Министр природных ресурсов Забайкальского края Анатолий Романов 26 марта ушёл в отставку. Комментировать причины ухода он не стал: «Ушёл по собственному желанию. Думаю, этого достаточно». До сих пор остаётся загадкой, как убедила Романова летом 2018 года экс-губернатор Забайкальского края Наталья Жданова возглавить министерство. Ещё более непонятно, зачем Романов согласился. Его карьера, конечно, не без терний, но смотрелась довольно эффектно. Министерская глава оказалась самой пустой.
На тот момент он руководил строительной компанией, был действующим депутатом, возглавлял комитет, был заявлен «Единой Россией» кандидатом в депутаты заксобрания третьего созыва. И ему ничего не мешало переизбраться. Но он пошёл по-другому, как оказалось, ошибочному пути. Взвалил на себя ответственность за сложнейшую отрасль. И как будто сразу сдался, как будто быстро передумал. Но уже было поздно. Ловушка закрылась.
Семь месяцев ничего
Назначение Романова проходило в связке с назначением министром сельского хозяйства Владимира Лоскутникова и министром спорта Виталия Ломаева. Лоскутников, кстати, первым покинул свою должность после прихода в регион Осипова. Ломаев ещё держится.
Тогда, в июле 2018 года, Анатолий Романов назвал первоочередными задачами минприроды устранение последствий июльского наводнения, борьбу с незаконными рубками леса, внедрение региональной схемы обращения с отходами и увеличение эффективности использования лицензий на добычу полезных ископаемых.
Это чуть ли не единственное публичное высказывание Романова за 7 месяцев работы в должности министра.
На оперативные совещания правительства, которые с ноября начал проводить временно исполняющий обязанности губернатора Александр Осипов, вместо Романова чаще всего ходил его заместитель Максим Михайлюк. Именно он выдерживал, вернее, пытался выдержать удары от Осипова в адрес министерства. Также в публичном поле Романова «страховала» ещё один его заместитель - Елена Филиппова. На круглых столах в ОНФ она рассказывала о мероприятиях нацпроекта «Чистый воздух», который курирует министерство. Именно на её долю выпало заявление Осипова о том, что в краевом министерстве природных ресурсов «бардак, воровство и коррупция». Само ведомство комментировать эти слова отказалось.
Романов же был готов уйти с поста министра ещё до этих обвиняющих ведомство слов главы региона. Слухи о его грядущей отставке ходили не неделю, а больше месяца. Почему Осипов так долго не подписывал заявление Романова, непонятно. Неочевидны и планы главы региона на само ведомство.
Перетасованное министерство
Разные губернаторы перестраивали минприроды на свой лад. Так, в 2016 году Жданова из министерства природных ресурсов и промышленной политики убрала вторую составляющую, а вместе с ней действующего министра Олега Полякова. Во времена Гениатулина он возглавлял министерство промышленности и энергетики, при Ильковском - министерство природных ресурсов и промышленной политики. Жданова не взяла Полякова в свою команду.
Она перенесла промышленную политику во владение министерства экономического развития. Правда, переносить особо было нечего. За эту работу после всех реорганизаций Ильковского в министерстве отвечали два человека.
В министерство природы же Жданова включила Гослесслужбу и Госохотслужбу. Во главе этой сборной она поставила начальника регионального Ростехнадзора Александра Волкова. Но уже в скором времени он попал в судебные тяжбы. Один суд ему запрещал работать на госслужбе и штрафовал, другой — отменял решения первого. Волков несколько раз попадал под критику экс-вице-премьера Александра Кулакова. Вряд ли он соответствовал статусу министра, но на заседания ходил сам, даже что-то комментировал и успел дать большое интервью о причинах лесных пожаров в регионе.
В июле 2018 года Жданова сняла Волкова с должности и тут же назначила исполняющим обязанности Романова. Причины отставки не комментировали ни Жданова, ни сам Волков. Он, кстати, в этот момент находился на заседании КЧС из-за наводнения.
Эстафетную палочку, а скорее тяжкую ношу, принял Анатолий Романов. Разбежаться там было негде. Лесные и степные пожары, наводнения и отсутствие дамб, мусор и свалки, грязный воздух и нацпроекты.
Из СССР
При всей богатой на управленческие должности карьере Романова эта была, возможно, самой непростой. Ну и досталась она ему уже в 62 года. Возможно, возьмись он за такую работу раньше, всё сложилось бы по-другому.
Трудовой путь Анатолий Романов начал с начальника цеха Краснокаменского ремонтно-механического завода, а партийную карьеру — с инструктора Краснокаменского горкома КПСС.
По данным «Энциклопедии Забайкалья», в 1984–1985 годах он был первым секретарём Краснокаменского горкома ВЛКСМ, в 1985–1991 годах секретарь, а затем первый секретарь Читинского обкома ВЛКСМ. В девяностые занимался предпринимательской деятельностью.
В 2000–2001 годах работал заместителем генерального директора Петровск-Забайкальского металлургического завода.
Тогда же в 2000-х продолжилась его политическая карьера. В 2000 году Романов был избран в Читинскую областную Думу третьего созыва, с 2001 года замещал должность зампредседателя постоянного комитета экономической политики. С января по ноябрь 2004 года – замглавы администрации губернатора области по топливно-энергетическому комплексу и горнорудной промышленности. С ноября 2004 года по октябрь 2008 года – председатель Читинской областной думы четвертого созыва.
Романов возглавлял заксобрание Забайкальского края первого созыва. Два года он был спикером, а потом подал в отставку. Это связывали с уголовным делом о хищении средств из избирательного фонда «Единой России», который возглавлял Романов. В апреля 2010 года дело закрыли за отсутствием достаточных оснований. В мае он ушёл с поста спикера.
Тогда Анатолий Романов дал откровенное интервью «Чита.Ру» обо всей этой ситуации. Не ради оправдания. А потому, что «по-другому не могу».
«Меня нельзя считать святым, белым, пушистым, молочной спелости овечкой. Безусловно, я совершал какие-то ошибки. Где-то в силу своей бескомпромиссности. Где-то не поняв, что кто-то может работать иначе, может быть, нанёс какие-то оскорбления. Со многими неплохими людьми меня перессорил подход «Если ты пришёл работать, то работай, а не кажись»… Но обвинить меня в том, что я присваивал какие-то деньги… Я считаю это очень оскорбительным. Главным всегда было – принимать решения и делать дела. К большому сожалению, их сейчас очень мало, больших дел», - говорил тогда он.
Во втором созыве Законодательного собрания Анатолий Романов возглавлял комитет по развитию производительных сил инфраструктуры и инновациям.
Во время работы депутатом Романов активно давал комментарии: и о фонде капитального ремонта, и о проблеме обманутых дольщиков, и вывозе леса в Китай и связанными с этим пожарами, и об отопительном сезоне и его прохождении. Вникал в проблему электричек, предлагал антиалкогольную программу, связывал спад в экономике в 2014 году со сменой губернаторов. Хотел уйти работать на производство.
Ушёл. Не в ущерб депутатству.
В 2015 году он перешёл с работы на постоянной основе в должности председателя комитета на пост заместителя директора российско-китайского предприятия «Разрез Уголь». Это компания имеет лицензию на отработку Зашуланского горного разреза в Чикое. Полномочия и статус председателя комитета Романов сохранил. Только лишился зарплаты за работу в Законодательном собрании.
На пост министра же он соглашался будучи в должности первого заместителя генерального директора ООО «Миллениумтрансстрой», которое занимается железнодорожным строительством на станциях Карымская и Черновская Забайкальской железной дороги.
То ли по состоянию здоровья, то ли из-за смены губернаторов, то ли из-за специфичности минприроды найти себя в должности министра Романов не смог. И все эти невнятных 7 месяцев работы кажутся как будто не про него. Случайностью. Правда, на уровне региона такие оплошности чреваты. Романов снял с себя ненужную нагрузку. Но все проблемы ведомства никуда не делись, а, может быть, даже усилились. Всё это в начале пожароопасного периода. Всё это под разговоры о том, что регион к этим пожарам не готов.