В Забайкальском крае подвели итоги выборов: Александр Осипов официально избран губернатором, в Чите появилась новая и пока немного загадочная городская дума. В этих и других темах недели разбирались журналисты «Чита.Ру».
Андрей Козлов: Стелс-пихота на пути сферического коня в вакууме
Председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин на Московском финансовом форуме заявил, что нацпроекты не позволят достичь прорывного экономического роста.
Ему вторит президент Сбербанка Герман Греф: в реализацию нацпроектов, в которых много хорошего, заложены огромные ресурсы, но они не предполагают институциональных реформ. Банкир не видит связи между планами и итоговыми показателями и призывает направить ресурсы на создание новой модели в образовании, здравоохранении, на реформу судебной и правоохранительной системы.
Либеральным экономистам возразил либеральный министр финансов Антон Силуанов, который уверен, что нацпроекты будут эффективны, поскольку направлены на поддержку бизнеса и реального производства, но нужно обеспечить защиту предпринимателям и дать им понять, что правила игры не будут меняться бесконечно.
Оценивать слова Грефа, Кудрина и Силуанова, равно как и в целом эффективность нацпроектов, федеральных программ и инструментария тех же ТОРов и ЦЭРов в ближайшие годы можно будет в Забайкальском крае.
Регион в 2018 году перешёл в насыщенный федеральными деньгами и инструментами поддержки населения и бизнеса Дальневосточный федеральный округ. Здесь за год полностью сменилась краевая и в течение ближайших нескольких лет полностью сменится муниципальная власть (это важно в связи с необходимостью грамотного управления новыми деньгами на местах). В правительстве края приехавшие из других регионов менеджеры впервые реально вытесняют местные кадры.
Пока в заочном споре на территории региона побеждают скептики Греф и Кудрин. Хлынувшие в регион десятки миллиардов рублей попали в полумёртвую управленческую среду, которую с подачи федерального центра упорно разваливали больше 10 лет, а после приезда нового врио губернатора и до очередных выборов выстраивали только на словах.
Правительство региона не является единым механизмом, политические чистки в муниципалитетах вынесли наверх не имеющих опыта государственного администрирования менеджеров, экономические инструменты почти год использовались в угоду политической повестке, а применявшийся Осиповым в отношении подчинённых метод кнута оказался рабочим только для тех, кто самостоятельно уволился. Неэффективность топ-менеджмента в правительстве подстёгивается текучкой в среднем звене, которое выполняет основную работу.
Новая власть пока не может сшить в единое целое даже ремонт дорог, на которые в 2019 году выделили рекордные миллиарды рублей. Регион тратит десятки миллионов рублей на новые комфортабельные автобусы для Читы, но они приезжают в пустоту. В городе явно растеряны от необходимости решать вообще-то очень сложную задачу по погружению целого парка новой техники в сложный и насыщенный противоречиями рынок пассажироперевозок.
У региона проблемы с постройкой жилья для погорельцев; распределением земель под дальневосточные гектары; решением сугубо экономических проблем, оставшихся от прежних губернаторов; явно нет чёткого понимания того, как привлекать инвестиции, которые не приходят в регион сами по себе. На всё это вроде бы есть деньги и инструменты влияния на ситуацию, но на деле в крае как будто бы никто не знает, как добиться нужного результата.
Результата, кажется, и не особо добиваются. Складывается впечатление, что региону важно добиться получения федеральных денег и вовремя отчитаться об их своевременном освоении. Финальный результат, его связь с реальностью и качеством жизни конкретных людей как будто бы стоят на втором плане. Или вообще не учитываются.
Происходит это далеко не первый раз – майские указы президента в регионе семь лет выполняли так, что теперь управляемое «Единой Россией» заксобрание вынуждено разбираться, почему у бюджетников так медленно растут зарплаты. И ведь можно не разбираться, все прекрасно знают, что происходит.
Среднюю зарплату у бюджетников много лет подтягивают к целевым показателям на бумаге, забывая о том, что эти отчёты потом читают не только федеральные чиновники, но и те, о ком отчитываются – учителя, врачи, работники чудом живущих сельских клубов.
