Депутаты Государственной думы России приняли в первом чтении законопроект, который мог бы позволить жителям самостоятельно фиксировать нарушения правил дорожного движения. Конечно, такой закон может стать полезным в борьбе с нарушителями, но, в тоже время, может принести немало вреда водителям, которые соблюдают ПДД.
Законопроект предполагает создание автоматизированной системы получения подобных материалов. На её создание и закупки оборудования потратят 2,7 миллиарда рублей в течение трёх лет. Средства предусмотрены в федеральном бюджете в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Денис Корольков, начальник центра видеофиксации Забайкальского ГИБДД УМВД:
Моё мнение, что так это не будет работать, здесь нужно либо создавать специальное подразделение ДПС для обработки всей поступающей информации, либо просто имеющиеся силы завалятся и будут работать только на это, поскольку по каждой фиксации надо будет разбираться дополнительно.
Дмитрий Афанасьев, активист города Краснокаменск:
Это палка о двух концах. С одной стороны - хорошая идея, так как не всегда есть возможность у сотрудников ГИБДД фиксировать нарушения. У нас в Краснокаменске, например, всего шесть сотрудников службы, которые выходят на сутки посменно. То есть на весь район всего две машины в сутки. В этом случае, чтобы им помочь, такое решение можно считать правильным.
С другой же стороны - не всегда нарушающий человек виноват. Есть же и объективные обстоятельства, которые также предусмотрены в КоАПе (Кодекс об административных правонарушениях — ред.). Человек, например, подъехал на какие-то доли секунды или сломался, а его уже успели сфотографировать. Здесь уже будет лишняя головная боль для водителя, чтобы доказать свою невиновность.
У нас в городе проезжая часть очень узкая, как и дворы. Для парковки места особо нет, приходится иногда и на тротуар немного вылезти, и на газон. Тут в любом случае нарушения не избежишь. Они почему-то больше думают, как наказать, а не как исправить и помочь избавиться от такой проблемы.
Юрий Волков, депутат Госдумы от Забайкалья:
Я воздержался от голосования за этот проект. Было два альтернативных проекта. Один из них внесён правительством и силами парламентского большинства принят в первом чтении. К этому законопроекту очень много вопросов возникает, поэтому многие воздержались.
Внесение этого новшества - предоставления возможности каждому гражданину фиксировать нарушения и сообщать об этом в органы через госуслуги, с одной стороны выглядит привлекательно и ссылается на международный опыт. С другой - есть много неурегулированных вопросов. Например, что одно и то же нарушение могут фиксировать бесчисленное количество раз. Неправильно припаркованную машину могут сфотографировать 15 раз и с разных сторон. Не всегда даже эксперт сможет оценить один это автомобиль или разные, в какое время это снято и прочее. На эти вопросы представитель правительства ответить не смог.
Закон вносится, а механизмы его регулирования не проработаны. Не совсем понятно как он будет дальше реализовываться. Поэтому многие воздержались и, очевидно, ко второму чтению будут готовиться поправки. Но на это, думаю, ещё есть как минимум месяц.
Вадим Квитко, водитель:
Я совершенно против такого закона. Мало того, что у нас в городе куча камер: на каждом перекрёстке, пешеходе и просто на дорогах, так ещё и обычные прохожие будут снимать.
Если его примут, количество разных штрафов кратно увеличится, а нам потом что? Исключительно на них и работать, потому что кто-то сфотографировать решил?
Алексей Стрельников, государственный судебный эксперт по ПДД:
Эта задумка, конечно, необходимая. У нас на каждом углу полно нарушений. В моём понимании, это может помочь стимулировать местные власти. Если под эти нарушения будут попадать водители под знаком «стоянка запрещена» или в других неположенных местах, обязательно пойдёт обратная реакция от участников движения, что у нас нет специальных парковочных мест. Даже у торговых центров по закону должно быть предусмотрено 200 мест, а делают, например, только 20. Это автоматически вызовет волну негодования. Всё приведёт к необходимости решать проблему через власти.
Но есть у этого проекта и слабые места. Допустим, сообщить о злостном нарушителе, если он стоит ближе, чем на 5 метров до пешеходного перехода. По задумке депутатов, для этого можно просто сделать фотоснимки и отправить их в ГИБДД. Однако по действующему КоАП определить расстояние может только сотрудник ГИБДД с помощью замеров специальным оборудованием. Соответственно, такое нарушение будет списано за недоказанностью. Это только один из вариантов. Также вопрос вызывают сроки ответственности и технические возможности.
Конечно, я думаю, этот законопроект примут, но вопрос в том, в каком виде?