Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Осипов 22 июля стал зарегистрированным кандидатом на выборы главы региона. Осипов - единственный из самовыдвиженцев собрал подписи, но его выдвижение произошло в момент, когда краевое избирательное законодательство не было однозначным. «Чита.Ру» предлагает разобрать официальную позицию избирательной комиссии Забайкальского края, отказавшейся считать случившееся проблемой.
Председатель избирательной комиссии края Светлана Судакова, комментарий журналистам 20 июля:
«Есть необходимость прояснить ситуацию, связанную с поступлением в краевую избирательную комиссию обращения от гражданина Жданова Александра Валерьевича, в котором он просит краевой избирком отказать в регистрации кандидату-самовыдвиженцу Осипову Александру Михайловичу и при этом ссылается на то, что якобы имеют место определённые противоречия (Такие противоречия действительно существовали до 10 июля, пока заксобрание не изменило Устав.) между нормами Устава и действующим законом Забайкальского края.
Избирательная комиссия Забайкальского края в своей деятельности руководствуется федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме – это закон от 12 июня 2012 года №67. Всем он нам с вами хорошо известен. Помимо этого, во исполнение указанного выше закона нашим Законодательным собранием принят закон о выборах губернатора Забайкальского края. Вот эти два документа являются, по сути своей, основными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми проводятся избирательные кампании (Согласно статье №2 самого краевого закона о выборах, Устав края также является частью избирательного регионального законодательства.) Забайкальского края и конкретно данная избирательная кампания по выборам губернатора Забайкальского края.
Именно в этих законодательных актах прописан порядок действия избирательных комиссий, прописаны основания для отказа в регистрации кандидата, прописаны основания для обжалования принятых решений о регистрации кандидатов либо об отказе в регистрации. Именно этими законами мы и будем руководствоваться при принятии нами решений в рамках данной избирательной кампании.
Я хочу сказать, что сенсации по большому счёту никакой не произошло из-за того, что это обращение поступило к нам сюда в краевую избирательную. Несмотря на то, что заявитель указывает, что норма Устава не содержит прямого разрешения на то, чтобы кандидат был выдвинут в порядке самовыдвижения, я хочу сказать, что эта норма и не содержит запретов на выдвижение кандидатов (Странно считать вольное трактования закона нормой. Тем более, Устав всё-таки был изменён.) в порядке самовыдвижения.
И закон о выборах губернатора Забайкальского края, который, как я уже сказала, абсолютно имеет юридическую силу, абсолютно легитимен для проведения этих выборов, он в развитие существующих федеральных норм даёт дополнительную гарантию для реализации пассивного избирательного права для кандидатов. То есть быть выдвинутыми не только политическими партиями, но и быть выдвинутыми в порядке самовыдвижения. Я хочу вам напомнить, что у нас таких кандидатов на выборах губернатора Забайкальского края было заявлено пять человек.
То есть здесь какого-либо противоречия я на сегодняшний день не усматриваю. Дополнительная гарантия, которая содержится в нашем законе о выборах губернатора Забайкальского края, это ни в коем случае не нарушение чьих-либо избирательных прав.
С моей точки зрения, то, о чём просит заявитель в своей жалобе, ни в коей мере не может быть поддержано (22 июля избирком зарегистрировал самовыдвиженца Осипова. Другие выбыли из борьбы на этапе сбора подписей.), потому что, ещё раз повторю, основания для отказа в регистрации зафиксированы в действующем законе Забайкальского края о выборах губернатора, они являются для нас абсолютным ориентиром при принятии нами решений по этому закону. Никакими другими нормативно-правовыми актами мы руководствуемся в своей деятельности не можем. Так же, как мы не можем давать оценку за орган конституционного контроля в части, в какой заявитель говорит о том, что Устав и нормы закона вошли между собой в противоречие. Это абсолютно не наша компетенция».
Край должен был разрешить самовыдвижение, чтобы региональное законодательство соответствовало федеральному закону о выборах?
После возвращения губернаторских выборов в 2012 году федеральные власти разрешили субъектам РФ самостоятельно определять порядок их проведения. В федеральном законе подробно описывается лишь выдвижение партийных кандидатов, вопрос о возможности самовыдвижения отдали на откуп региональных властей. Большинство субъектов до сих пор не разрешили самовыдвиженцам участвовать в выборах - ситуация начала меняться лишь в 2018 году, когда кандидаты от «Единой России» провалили кампании в нескольких регионах. Первым регионом, изменившим закон о выборах, стал Приморский край.
«Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями. [...] Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения», - отмечено в статье №1 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Действительно ли Устав края не важен при проведении выборов?
Если верить самому закону о выборах, кажется, что всё наоборот.
«Законодательство о выборах губернатора края составляют Конституция РФ, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», [...] иные федеральные законы, Устав Забайкальского края, настоящий закон края, иные законы Забайкальского края», - говорится в статье №2 краевого закона о выборах, в который и внесли пункт о возможности самовыдвижения в губернаторы.
В самом Уставе отмечено, что «выборы губернатора Забайкальского края проводятся в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законом края [о выборах]».
При этом, согласно статье №66 Конституции, статус любого российского региона определяется Уставом, который принимает высший законодательный орган — это основной документ на территории субъекта РФ.
Устав действительно не запрещает выдвигаться в губернаторы не от партии?
В документе нет ни слова о самовыдвижении. В статье №40 однозначно сказано, что «кандидаты на должность губернатора Забайкальского края выдвигаются политическими партиями».
По мнению сразу нескольких опрошенных редакцией юристов, предложенная избиркомом трактовка этого положения Устава - «если не запрещено, значит, разрешено» - выглядит сомнительно.
В июле - через месяц после начала избирательной кампании - заксобрание исключило из Устава пункт о выдвижении только от партий. Сейчас кандидатом в губернаторы действительно может стать самовыдвиженец, но в день выдвижения Осипова - 7 июня - нормы Устава и краевого закона о выборах ещё не были синхронизированы.
Если положения Устава действительно бы не мешали самовыдвижению кандидатов, непонятно, зачем документ потребовалось в спешке корректировать.
Кто разработал новый закон о выборах губернатора?
Избирательная комиссия Забайкальского края, которая в марте внесла его в Законодательное собрание. Уже в апреле закон приняли сразу в двух чтениях - ни одна из представленных в парламенте партий не была против. За март-апрель ни депутаты, ни правовые управления заксобрания или администрации губернатора так и не предложили изменить Устав, чтобы новый закон не противоречил его нормам. Документ начали корректировать лишь в июне.
Что дальше?
Избирком отказался, как снять самовыдвиженцев с выборов (к 22 июля все они, кроме Осипова, выбыли из борьбы - ред.), так и дать правовую оценку возможному противоречию между нормами Устава и закона о выборах.
Редакция «Чита.Ру» просит считать этот материал официальным запросом в прокуратуру Забайкальского края с просьбой оценить законность участия кандидатов-самовыдвиженцев в губернаторских выборах 2019 года.