Об этом известно всем – бюджетникам, депутатам заксобрания, краевому минфину (там соглашаются: «Информация о средней зарплате учителей в 36 тысяч вызывает удивление у самих учителей»), федеральному центру. Можно поверить в то, что в эти показатели верит президент Путин и премьер Медведев, но и это сомнительно. В итоге у нас две реальности – та, что на бумаге и в телевизоре, и та, где учителя получают по 20 тысяч рублей. И это, простите, государственная шизофрения.
Если Александр Осипов хочет чем-то отличаться от своих не очень успешных и гораздо менее обеспеченных деньгами предшественников, то после выборов придётся отодвинуть увлекательную политику чуть в сторону, и заняться муторной аппаратной, административной и экономической работой.
Пока особых успехов нет – кадровая работа вызывает сомнения; сформировано очень разношёрстное, впервые выглядящее столь дискретным правительство; отсутствует осязаемый экономический блок; министр финансов делегирован в заксобрание; ситуация вообще как будто управляется политтехнологами. А пора браться за реальный сектор и насыщать правительство эффективными исполнителями на всех уровнях вертикали - от рядовых исполнителей до вице-премьеров.
Верится в серьёзные изменения с трудом не потому, что Осипов или его окружение недостаточно эффективны. Всё же новый глава региона и его неосязаемая пока команда – не сферический конь в вакууме. Они действуют в рамках созданной Москвой системы, которая, быть может, чрезмерно эффективна в планетарном масштабе, но не заточена под обычного человека.
Ничего не мешает новой краевой власти вместо того, чтобы с увлечением и искоркой искать несуществующих врагов, следовать базовому предвыборному принципу Осипова – про новую невероятную человечность. К тому же в российских регионах много примеров того, как даже в существующих условиях чиновники учатся видеть за освоением миллиардов обычных людей с их небольшими зарплатами и кажущимися иногда несерьёзными проблемами.
Валентин Булавко: Про важность ошибок и выборов
Выборы прошли, Александр Осипов стал губернатором Забайкальского края. Теперь давайте поговорим о выборах вообще - без привязки к персоналиям и постам.
Практически любое голосование в современной России подтверждает существование двух взглядов на выборные процедуры: 1) государственного - важно добиться максимальной поддержки для кандидата от власти, а значит, и для всей вертикали в целом; и 2) общественного - «выборы не нужны», ведь на почти все, кроме президентских, приходит меньше половины имеющих права голоса избирателей.
Большинство россиян просто не голосуют. И можно как угодно объяснять низкую явку - плохой погодой, картошкой, влиянием тёмных сил, - но реальная причина банальна - между выбором людей и выбранными руководителями отсутствует осязаемая связь.
Любой губернатор - даже самый человечный - кажется, чувствует больше ответственности перед президентом Путиным, чем перед теми сотнями тысяч человек, что живут, работают и умирают на подконтрольной ему территории. Российская вертикаль власти - это про интересы государства, не общества. Она принимает решения за людей, оставляя обществу самостоятельность первоклассника, который уже, конечно, большой мальчик, но в школу пока не пойдёт один.
Поэтому, когда Осипов говорит про важность местных выборов, но заявляет о необходимости иметь механизм «катапультирования» неэффективных глав, я вижу в этом лишь патерналистское желание опекать то неразумное дитя, которое кто-то всё продолжает называть обществом, и водить за ручку даже не до конца первой четверти, а до самого выпускного.
Возглавивший Читинский район в 2018-м Вадим Захаров, если судить по заблокированным счетам и сорванным проектам, был плохим руководителем. Но в его уходе мало хорошего: новый глава Фёдор Кургузкин, может, лучше как менеджер и как человек, но на недавний выбор населения Читинского района просто наплевали.
Захарова могли снять местные депутаты, его ухода могли потребовать недовольное население на каком-нибудь митинге в условной Смоленке, прокуратура или СК могли возбудить уголовные дела по заявлениям обманутых и недовольных граждан.
Читинский район совершил ошибку, доверившись Захарову, но вышестоящее «начальство» не дало её осознать и исправить.
Забайкалье ошиблось, когда позволило Наталье Ждановой выиграть выборы губернатора. Но нового главу региона нашли в Кремле, снова предоставив жителям края роль статистов, которые лишь легитимизировали президентское решение.
