Сити-менеджер Читы Олег Кузнецов 14 мая уволился по собственному желанию. Его место занял ветеран-десантник Александр Сапожников. Ещё вчера Сапожников был депутатом городской думы и директором кинотеатра «Удокан», а сегодня взлетел до должности исполняющего обязанности сити-менеджера Читы, на которой, скорее всего, он намерен задержаться. Кузнецов, отчасти олицетворявший эпоху бывшего уже мэра Анатолия Михалёва, уходит, оставив после себя пеньки вместо деревьев, горы мусора, дороги в ямах и стаи бродячих собак.
Кузнецов долгое время казался вечным заместителем Михалёва. Когда он уходил в отпуск, то Кузнецов исполнял его обязанности, но никогда сильно не светился. Такой неприметный мужчина с усами по правую руку Анатолия Михалёва; рабочая лошадка без высоких политических амбиций.
Когда город по желанию экс-губернатора Забайкалья Константина Ильковского лишился прямых выборов мэра, начались разговоры о том, что Кузнецов сможет стать новоявленным сити-менеджером. Но позже стало понятно, что вся эта отмена прямых выборов — подгонка под конкретных людей. Размен. Город отказывается от выборов, чтобы сити-менеджером стал человек Ильковского - экс-депутат Законодательного собрания и крупный предприниматель Владимир Забелин, за это пост главы города останется за Анатолием Михалёвым. В этой схеме мэр, избранный из состава депутатов, фактически является нанимателем сити-менеджера, его политическим руководителем, перед которым тот должен отчитываться.
Почти сразу после ухода Ильковского с поста губернатора покинул пост сити-менеджера и Забелин. Здесь всё было понятно - Забелин был насильно посаженным человеком Ильковского, от которого команда Михалёва избавилась сразу после того, как появилась такая возможность. К тому же демонизация всех результатов работы Ильковского стала лейтмотивом новой команды Натальи Ждановой, которая до карьеры в правительстве региона много лет работала в мэрии Михалёва. К тому же Забелин, вероятно, был слишком активным. Слишком деятельным. В общем, неподходящим. Надо всё вернуть на круги своя. Без всяких проверок засидевшихся в своих креслах чиновников. К слову, Забелин инициировал проверку управления архитектуры и градостроительства и в целом хотел перекроить структуру мэрии.
Кузнецов - человек Михалёва - подал документы на участие в конкурсе на должность сити-менеджера и без труда его выиграл. Он был максимально удобен для всех: для городской думы, главы Читы, правительства региона и губернатора и успел отработать полных два года.
Он заявлял, что не будет менять структуру мэрии. Говорил , что денег на реконструкцию площадей в бюджете нет. Сватал в Читу китайских инвесторов, чтобы те построили здесь аквапарк и гостиницы. Хотел побратить Читу с городом в Японии. Михалёв хвалил его за подробные доклады по итогам работы.
Субботники, ледовые городки, обращения к дворникам, чтобы они лучше убирались, бесполезные проверки рекламных конструкций, последние и предпоследние места в рейтингах мэров — кузнецовские будни.
Его доход в 2016 году составлял 2,7 миллиона рублей, что больше, чем у его предшественника Забелина на аналогичной должности почти на миллион. В 2017 году сумма была меньше — 2,4 миллиона.
Отношения Кузнецова и Ждановой обострились летом 2018 года в период наводнения. В пик потопа сити-менеджера не оказалось в Чите. Он был в командировке. Ходили слухи, что он, якобы, поехал на Чемпионат мира по футболу. Глава Читы Анатолий Михалёв в этот момент был в отпуске. Оба недостаточно быстро прервали свой отдых/поездку и вернулись в город.
На заседаниях КЧС экс-губернатор Жданова критиковала власти Читы за просчёты при ликвидации последствий паводка и мусор в городе. Звучали даже угрозы.
«Пора вам уже сделать выводы не просто идеологического, а конкретного кадрового и управленческого характера. Не можете сами - поможем. У нас здесь сегодня присутствует прокуратура и другие компетентные ведомства», - говорила Жданова, обращаясь к Кузнецову.
Он действовал. Заставлял ремонтировать разрушенные дождём дороги по воскресеньям. Поручал наказывать читинцев, сливающих воду с участков на дороги города. Инспектировал качество асфальта. Пересчитывал затопленные участки.
Осенью тучи сгустились над самой Ждановой, которая после множества слухов об отставке всё-таки ушла. То, что Кузнецов вряд ли задержится на своём посту, стало понятно после прихода в регион Александра Осипова. Мэрию начали открыто и жёстко критиковать - по заслугам.
В январские праздники Осипов отправился в рейд по помойкам в Чите. Кузнецов составил ему вынужденную компанию. Глава Забайкалья требовал наказать виновных в замусоренности города. Сити-менеджер судорожно звонил руководителям управляющих компаний злополучных многоэтажек, по которым рейдом ударил Александр Осипов.
И это фотография Осипова с зажатым рукой носом, как будто олицетворяла всё его отношение к городской власти.
Дальше хуже. Для Кузнецова, конечно. С поста главы Читы ушёл Анатолий Михалёв. Гуру, учитель, наставник, спина — для Кузнецова. Отставку Михалёва он комментировать отказывался. Осипов же при каждом удобном и неудобном случае публично начал тыкать Кузнецова, как нашкодившего щенка, носом в свалки, мусор, транспорт, неблагоустроенность Читы. Было несколько стычек Кузнецова с руководством министерства территориального развития. Министр Паздников обвинял сити-менеджера в саботаже ключевых заседаний.
А в марте случился блогер-урбанист Варламов. Он снял несколько разгромных роликов о Чите, показал убогие окраины и непримечательный центр. Возможно, его приезд был не случайным, а продуманным ходом - чтобы окончательно уничтожить действующую городскую власть.
Кузнецов пытался карабкаться. Запретил обрезать деревья. Правда, после того, как большинство тополей в городе превратились в пеньки. Деревья, кстати, продолжали обрезать - видимо, запреты Кузнецова не звучали авторитетно, или сложившуюся за многие годы систему уничтожения взрослых тополей нельзя было остановить одним окриком.
За два года работы Кузнецов не смог достичь главного - стать хозяином Читы. Нельзя сказать, что он не работал, не старался, был безответственен и набрал в свою команду халявщиков. Кажется, что его главной ошибкой было идти по проторенному пути своего наставника Михалёва. Отвергнуть новаторские идеи Забелина и откатиться к старым проверенным способам работы. Ему, как будто не хватало индивидуальности, характера, мужской управленческой энергии. Его двухгодичная работа кажется блеклой и невыразительной.