«Электричества нет - отключили враги», - шутил один из участников читинского митинга в честь 102-летия Великой Октябрьской революции, силясь перекричать порывистый ветер без микрофона. Репортаж «Чита.Ру».
Погода в красный день 7 ноября оказалась не праздничной — хмурое небо, холодный ветер. Но почти 200 читинцев, пришедших на площадь имени Ленина после 2-километрового марша по улице имени Ленина, твёрдо стояли у памятника Владимиру Ильичу Ленину как подтверждение тому, что коммунистическое прошлое Читы сохранилось не только в топонимах.
- Праздновали 4 ноября и не поняли, что праздновали, - лидер забайкальских коммунистов Юрий Гайдук начал митинг с обсуждения Дня народного единства. - Они придумывают какие-то праздники, чтобы мы забыли, но советские люди впитали любовь ко дню Октябрьской революции с молоком матери!
Красные флаги Компартии и Комсомола гордо реяли на ветру - у суровой читинской погоды нашлись и свои плюсы.
Гайдук предложил митингующим оглянуться, чтобы увидеть рядом «не только людей почтенного возраста». Возможно, он имел ввиду сотрудников центра «Э», буднично снимавших торжественное собрание на портативные камеры.
Первый секретарь призвал читинских сторонников партии вступиться за иркутского губернатора-коммуниста Сергея Левченко, «ставшего объектом травли» за то, что возглавляет «единственную территорию, где есть рост», и бывшего кандидата в президенты Павла Грудинина - обоих политиков позже упомянут в единогласно принятой резолюции.
От критики краевого правительства и Александра Осипова, под окнами которого прошёл этот редкий для центра митинг, ещё недавно не допущенный на выборы губернатора Гайдук воздержался.
- С годовщиной Великой Социалистической резолюции… Революции! - чуть оговорившись, закончил он.
- День кровавый, да - но великий день, - продолжил, обращаясь к «товарищам советским людям» общественный активист Станислав Захаров. - Миллионы погибли, чтобы мы победили и стали свободной страной!
Современная российская власть, добавил Захаров, посягнула на основные свободы граждан - слова, мысли и собраний. Оценивать состояние гражданских свобод в период между Революцией 1917-го и президентскими выборами 2000-го активист не стал.
- Сегодня труды Ленина признают экстремистскими и запрещают. Нам только один день в году разрешают собраться на центральной площади - даже в гайд-парке на площади Труда теперь не дают, [читинского блогера] Лёху Кочегара буквально вчера оштрафовали за то, что он называет вещи своими именами (Блогер получил второй административный штраф за «оскорбление представителя власти» - президента Владимира Путина в своих роликах.). Закрывают газеты, закрывают киоски «Роспечати» - негодовал один из авторов недавно выставленной на продажу издателем газеты «Взгляд». - В общем, делают всё, чтобы народ не знал правды!
Указав рукой на здание мэрии, Захаров призвал городские власти устроить на площади Ленина открытые дебаты между кандидатами в сити-менеджеры, чтобы «народ услышал, кто, что и как говорит».
- [Активист и участник митинга Евгений] Корнев идёт в мэры Читы от коммунистов, а не от капиталистов как [исполняющий обязанности сити-менеджера Александр] Сапожников! - прокричал Захаров напоследок.
- Мы против Конституции, сделавшей нас рабами Америки! Почитайте вот, мы должны вернуть суверенитет! - повторяла прокравшаяся в стройные ряды коммунистов активистка «Народно-освободительного движения» (НОД).
Некоторые товарищи останавливались, чтобы взять газету. Но без особого интереса.
Как оказалось, ещё весной частью радикальной повестки НОДа стало солидарное с коммунистами осуждение «незаконной ликвидации Советского Союза» - сейчас движение собирает подписи под петицией за расследование «нарушения территориальной целостности СССР в 1991 году».
- У нас нормальное демократическое государство и лучшая в мире Конституция - 1993 года. Она может стать точкой сборки любого правового государства, - активист и кандидат в сити-менеджеры Евгений Корнев начал выступление с идей ещё более далёких от марксизма-ленинизма, чем идеология НОД.
По его словам, проблемой России стала предавшая народ власть и обман, который «культивируется на всех её уровнях».
- Все вы знаете о «плане Даллеса»? - внезапно спросил собравшихся Корнев, окончательно размывая границу между празднующими годовщину Революции коммунистами, почитающей «национального лидера» активисткой НОДа и своими демократическими взглядами.
И он действительно продолжил выступление цитатами из мифического пропагандистского текста, якобы написанного директором ЦРУ Алленом Даллесом. Неясно, какую именно версию манифеста зачитал Корнев, но с 2016 года один из вариантов «Плана Даллеса по уничтожению СССР (России)» признан экстремистским материалом в России.
- ...лишь немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы нравственности, - цитировал Корнев конспирологический документ, якобы объясняющий попустительство чиновников и другие беды России.
Идеологическими врагами страны в представлении Корнева оказались «всякие бузовы, воронины, шнуровы» и, внезапно, фольклорная певица Пелагея - возможно, за прославление вставшего на сторону Белых забайкальского казачества.
- Нет никакого особого пути — есть обычный, разумный! - продолжал Корнев. - Главное допустить народ к власти, вернув механизмы контроля!
- Да кто вас туда допустит? - недовольно буркнула женщина с красным флагом и тетраграммой «КПРФ» на спине.
- Давайте послушаем человека, - ответил стоявший рядом мужчина.
- ...этого уже не сделать, сидя на диване. Нужно встать, выйти и требовать! Это и есть организованная оппозиция, это и есть гражданская солидарность! - закончил демократ Корнев, поблагодаривший коммунистов за трибуну и поддержку.
- Молодец! Берите и ведите нас! - кричали ему из толпы.
Корнев попробовал.
Когда у сцены появилась закутанная в серую шаль старушка, неуверенно пытавшаяся подняться к выступавшим, на неё обратил внимание только кандидат в сити-менеджеры. Корнев пригласил женщину встать в одну шеренгу с лидерами забайкальских коммунистов - бабушка подалась вперёд, под развевающиеся красные флаги.
В ожидании свободного микрофона она простояла на сцене минут 10-15, но когда организаторы перешли к итоговой резолюции митинга, двинулась прочь.
«Власть не хочет нас слышать!.. Россия будет свободной!.. Вхождение в ДФО и нацпроекты не спасают Забайкалье - народ продолжает бежать!» - доносилось с постамента Ленина.
Закутанная в серую шаль старушка, махнув рукой, спустилась со сцены ни с чем.
«Ура новой революции!»