Осипову мне хочется пожелать не только удачи и крепкого экономики, но и сильного общества, перед которым, а не перед Путиным или богом, он будет отвечать за ошибки, и с которым сможет разделить радость от успехов.
С робким и несамостоятельным первоклассником никакого прорыва не будет.
P.S. Весной 2018 года жители Антипихи, чьим представителем в городской думе был ныне покойный Анатолий Михалёв, пригрозили главе Читы отзывом депутатского мандата за бездействие во время первого обострения кризиса с отоплением посёлка.
Доподлинно неизвестно, насколько действенной оказалась угроза, но в тот же день Михалёв, который почти неделю никак публично не реагировал на ситуацию, собрал срочное совещание, а вечером привёз чиновников и сам приехал на сход жителей Антипихи. И под камеры рассказал о временном решении, которое удалось найти властям и руководству Силикатного завода.
К сентябрю 2019-го проблема обеспечения Антипихи отоплением и горячей водой всё ещё не решена окончательно, на улице Казачьей до сих пор нет освещения, обещанного Михалёвым ещё перед выборами 2014 года, зато появилось крепкое сообщество местных жителей, готовое громко заявлять властям о проблемах.
Диана Арнольд: 13 стареньких, 17 новеньких. Новая гордума Читы на первом собрании
Екатерина Шайтанова: Загадка про много собак, одну девочку и несколько неизвестных личностей
Самое удивительное из увиденного мной на этой неделе - история про руководителя Центрального района Читы, который не нашёл собак.
На восьмилетнюю девочку во дворе напала стая собак. И пресс-служба мэрии на это среди прочего комментирует: «На место выехал руководитель администрации Центрального района города, однако бездомных собак по указанному адресу нет». Да ладно?! Странно, да, что они его не дождались? Более того, я подозреваю, что, может, это и к лучшему. Потому что что бы он, интересно с ними делал, если бы вдруг обнаружил? Разгонял портфелем? Опрашивал? Отлавливал?
А теперь закройте глаза и попробуйте вспомнить, кто руководит административным районом, в котором вы живёте. Спорим, если вы в Чите, вам с огромной долей вероятности эта фамилия, равно как и внешний облик человека, неизвестны, а если вспомнить колдобины на пути в ваш гаражный кооператив, вообще нет уверенности, что у этой территории есть какой-то глава?
Институт глав административных районов в городе странный предмет. Он вроде бы есть, но результаты его работы для обычных граждан так незаметны, что можно подумать, что его и нет. С сильным руководителем города главы района могли бы составлять команду. Она бы в идеальном мире отвечала за благоустройство и качество дорог, чистоту и фонари на той улице, которой вы по вечерам возвращаетесь домой.
В реальности над городом гордо веет один сити-менеджер, разбираясь с ларьками на Магистральной, хоть это Железнодорожный район, и контролирует ремонт Новобульварной в Центральном районе. А что делают главы районов, немножко загадка.
Ну вот, например, выезжают на место покусания маленьких детей собаками.
Андрей Затирко: Автобусный кризис Осипова
В апреле правительство региона заявило о покупке новых 77 автобусов для решения транспортной проблемы Читы. В мае минтерразвития края начало процедуры закупки. Летом само министерство реформировалось, делясь на два новых ведомства – минжилэнерго и минстрой, но новая информация по автобусам была вполне обнадёживающей.
На сегодня не очень понятно, кто будет содержать и обслуживать новый транспорт – об этом на неделе написала моя коллега Татьяна Пояркина.
О том, что для автобусов нужен держатель и организатор перевозок, краевые и городские власти не могли не знать. Они ещё в июле обещали жителям КСК и ГРЭСа привезти новые автобусы для них в город к августу, а в сентябре поставить их на маршруты. В качестве держателя называли троллейбусное управление.
В итоге первые автобусы действительно поступили в конце августа, пять из них презентовали на площади. Но к 15 сентября стало известно, что троллейбусное управление их не будет забирать, а кто будет – непонятно. При этом сентябрь, в который автобусы должны начать возить читинцев на ГРЭС и КСК, уже давно идёт.
В контексте новой политической реальности в городе и крае первый человек, который своей репутацией ответит за срыв обещаний и простой автобусов, - новый губернатор Александр Осипов. И дело не столько в том, что он главный ответственный в крае за реализацию федеральных программ, хотя и в этом тоже.
Он, его команда, в том числе и политтехнологи, полгода подгребали под себя Читу. Проект удался - назначение Александра Сапожникова, переход на пост главы комитета городского хозяйства краевого чиновника Константина Суздальницкого, начало «Забайкальского призыва» в горадминистрацию, победа единороссов на выборах в гордуму под брендом «Команда губернатора».
В такой ситуации перестаёт работать модель – прекрасный губернатор и плохие подчинённые. Эти самые подчинённые, в том числе сити-менеджер Читы, не достались Осипову по наследству от предшественника, их не выбирали горожане, вину за их ошибки спихнуть не на кого.
Ручное управление сильной рукой в нашей стране нравится многим. Но побочные эффекты этой модели нужно чётко осознавать – население склонно списывать на рулевого не только все победы на территории, но и все поражения.
У Путина при этом для смягчения этого эффекта есть длинная вертикаль с губернаторами, на которую можно распылять ответственность, мощная пропагандистская машина и силовой аппарат. Это позволяет чувствовать себя уверенно даже при падающих рейтингах. У губернаторов ничего этого нет, поэтому расплачиваться за ошибки своих ставленников на местах они будут совместно.
Роман Шадрин: Volo ergo sum
Если вы ходили на выборы, то явно помните, что на избирательных участках параллельно с голосованием за губернатора и депутатов гордумы проходил опрос качества органов власти.
По инициативе Общественной палаты края желающим предлагалось заполнить анкету, в которой можно было дать оценку работы власти в разных сферах и написать пожелания к работе. Пожелания конкретные, например, убраться, наконец, на Новобульварной возле бывшего машзавода, решить проблему агрессивных бездомных собак или вернуть прямые выборы мэра.
Мероприятие исключительно полезное во всех отношениях — тут тебе и обратная связь, и дополнительная мотивация для людей прийти на выборы, и демонстрация намерений прислушиваться к голосу народа. Кстати, если вы всё-таки не заходили на свой избирательный участок или вам просто было лень, специально для вас организаторы голосования дали ещё одну возможность, перенеся опрос в интернет — можете ту же самую анкету заполнить прямо сейчас.
В отличие от выборов опрос ещё не окончен, но уже страшно интересны его результаты. Не в той части, где органам власти ставят оценки по пятибалльной шкале, там-то как раз примерно всё понятно и предсказуемо. Интересны конкретные предложения забайкальцев. Всё то, что заставляет людей искать лучшей жизни в других регионах, что позволяет называть наш регион депрессивным, что мешает нам жить.
Я уверен, что результаты этого опроса должны стать публичными, потому что касаются они не только органов власти, но и вообще всех, кто чувствует хоть какую-то ответственность за происходящее вокруг - силовиков, журналистов, добровольцев, благотворителей, да много кого ещё. И я очень надеюсь, что заполненные анкеты не окажутся в урнах нечитанными, а помогут всем нам стать лучше.
Алексей Малашенко: Просто дайте умереть
Администрация Читы который год пытается спасти от банкротства принадлежащее ей предприятие «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление» (ДМРСУ). Это его периодически уличают в не до конца исполненных контрактах и огромных долгах перед собственными сотрудниками.
Это оно выигрывает львиную долю аукционов городской администрации на благоустройство, ремонт дорог, уборку мусора с тротуаров, расчистку снега и стрижку газонов, имея огромный процент по износу техники. Настолько огромный, что при сильном снегопаде расчищенными окажутся только центральные улицы города.
Это благодаря ему и потугам городской администрации в Чите так мало частных компаний, готовых выполнять работы по благоустройству за те же деньги, но куда лучше. Но власти упорно продолжают разными способами вливать в ДМРСУ средства только ради того, чтобы предприятие не загнулось. Уж не знаю, гордость это, или принцип, или страх невосполнимых потерь. Кажется, этой махине пора просто дать умереть.