Никого в Забайкальском крае так не продвигают в губернаторы перед выборами, как самовыдвиженца Александра Осипова – временно исполняющего обязанности главы региона, назначенного президентом. Ради всенародной любви к этому кандидату на его имидж работает не меньше десятка специалистов из разных регионов страны. И в руках у них целая колода приёмов.
Административный ресурс
Самый острый вопрос, который возникает при продвижении кандидата – деньги. По закону каждый претендент на пост губернатора должен открыть спецсчёт и потратить на свою кампанию не больше определённой суммы, в случае с Забайкальем – не больше 60 миллионов рублей. При этом федеральные нормы запрещают пополнять счёт средствами органов власти и учреждённых ими организаций. Подразумевается, что так представители власти не смогут лоббировать кого-то из кандидатов.
По последним данным краевого избиркома, спецсчёт Александра Осипова превысил уже 55 миллионов рублей, почти все эти деньги ему дали связанные с «Единой Россией» организации: Фонд поддержки будущих поколений, Фонд народных проектов и гражданских инициатив, Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, Забайкальский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития.
Три из них уже несколько лет спонсируют ставленников Владимира Путина в других регионах страны, а Фонд поддержки национального сотрудничества и вовсе был главным инвестором предвыборной кампании президента в 2018 году.
Деньги со спецчёта Александр Осипов, по официальной информации, пока тратил не особенно сильно – 400 тысяч пошли на сбор подписей и порядка 500 тысяч – на нотариальное заверение подписей. Вероятно, именно за счёт этих средств и будут оплачены труды приезжих политтехнологов.
В последнее время Александр Михайлович стал гораздо чаще ездить по районам в статусе главы региона. Так, летом он успел встретиться с жителями в Краснокаменском, Кыринском, Акшинском, Тунгокоченском, Нерчинском, Балейском, Чернышевском районах. Планировал побывать и в Газимуро-Заводском, однако авиарейс туда отменили из-за нелётной погоды.
«Забайкалье – наш дом»
На каждой встрече с местными жителями в районах за врио стоит баннер проекта «Забайкалье – наш дом».
Он был анонсирован главой региона в начале июня: «В рамках этого проекта хотим поддерживать все лучшие инициативы наших земляков, связанных со спортивным поведением, правильным образом жизни, с очисткой наших территорий от мусора, с озеленением наших территорий, с их благоустройством».
Фактически создатели проекта начали собирать под своим брендом все общественные инициативы, после чего их можно было ассоциировать с Александром Осиповым, вероятно, обеспечивая ему ещё большую популярность.
Источник «Чита.Ру» в региональных органах власти проводит параллели с избирательной кампанией Натальи Ждановой, которая в 2016 году перед выборами губернатора запустила похожий проект - «Забайкалье – территория будущего». В его рамках Наталья Николаевна могла использовать для собственного продвижения и средства коммерческих компаний, и деньги регионального бюджета, выделенные на социально значимые цели.
Для Осипова «Забайкалье – наш дом» стал ещё и возможностью сотрудничества с кандидатами, которые пошли на выборы, вероятнее всего, для создания иллюзии выбора. Так, в рамках проекта в Чите прошла городская спартакиада инвалидов, в организации которого активно участвовала председатель общества инвалидов Центрального района Читы Елена Краузе – одна из претендентов на пост губернатора.
Источники финансирования нового проекта не ясны, равно как непонятно, кто руководит процессом и принимает решения о распределении денег. Но их уже тратят. Например, заявили о выделении 100 тысяч рублей на благоустройство Скалы Любви в Тунгокоченском районе — там сделают площадку для бракосочетания. Ещё 100 тысяч потратили на закупку книг для двух библиотек Акшинского и Улётовского районов. Кроме того, участники проекта постоянно занимаются уборкой, посадкой деревьев — для организации тоже нужны какие-то деньги, да и у всех участников движения есть мерч «Забайкалье - наш дом»: футболки, кепки, флаги, наклейки.
Иллюзия единственного выбора
Кроме Краузе, кандидатами с практически отсутствующей политической активностью на выборы пошли бизнесмен Яна Шпак, экс-депутат заксобрания края Вячеслав Ушаков, менеджер акционерного общества «Забайкалье» Александр Сущих и капитан второго ранга в запасе Тагир Аглямов. Двое последних в итоге снялись, высказав слова в поддержку Осипову. Судя по тому, что они после выдвижения даже не принимались за сбор подписей, вся их роль в сценарии к этому и сводилась.
Аналогичным образом до них поступил депутат гордумы Читы Валерий Афицинский, который тоже сначала заявил о своём участии в борьбе за кресло губернатора, а затем записал видео с призывом голосовать за врио главы региона.
В результате муниципальный фильтр прошли и Яна Шпак, и Елена Краузе, и Вячеслав Ушаков. Почти полностью неизвестные политики неизвестным образом собрали необходимое число подписей муниципальных депутатов как минимум в 27 районах Забайкалья. Такой успех не смог повторить даже коммунист Юрий Гайдук – главный потенциальный противник Осипова. Первый секретарь крайкома КПРФ охватил лишь 17 районов, чего недостаточно для регистрации, в которой ему в итоге отказали.
Ключевые политические силы, за исключением КПРФ, отказались выдвигать собственных кандидатов. «Единая Россия» и «Справедливая Россия» заявили, что поддерживают выдвижение врио. То же самое сказали региональные отделения «Родины» и «Аграрной партии». К партиям присоединились Ассамблея народов Забайкалья и региональный совет ветеранов и пенсионеров. О том, что победа ждёт Александра Осипова, заявила и один из зарегистрированных кандидатов – Елена Краузе.
Молчаливые СМИ
Все забайкальские средства массовой информации сначала писали про каждый шаг Осипова, про его обещания и решения, но постепенно интерес стал угасать, и писать стали только о самом ярком. Только вот плохие моменты почему-то постепенно практически полностью из информационного поля исчезли. Так, например, вечером 19 июля почти все СМИ Забайкалья решили промолчать про жалобу на якобы незаконное самовыдвижение Осипова, а вот оправдание избиркома, которое, кажется, считает это всё несерьёзным, напечатали почти все.
Ленты, страницы и эфиры СМИ переполнены Осиповым. Мы не исключение — в ленте «Чита.Ру» про него уже около 600 материалов, что почти приблизило его к количеству новостей про Наталью Жданову, которая возглавляла край 2,5 года. Про неё за всё время работы на посту главы региона мы писали примерно 780 раз. Причины на поверхности — ни у кого из предшественников Осипова пиарщики не вели такой активной и профессиональной работы по генерации инфоповодов. Они придумывают или подмечают такие истории, о которых просто невозможно не написать. И мы, конечно, пишем, как пишут и наши коллеги.
Например, таким инфоповодом стала встреча Осипова с блогером-урбанистом Ильёй Варламовым на крыше администрации губернатора.
Также рост можно связать и с уровнем финансирования местных изданий. После прихода к власти Осипова он хоть и незначительно, но увеличился. При экс-губернаторе в 2018 году на СМИ в бюджет закладывали 17,4 миллиона рублей. На 2019 год, после прихода врио губернатора, расходы на эти цели выросли до 20,8 миллиона рублей.
Кроме краевых СМИ, большое внимание уделили и районным изданиям. В них под копирку появляются разные тексты, которые явно направлены на пиар Осипова. Одним из последних стал материал по данным ВЦИОМа под названием «Осипов просто вне конкуренции», который в одно время напечатали 12 районок. Там проводится разбор рейтинга, в котором Осипов лидирует с 83%, хотя по данным ВЦИОМ, которые опубликованы у нас, он набрал 75%. Кроме того, в рейтинге на втором месте Василина Кулиева, которая не участвует в выборах.
По данным сайта госзакупок, правительство накануне выборов губернатора уделило внимание не только забайкальским СМИ, но и изданиям федерального уровня. Так, например, по 500 тысяч рублей получили ТАСС, «Интерфакс - Дальний Восток» и «Россия Сегодня», в который входят РИА Новости и RT.
Соцсети активировали
Соцсетям в Забайкалье столько внимания, как в 2019 году, правительство не уделяло никогда. На это направление при Осипове наняли нескольких людей. Например, привезли SMM-специалиста из Москвы Викторию Емелину (в некоторых соцсетях она указана под фамилией Емельянова), которая будет здесь работать до выборов.
По данным источников «Чита.Ру», девушка в Москве занималась раскруткой Instagram (запрещённая в России экстремистская организация)-аккаунтов звёзд «Дома 2» на ТНТ. На её странице в социальной сети «ВКонтакте» также указано, что она работает на ТНТ.
По данным пресс-службы губернатора, Емелина не входит в их штат, при этом ездит во все командировки с врио губернатора Александром Осиповым. В пресс-службе не смогли ответить, почему девушка сопровождает его в командировках, а также не сумели сказать, за чей счёт.
Сейчас Виктория занимается фото- и видеосъёмкой, после чего её работы появляются на различных страницах в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), ВКонтакте и в телеграм-каналах. К каждой из этих соцсетей у сотрудников Осипова свой подход.
Практически в одно время видео и фото появляются в крупных пабликах районов и Читы, после этого их начинают распространять с реальных и фейковых страниц. Кроме того, сотрудники пресс-службы губернатора стали активно отвечать на комментарии пользователей. В прошлом году такая практика вводилась при Ждановой, но позже её забросили, сейчас решили возобновить вновь. Так, например, случилось и под одним из постов ИА «Чита.Ру», где заместитель руководителя управления пресс-службы Вячеслав Кулаков вступал в диалог с читателями и просил что-то уточнить, либо доказывал, что такой проблемы нет. Вероятнее всего, эта активность связана не столько с выборами — государственная машина достаточно активно работает с соцсетями и в межвыборный период, но в избирательную кампанию эта работа очевидно была резко усилена.
Осипова в соцсетях поддержал даже воин-шаман Александр Габышев, который отправился в Москву «изгонять Путина».
Блогеры и общественники
Достаточно серьёзное внимание власть уже далеко не первую кампанию уделяет работе с блогерами. Весной правительство края собирало «круглый стол» с представителями соцсетей и активистами города, где предложило им всестороннюю поддержку. Сторис в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) сразу начали пестрить приглашениями на субботники, короткими видео с мероприятий с участием Осипова и хвалебными постами.
Ярким и кажущимся частью предвыборной кампании стало выступление активистов, которые совместно с читинскими спортсменками и проектом «Забайкалье - наш дом» сняли видеоприглашение на уборку.
После выхода ролика политический блогер с аудиторией больше 1 миллиона подписчиков Камикадзе Ди обвинил девушек в пиаре чиновников. Они не промолчали и на этот раз ответили через блогера из Читы Юрия Черепанова.
Они уверяют, что видео получилось случайно. Они якобы просто гуляли с детьми в районе села Молоковка, увидели мусор и решили записать ролик с обращением к читинцам.
Подобные приглашения, но не настолько провокационные, появлялись и у других активистов: у блогера-фотографа Ники Зуевой; у тренера, а теперь ещё и кандидата в депутаты Рустама Байракова; у кинематографиста Максима Юсупова. Видео со счастливыми жителями и Осиповым постоянно появляются в соцсетях после его поездок по районам, там же обнаруживаются следы проекта «Забайкалье - наш дом».