и лидер общественной организации «Женщины КСК» смотрит на избирателей несколько смущённо.

Одета она в цветастое платье, а фотография выполнена на фоне озера Кенон. В композиции, как мне показалось, не хватает чего-то исконно русского и гостеприимного – чая, например, с пирогами.

Евгений Гусак – самовыдвиженец по Железнодорожному округу, на фотографии серьёзен, а в тексте, как почти все кандидаты, несколько штампованно, а от многоточия загадочно апеллирует к месту рождения: «Малая Родина – это место, где я родился и живу…»

Евгений Синявин – соперник Анатолия Михалёва на выборах в Гвардейском округе – самый строгий из всех, кто решился выставить свою фотографию на предвыборную агитацию.

Он требует для читинцев достойной жизни и скучно рассказывает свою биографию, в которой любопытным выглядит опыт работы в мэрии Читы – с 1993 по 2006 год.

Представитель «Зелёных» Леонид Наделяев оперирует размышлениями о природе, защитив которую, можно сохранить жизнь.

Фотография председателя забайкальского регионального отделения партии выполнена на фоне скал, и это едва ли не единственный кандидат, который предпочёл официальной одежде заброшенную на плечо ветровку.

Иван Нагель на баннере в «Читинском обозрении» держится уж не за лицо, а за пиджак – двумя руками.

К рубашке здесь добавился симпатичный пиджак и часы, к стандартной единороссовской фразе – сообщение о том, что Иван – «убеждённый промышленник».

Директор читинского зоопарка Александр Кибалин в маленький прямоугольник упаковал не только свою биографию, но и много текста, из которого можно выяснить радостную новость – «мечта коллектива зоопарка и любящих животных горожан – строительство нового современного зоопарка, вышла на старт».

Дальнейшее с зоопарком не очень вяжется, но понятно, что выбирать в думу нужно «достойных кандидатов».

Такие кандидаты от КПРФ, как Роман Швецов, Михаил Шапиров, Баир Балваев и Светлана Скубьева, Роман Берг, Иван Богодухов, Анатолий Разгоняев, Сергей Шайдуров до лозунгов вообще не дошли, ограничившись партийной банальщиной: «КПРФ – это честно».

1 из 9

Ещё один коммунист Лидия Шахонкина призвала вручить власть народу, а городу – порядок.

Самым оригинальным в перечне прямоугольников мне показался представитель «Яблока» Александр Бронников, который просто пожелал землякам счастья.

Самовыдвиженец Григорий Родионов рискнул поиграть с избирателями в двустишия: «Если хочешь жить по-новому, голосуй за Родионова!»

Представитель «Зелёных» Сергей Пнёв в агитации использовал пословицу – «Где родился, там и пригодился».

С содержанием большинства остальных баннеров из «Читинского обозрения» можно познакомиться в размещённой ниже галерее.

1 из 60

Вряд ли вы найдёте среди описанной агитации ту, что заставит вас за два дня до выборов изменить своё решение по поводу того, идти или нет на избирательный участок, и за кого отдавать свой голос. Но даже беглый просмотр позволит сделать вывод и об уровне избирательной компании и о том, кто из кандидатов реально вкладывался в предвыборную агитацию, а кто просто отбывал номер.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления