Политика Похожие кандидаты

Похожие кандидаты

Год назад в Приангарье в губернаторскую предвыборную кампанию в такую игру с баннерами играл единоросс Ерощенко. История показала, схожесть не ключ к победе – кресло губернатора занял коммунист Левченко.

В первые недели августа на рекламных конструкциях Читы вместо нарезанной колбасы и услуг пластической хирургии появились баннеры кандидатов в губернаторы. И всё бы ничего – ходи, рассматривай, интересуйся перед выборами, но пытливых избирателей несколько смутила схожесть баннеров Натальи Ждановой, Николая Говорина и Василины Кулиевой.

Хотя как сказать схожесть…Баннеры отличаются разве что только фотографиями и в некоторых случаях – местом расположения одинаковых на всех плакатах элементов.

История с Даурским округом

«Единая Россия» задолго до выборов в Забайкалье была главным кандидатом на победу как по спискам, так и по округам. Безусловно, и здесь, и в других партиях всё зависело от кандидатов. Для того, чтобы определить, кто достоин стать лицом партии, единороссы провели праймериз – внутрипартийные выборы. Лидером по Читинском одномандатному округу стал депутат Госдумы и сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта Николай Говорин, по Даурскому – неожиданно появившийся на политической ниве региона первый заместитель генерального директора – исполнительный директор компании «Атомредметзолото» Виктор Святецкий.

Святецкий настолько уверенно вошёл в строй единороссов, что оттеснил на четвёртое место по округу депутата заксобрания края Александра Филонича, по слухам, связывавшего с грядущими выборами в Госдуму большие надежды. Можно много говорить о том, насколько прозрачным и объективным было предварительное партийное голосование, однако итоговое решение партии оказалось ещё более неожиданным, чем финал праймериз. «Единая Россия» решила не выставлять кандидата по Даурскому одномандатному округу, оставив себе Читинский с одним из самых сильных кандидатов гонки Николаем Говориным и сфокусировавшись на выборах губернатора.

Так Даурский округ стал лакомой территорией для кандидатов от других партий, однако отсутствие протеже «Единой России», похоже, было иллюзией.

Двойник по баннерам

В начале августа в Чите прошёл промышленно-инвестиционный совет Забайкальского края. Его оформление - вывеску на краевой филармонии и раздаточные материалы - было выполнено в лаконичном дизайне с то ли официальным, то ли до сих пор непризнанным символом региона – багуловой веткой. Название форума прописали в две строчки на синем и красном фоне, располагавшимися одна под другой.

Буквально через несколько дней на улицах города появились баннеры кандидата в губернаторы от «Единой России» Натальи Ждановой, кандидата в Госдуму по Читинскому одномандатному избирательному округу от той же партии Николая Говорина и кандидата от ЛДПР по Даурскому округу Василины Кулиевой точно с такой же символикой.

«Родному Забайкалью – развитие, землякам – достойную жизнь», - призывает с плаката Наталья Жданова. «Здоровье земляков Защита Забайкалья» (пунктуация оригинала сохранена – Ю.С.), - вторит ей баннер Николая Говорина. «Наведём порядок вместе!» - зовёт в голос с ними действующий депутат заксобрания края Василина Кулиева, непонятно почему два года работавшая в беспорядке.

1 из 2

Первым вопросом, на который ответа пока никто не дал, стало финансирование форума. Если мероприятие проводилось единым блоком с предвыборной кампанией перечисленных кандидатов, на что косвенно указывает символика, то кто платил за этот достаточно громкий старт, собравший большую часть предпринимателей региона? Заручиться поддержкой людей при деньгах накануне выборов – отличная идея, особенно если под рукой есть возможность провести мероприятие как социально и экономически значимое для региона и получить широкое освещение в СМИ, что вот оно - есть, а что на нём происходит - то коммерческая тайна, и СМИ ведать не велено.

Но более всего в этой истории удивило единство наружной предвыборной агитации кандидатов от разных партий. ЛДПР считается системной оппозицией властям, а партия власти сегодня одна – «Единая Россия». При этом к Наталье Ждановой и Николаю Говорину вопросов возникает немного: оба считаются лидерами предвыборной гонки, на плакатах обоих представлена символика в одном случае выдвинувшей партии, в другом – Общероссийского народного фронта, сопредседателем регионального отделения которого Говорин и является. Удивление в этой компании вызывает Василина Кулиева, на баннерах которой упоминания о том, что её выдвинула не «Единая Россия», а ЛДПР, нет.

За ответом на вопрос о том, как уже проходившая в Госдуму, но отказавшаяся от депутатского мандата Кулиева оказалась частью предвыборной кампании кандидатов от «Единой России», я набрала её номер. Василина Васильевна выслушала вопрос, но сразу после этого связь неожиданно прервалась. Позже её заместитель в региональном отделении ЛДПР и лидер фракции в заксобрании Юрий Волков скажет, что она ездит по районам.

Объяснить, почему баннеры кандидата его партии так похожи на баннеры единороссов, Волков не смог.

«Выборы на одномандатных округах — это прежде всего не выборы политических партий, а выборы конкретных людей. Как правило, люди голосуют не за партии, а за личности. Избранный депутат должен быть не только депутатом своего партийного избирателя, а представителем всех забайкальцев. Наружная реклама Василины Кулиевой оформлена в цветах российского флага, чтобы подчеркнуть — проблем, которые всех нас в Забайкалье объединяют, больше, чем моментов, которые разъединяют», — ответил Волков.

По его словам, ЛДПР на одномандатных округах стремится мобилизовать не только своих сторонников, в чьей поддержке партия уверена, но и «всех, кому будущее Забайкалья не безразлично».

На просьбу объяснить причину схожести баннеров Кулиевой с баннерами Ждановой и Говорина Юрий Волков заметил, что ничего более сказанного уточнять не готов.

Внимание, потерялся штаб

Аналогичный вопрос о причинах сходства баннеров я задала секретарю забайкальского регионального отделения «Единой России» Сергею Михайлову, от которой на выборы идут Говорин и Жданова. Ответить на него он затруднился.

«Я не готов сказать, почему у них в одном стиле выполнен баннер. Честно говоря, не знаю. В их штабы звоните, я не руковожу их штабами. Они принимают самостоятельные решения, какие баннеры размещать. Единственное, чтобы значок «Единой России» был, мы не навязываем им свою историю», — сказал Михайлов.

Назвать руководителя предвыборного штаба Натальи Ждановой он затруднился, посоветовав с этим вопросом обратиться к вице-премьеру правительства Забайкальского края Дмитрию Кочергину. Тот, в свою очередь, громко поудивлялся совету Михайлова и заверил, что имя руководителя избирательного штаба Натальи Ждановой не знает.

Руководитель пресс-службы губернатора Забайкальского края Елена Назарова также не смогла назвать имён представителей предвыборного штаба Натальи Николаевны.

Тем временем избирком края не нашёл нарушений в схожей агитации.

Спустя несколько дней баннеры с тем же дизайном появились в честь серебрянной медали забайкальской лучницы Туяны Дашидоржиевой на Олимпиаде в Рио-Де-Жанейро. Кроме этого, появились баннеры с тем же дизайном о гордости за малую родину, о чести называться забайкальцем и баннеры «Единой России».

1 из 2

«Эллипс» для всех един

Схожие баннеры всех трёх кандидатов и «Единой России» с интервалом в несколько дней напечатала фирма «Эллипс». На них указано, что компания находится в здании по Чкалова, 158. Номер телефона «Эллипса» в интернете найти мне не удалось. Как, собственно, и вывески на здании.

Первой, судя по указанной на баннерах дате, была отпечатана агитационная продукция для Василины Кулиевой, её плакаты датированы 30 июля. Следом за ней 2 и 3 августа компания выпустила заказы Натальи Ждановой и Николая Говорина.

Согласно данным системы «Шоп-скрин», учредителем и директором «Эллипса» является Александр Конопасевич. Основной вид деятельности компании - полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области, однако в числе других видов указаны распилка и строгание древесины, пропитка древесины, подготовка строительного участка, строительство зданий и сооружений, оптовая торговля бытовой мебелью, напольными покрытиями и прочими неэлектрическими бытовыми товарами, транспортная обработка грузов и хранение. Помимо этого, компания занимается подготовкой к продаже, покупкой и продажей собственного недвижимого имущества и сдачей его внаём.

Основным заказчиком «Эллипса», по данным системы СБИС, является УМВД России по Забайкальскому краю. У руководителя компании Александра Конопасевича мы запросили сведения об авторах макетов баннеров и авторских правах на них.

Запросы в Москву

Не получив внятного ответа от местных отделений о том, почему кандидаты разных партий вдруг объединились в избирательной кампании, мы обратились в центральные аппараты ЛДПР и «Единой России».

В последней запрос переслали в забайкальское региональное отделение партии – круг замкнулся.

«Поскольку кандидаты избирательную кампанию ведут самостоятельно, региональное отделение не располагает сведениями о наличии или отсутствии у Ждановой Натальи Николаевны предвыборного штаба», — официально ответили редакции.

По поводу сходства дизайна в отделении пояснили, что «кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит её». Поэтому, говорится в документе, забайкальское региональное отделение не может пояснить причины сходства агитационной продукции у кандидата от их партии и кандидата от ЛДПР. Судя по отсутствию возмущения по поводу плагиата, одинаковые баннеры вряд ли стоит считать случайностью и вдохновением, нечаянно посетившим два разных избирательных штаба.

С приёмной центрального аппарата Либерально-демократической партии России всё оказалось куда сложнее. Когда истекли предусмотренные федеральным законом «О СМИ» 7 дней, в приёмной по телефону сообщили, что запроса редакции не получали.

Я продублировала запрос и попросила проверить, пришёл ли он на электронную почту партии. В приёмной попросили перезвонить через полтора часа, сославшись на технические причины, либо отправить запрос через «Почту России». Через полтора часа попросили перезвонить через 15 минут. Через 15 минут телефон долгое время был занят.

Спустя выходные в приёмной запрос всё-таки нашли. Правда, настаивали, что это не запрос, а обращение, и несколько раз попросили прочитать формулировку вопросов. Ссылка на закон и то, что запрос в документе запросом и назван, оказалась для отвечавшей по телефону сотрудницы приёмной не слишком убедительной. В конце разговора мне пообещали ответить в течение 30 дней. На просьбу перестать путать обращение и запрос редакции моя собеседница не смогла назвать сроки ответа, буркнув на прощание, что его либо отправят по электронной почте, либо пришлют с помощью «Почты России». В запросе специально для таких случаев я всегда прошу продублировать ответ на мой электронный ящик. Посмотрим, чем окончится эта замечательная история. На всякий случай буду поглядывать почтовых голубей.

Клон

В пятницу, 12 августа, баннеров, похожих на баннер Ждановой, в Чите стало на семь экземпляров больше. Компанию им составил директор забайкальского филиала компании «Согласие» Олег Фёдоров, баллотирующийся в Госдуму по Даурскому одномандатному округу – тому же, что и Василина Кулиева.

Баннеры Фёдорову напечатали в компании «Аурига-Тур». Для полного ощущения сюрреализма выборов не хватает ещё нескольких кандидатов по Даурскому одномандатному округу, которые бы написали лозунги на сине-красных полосках и рядом нарисовали ветку багульника.

Год назад в Иркутской области во время губернаторской предвыборной кампании баннеры с единым слоганом использовал действовавший тогда губернатор-единоросс Сергей Ерощенко. Надпись была на его портретах, на картах районов, на баннерах с пейзажами Байкальского региона. Как показала история, повторы и схожесть не всегда становятся ключом к победе – кресло губернатора в итоге занял коммунист Сергей Левченко.

Если же говорить серьёзно, то одинаковые баннеры Натальи Ждановой, Николая Говорина и Василины Кулиевой могут ввести избирателей в заблуждение и нарушить порядок информационного обеспечения выборов и порядок проведения предвыборной агитации. Идентичность дизайнерских решений в материалах кандидатов Ждановой, Говорина, Кулиевой до степени смешения, по мнению юристов ИА «Чита.Ру», может сформировать у избирателей впечатление об их принадлежности к одному избирательному объединению – «партии власти», и, в свою очередь, поставить остальных кандидатов в неравное положение.

Я прошу считать этот материал официальным обращением для проведения проверки прокуратурой и избирательной комиссией Забайкальского края.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления