Политика Минфин без преемника

Минфин без преемника

Глядя на то, какие решения проводит в жизнь Кефер, я поражался его то ли безрассудности, то ли смелости, то ли бесхребетности. Смотреть на это было больно...

Временно исполняющая обязанности губернатора Наталья Жданова 28 июля отправила в отставку исполнявшего обязанности министра финансов Андрея Кефера. По значимости эта отставка – вторая после руководителя администрации губернатора Геннадия Чупина, которого Жданова весной решилась сменить на бывшего функционера «Единой России» Дмитрия Кочергина. Финансовый блок в правительстве – ключевой, и в отличие от работы той же администрации губернатора допускаемые ошибки приводят к серьёзным последствиям, которые на себе ощущают сотни тысяч людей, немедленно, а не через несколько лет. Кроме того, именно отсутствие финансовой дисциплины стало причиной отставки Константина Ильковского, и Жданова в условиях жесточайшего бюджетного дефицита продолжает ходить по очень тонкому льду с минимальными возможностями для манёвра.

Кефер имеет богатый опыт работы в исполнительной власти – в администрацию Читинской области он пришёл сразу после института, в 1994 году, и проработал 10 лет. После этого Кефер возглавлял финансовый блок в администрации Читинского района, но в 2008 году вернулся в сформированное после объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа министерство финансов Забайкальского края – в статусе заместителя министра. Руководителем у Кефера была опытная Светлана Доробалюк, которая пришла на смену Болоту Аюшиеву – одному из ключевых замов Гениатулина, потерявших должность в новом правительстве. Начальником у Доробалюк был Алексей Кошелев – вице-премьер, курировавший финансово-экономический блок.

Должность финансового вице-премьера придумал Равиль Гениатулин, он же поставил Кошелева на этот пост, и, надо полагать, не прогадал. На встрече руководителей «Единой России» с будущим губернатором Константином Ильковским в марте 2013 года Аюшиев (тогда депутат заксобрания) назвал должность вице-премьера бесполезной прокладкой между министерством финансов и губернатором и попросил её ликвидировать, что Ильковский и сделал. Между тем, о работе Кошелева у тех, кто имел с ним дело, остались совершенно разные впечатления, среди которых крайне редко можно встретить категорическое отторжение.

Мне иногда было больно смотреть на аристократичную и утончённую Светлану Доробалюк на планёрках финансово-экономического блока, которые у себя в кабинете проводил экспрессивный, хамоватый и плохо контролировавший в то время эмоции Кошелев – она явно не радовалась новому начальнику. Но какие бы эмоции не вызывал этот человек у нынешнего председателя контрольно-счётной палаты региона и у других тогдашних членов правительства, вряд ли кто-то из них сомневался в интеллектуальных способностях молодого и наглого вице-премьера, а ещё меньше – в его принципиальности и жёсткости. А также в смелости – всё же Кошелев, соглашаясь на должность вице-премьера по финансам, брал на себя изрядную долю ответственности, разделяя её с Гениатулиным.

Накануне отставки Гениатулина, в начале 2013 года, Светлана Доробалюк благоразумно удалилась из Минфина, возглавив контрольно-счётную палату региона. Министром стал её молодой заместитель Кефер (на тот момент ему было 38 лет), который имел все основания для того, чтобы занять эту должность – сомнений в его финансовом профессионализме не было тогда, нет их и сейчас. Кеферу нужно было уволиться следом за отставкой Гениатулина – иллюзии по поводу того, какую политику будет проводить Ильковский, могли быть только у очень наивных людей. Но Кефер остался, а дальше ему не хватило многих качеств Кошелева - прежде всего принципиальности и жёсткости. Ильковский и сотоварищи быстро подмяли Кефера под себя, и министр превратился в простого исполнителя то злой, то очень недальновидной воли.

Глядя на то, какие решения Ильковского проводит в жизнь Кефер, я иногда поражался его внутренней то ли безрассудности, то ли смелости, то ли бесхребетности. Смотреть на это было больно, а за Кефера - откровенно обидно. Всё же в правительстве Ильковского, которое тот сформировал с известным забайкальским кадровиком Фёдором Луковцевым, Кефер был одним из немногих настоящих профессионалов.

Удивительно, сколько времени понадобилось следствию, чтобы сделать Кефера фигурантом уголовного дела о каких-то нарушениях в финансовом хозяйстве региона. Кефер был очень удобен Ильковскому – только при таком министре он мог так демонстративно, публично, с официальными комментариями гонять целевые деньги по совершенно не предназначенным для них статьям бюджета. Любой другой человек – Кошелев, Доробалюк, да кто угодно – после первого же подобного указания сбежал бы из-под крыла Ильковского от греха подальше. Но Кефер проработал все три года и каким-то образом умудрился сохранить пост в течение полугода после назначения Ждановой.

Врио губернатора будет непросто подобрать нового министра. Это не та должность, куда можно сажать статусных бездельников, умеющих годами деятельно раздувать щёки. Сюда не посадишь дочку хорошей знакомой. В министерство финансов не отправишь какого-нибудь дядю в красивом костюме из заксобрания. За ошибки бездельников, проходимцев и пустых костюмов губернатору придётся отвечать головой. Как показывают последние события, неприкасаемых в этом смысле в стране практически не осталось.

В министерстве финансов, как нигде, наверное, больше, крайне важна преемственность поколений. И это один из немногих органов исполнительной власти края, если вообще не единственный, где несколько поколений руководителей заранее продуманно готовили себе преемников и уходили с чистой совестью.

Жаль, что с уходом Кефера эта преемственность может быть нарушена.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления