На «Прямой разговор» временно исполняющего обязанности губернатора Забайкальского края Александра Осипова было много надежд. Прежде всего от простых людей — решить свою частную проблему. Предрекались публичные министерские отставки, возможные громкие заявления и назначения, но даже такой логичной кульминации, как заявления о своём желании баллотироваться в губернаторы, не случилось. Осипов сказал, что ему нужна поддержка населения. Тем не менее, говорить о том, что «Прямой разговор» был срежиссирован, нельзя. Были неожиданные и неловкие вопросы. А заплакать по сценарию, слава богу, Осипов вряд ли способен.
Формат «Прямого разговора» был аналогичный формату прямой линии, которую уже много лет проводит президент Путин. Конечно, масштаб иной. Хотя и для Забайкальского края собрать в один зал тысячу людей со всего региона, организовать беспрерывную 3-часовую прямую трансляцию, зарегистрировать 6 тысяч вопросов - беспрецедентно.
Зал разбили на сектора. В каждом работали телевизионщики. Интонационно они были очень похожи на своих московских коллег, которые работают на прямой линии с президентом. Почти каждый из них говорил о том, как много важных вопросов в их секторе, что они все актуальные, но вот он самый-самый.
Осипов зашёл в зал «Мегаполис Спорта» под аплодисменты. Он чуть поддался овациям и зачем-то начал поднимать руки вверх, видимо, приветствуя всех, не низко кланяться. Люди встали, продолжая хлопать.
В зале на первых рядах разместилась условная элита города: министры, депутаты, чиновники среднего ранга, руководители федеральных ведомств, главы религиозных конфессий и диаспор, общественники. На трибунах — в основном, приезжие из районов края Забайкалья. Благо, никого в кокошниках не было. Максимум — плакаты. И то их было немного.
Александр Осипов начал с объяснения того, зачем он организовал «Прямой разговор». Говорил, что много ездит по районам Забайкалья и видит, что часть проблем людей не услышана, не решается, что нет прямого взаимодействия власти и народа. Правда, Осипов умолчал о том, что «Прямой разговор» на уровне губернаторов уже был апробирован. Конечно, в Приморском крае. Там на «прямую линию» выходил экс-губернатор Владимир Миклушевский.
Видимо, проверенный проект запустили и здесь. Не зря же тройка Приморских чиновников съехалась в Забайкалье. Другой вопрос - сработал ли он?
Всё началось с доклада главы Забайкалья. Он минут 10-15 зачитывал итоги своей работы за 146 дней. Кокетливо отметил, что не любит хвастаться, но вот оно, что было и что стало. Там и повышение зарплат бюджетникам, и ровное прохождение отопительного сезона, и федеральная субсидия в миллиардах, и решение массы проблем после наводнения. Осипов оптимистично отметил, что сейчас курс не на выживание, а на развитие. И такое заявление показалось преждевременным, судя по дальнейшим поступившим к нему вопросам.
Разговор стартовал с вопроса многодетной матери 13 детей, девять из которых приёмных. Она спрашивала про выделенную семье комнату в коммуналке без всяких удобств. Таких частных вопросов во время «прямой линии» было большинство. На некоторые Осипов отвечал односложно «будем разбираться, спасибо за сообщение», другие переадресовывал присутствующим в зале министрам. Из них больше всего традиционно «доставалось» министру образования Андрею Томских. Чувствуется, что между Осиповым и Томских сохраняется какое-то напряжение или даже сопротивление. Тем не менее, никаких слухов о возможной отставке министра образования нет, в отличие от некоторых других. Томских, кстати, вполне чётко отвечал: и про места в детские сады, и про низкие оклады учителей.
Среди министров к разговору подключались Марина Кириллова и Виктор Паздников. Когда речь зашла об инвалидах, выступила вице-премьер Аягма Ванчикова, забавно переспросив у развернувшего до этого лицом к залу Томских врио: «Александр Михайлович, куда мне нужно смотреть?».
На «Прямом разговоре» отметился и сити-менеджер Читы Олег Кузнецов. Сначала, правда, Осипов сказал, что состояние Читы — боль и город с таким «шармом и обаянием» должен выглядеть по-другому. Но справедливо отметил, что в бюджете Читы не хватает средств на благоустройство, в том числе, на озеленение. Сказал, что депутаты к нему обращались с просьбой об увеличении бюджета, но это значит, что надо где-то отнять. Поэтому путь один — участие в федеральных проектах и программах. Кузнецов же во время «Прямого разговора» ответил за мусор и свалки. Ну, как ответил. Назвал неочевидные цифры, посетовал, что проблему решить непросто.
Вопросы задавали зрители, другие озвучивали ведущие. Спросили про газификацию - и Осипов отказался давать пустые обещания. И это, по-моему, разумно. Плясок вокруг газификации было и есть достаточно. Один всем известный губернатор Константин Ильковский уже «газифицировал» наш регион. Наступать на те же грабли было бы странно. Но Осипов заявил о возможном снижении электротарифов в середине 2019 года. Это заявление, конечно, смелое. Причём он уточнил, что нужно искать источники компенсирования, если получится достичь этого снижения.
Говорили о пожарах и неготовности региона к ним. Губернатор шутил, что главный враг леса — чиновники.
Вспомнили злополучные тёплые туалеты в школах. Директор школы в Читинском районе заявила, что в школе даже нет водоснабжения, нужно бурить скважину и только после этого строить уборные. Иначе их отстроят и закроют на ключ. Осипов на этом примере отметил, что не потерпит формального выполнения задач.
Добрым словом вспомнил врио губернатора свою предшественницу Наталью Жданову. Вопрос был таким — видит ли он её в своей команде или Жданова станет сенатором. Как будто третьего варианта нет. Осипов отметил, как тяжело женщине стоять у руля такого региона. Поблагодарил её за работу и достижения.
«Мы все в одной команде. Мы все жители Забайкальского края», - вежливо сказал губернатор.
Возможное сенаторство Ждановой комментировать не стал.
В середине «Прямого разговора» слово передали ещё одной многодетной матери. Она отметила, что у неё все семь детей родные, а не приёмные. Живёт она в Железнодорожном районе Читы в неблагоустроенном аварийном доме. Один из детей в 2015 году переболел менингитом и не может восстановиться.
«Ребёнок-инвалид, а у нас даже нет водоснабжения. Приходится за ним ухаживать и обтирать влажными салфетками, чтобы не было пролежней», - сказала женщина.
Врио губернатора ответил, что к нему поступает масса подобных проблем и вопросов. А дальше, помолчав секунд 10, через ком в горле сказал: «Самое тяжёлое, что мы не можем всем помочь».
Верить в какую-то политизированность слёз Осипова не хочется. Кажется, что это было максимально искренне. Тронуло.
Во время «Прямого разговора» Осипов рассказал личное: что в зале присутствует жена, которая его поддерживает и он благодарен ей за это. Что любит путешествовать на машине с семьёй, посещает два фитнес-клуба в городе, а в детстве мечтал стать авиационным конструктором, поделился своим личным отношением к алкоголю и рассказал о том, как бросал курить.
Такие откровения всегда подкупают и, наверное, сближают народ и власть.
Казалось, что вершиной этого «Прямого разговора» будет заявление о том, что он готов баллотироваться в губернаторы. Тем более, днём ранее Законодательное собрание региона приняло законопроект о возможности избираться на пост губернатора самовыдвиженцев. И даже вопрос такой поступил — пойдёте или нет. Но Осипов, непонятно почему, продолжает избегать этой темы, прикрываясь поддержкой населения. Что надо, чтобы он её почувствовал, непонятно. Неужели каких-то публичных просьб и мольб: просим, просим, Александр Михайлович, вы наш дорогой. Ведь уже и так понятно, что Осипов будет избираться. Недаром сюда на прошлой неделе приехал медийщик из Владивостока Алексей Казаков.
Окончание «Прямого разговора» прошло смазанно. Было несколько вопросов, как будто впустую, на которые Осипов успевал ответить только кивком, так как время поджимало. Уже после завершения к главе Забайкалья подходили люди и продолжали что-то спрашивать и узнавать.
Во время пресс-подхода Осипов отметил, что ему жаль, что он не успел ответить на многие вопросы. Он снова сказал, как важно реагировать на просьбы и проблемы каждого человека, что он недоволен работой правительства.
«Мои главные ощущения — какое огромное количество людей с острыми проблемами и, казалось бы, немало делаем, причём сосредоточены на острых вопросах, но динамика неудовлетворительная. Как увеличить динамику, как быстрее решить проблемы людей. Это сейчас главное», - сказал Осипов.
Непонятно, приживётся такой формат взаимодействия Осипова и людей в Забайкалье. В этом первом, конечно, не блине и не комом, не хватило конкретики. Очевидно, что ответить на частный вопрос о проблеме какого-то аварийного дома в селе Забайкалья сходу невозможно. Но, скорее всего, те счастливчики, которые успели напрямую сказать главе Забайкалья о своей проблеме, в ближайшее время её решат. Но всё это мизер на общем фоне этих тысяч проблем. И решать их должен не губернатор, а выстроенная работающая система управленческого аппарата региона. Пока её нет, такие разговоры будут набирать по 6 тысяч вопросов, а их результат - растворяться в массе других проблем.