Вновь назначенному главе Забайкальского края потребуется минимум 2-3 года, чтобы сколотить команду и увидеть нюансы управления регионом, считает экс-губернатор региона Константин Ильковский. В 2013 году он занял пост временно исполняющего обязанности в марте, в сентябре того же года победил на выборах, а в феврале 2016 года неожиданно подал в отставку. Вместо него Путин назначил Наталью Жданову, сразу после объявления об отставке которой состоялся этот разговор.
- Константин Константинович, история Натальи Ждановой очень сильно напоминает вашу: и по назначению Москвой, и по примерному сроку исполнения полномочий, и по неожиданной досрочной отставке. Каковы, по вашему мнению, были предпосылки этого ухода с должности?
- Насчёт предпосылок ничего говорить не буду. Я просто считаю, что менять губернатора каждые 2-3 года совершенно неправильно, у нас же не учат на губернаторов.
Наталья Николаевна край знала прекрасно, край непростой, бюджетная обеспеченность очень тяжёлая. Я считаю, [региону] надо всячески помогать и тем, кто в крае работает и тем, кто руководителями нашими является. К сожалению, выбран другой путь.
Что-то всегда получается, что-то не получается, но мне искренне жаль. Это совершенно неправильно.
- Сколько времени вам потребовалось, чтобы вникнуть в губернаторские дела и полноценно начать работать в этой должности?
- Только на третьем году стали понятны внутренние и внешние взаимоотношения, появились устойчивые связи с местными руководителями, с руководителями промышленных предприятий, стали понятны стремления корпораций, которые работают на нашей территории, стало понятно, где тут роль края и чем мы можем помочь, ускорить те или иные процессы. Стали понятны те или иные перспективы, будущие партнёры, будущие инвестиции и механизм взаимодействия правительства Забайкальского края с правительством федерации.
Кто-то скажет, что 2 года – очень большой срок, но, к сожалению, кто бы ни пришёл, быстрее точно не получится. Думаю, тот же путь прошла и Наталья Николаевна, несмотря на то, что она долго работала и в мэрии Читы, и в правительстве Забайкальского края, и в законодательном собрании. Когда ты становишься первым лицом и отвечаешь за всё, что происходит в крае, по-другому невозможно.
- Как вы думаете, какие основные сейчас проблемы у края? Недостаточное финансирование из Москвы? Недостаточное понимание Москвой того, что происходит в регионе? Или какие-то внутренние причины?
- Я считаю, одна из главных проблем заключается в том, что мы недооцениваем возможности края: и те, кто живёт в крае, и те, кто им руководит, и, конечно же, те, кто над краем. Это, я считаю, самая главная проблема.
Бюджетная обеспеченность крайне низкая. Условия, в которых живут люди в крае, требуют гораздо больше средств.
- Если бы вам второй раз предложили занять пост губернатора Забайкальского края, вы бы согласились?
- Два раза в одну воду не входят. Хотя я работал с удовольствием. Многое не получалось, знаю ошибки, которые совершил за это время, при этом считаю, что фатальных ошибок не было.
Понятно, что и мне хотелось, чтобы многие процессы были намного быстрее, результат получался быстрее, и людям тоже хотелось. Но это такая работа, где быстро ничего не происходит. В управлении такими социальными коллективами революций не может быть.
- Насколько сложно подбирать команду губернатору? Насколько сложно это было делать вам?
- Безусловно, это сложно. Конечно, можно было привезти всех – и опыт достаточно большой, и за время руководства самыми разными коллективами можно было это сделать. Но это считаю совершенно неправильным – надо было опираться на тех, кто живёт, работает в крае, связывает с ним дальнейшую жизнь. Я всё время говорю, что коренной – это не тот, кто родился, а тот, кто собирается умирать там. В хорошем смысле.
Что я и делал: опирался на тех, кто живёт и работает в крае. При этом, конечно, признаю, что кадровые ошибки были, безусловно, но без этого тоже невозможно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- В чём именно были кадровые ошибки?
- Я сейчас не буду называть фамилии – это тоже как-то не так по истечении такого времени. Какие-то я исправлял: если вспомнить ситуацию с министром сельского хозяйства, допустим, с министром экономики. Были хорошие люди, но у них не получилось, у нас совместно не получилось, хотя все искренне хотели. Я видел, какую дальше нужно сделать корректировку.
В конце второго года – начале третьего правительство стало сплочённым, все поняли друг друга. Поняли, что ты не одиночка, а член правительства, и от усилий каждого будет зависеть общий результат, общая эффективность. Если будешь тянуть одеяло только на себя – проиграешь. Появилось командное понимание и опыт, у нас же тоже на министров не учат. Эти должности – только опытным путём. Поэтому кто бы сейчас не пришёл в крае, всё равно потребуется в среднем 2 года, чтобы понять то, чем ты руководишь, задачи и почувствовать край.
- Стратегически верно для нового главы региона будет прийти с новой командой либо работать с теми, кто работал? Не будет конфликта с теми же местными элитами?
- Конфликта ни в коем случае допускать нельзя. Какая бы у тебя новая команда ни была, если начинается конфликт, проигрывают обе стороны. Опыт других регионов показывает - есть же примеры, когда люди и с собой приводили команду почти наполовину – ничем хорошим не заканчивается.
Я очень сожалею, что в Забайкальском крае сейчас так произошло. Новому человеку, который придёт, я желаю, чтобы всё получилось, коль сейчас уже отставка Натальи Николаевны состоялась.