Арест губернатора Хабаровского края Сергея Фургала спровоцировал удивительные вещи. Российских губернаторов — и бывших, и действующих — в стране неоднократно задерживали за совершение преступлений. Среди них был популярный в народе и тесно связанный с лидером оппозиции Алексеем Навальным глава Кировской области Никита Белых. Тем не менее, даже его арест не вытянул людей на массовые протесты, как это произошло в Хабаровске.
В первый день - 11 июля — людей не остановил ни коронавирус, ни дезинфекция центральной площади Хабаровска. По оценкам МВД на улицах насчитывалось 10–12 тысяч человек, пресс-секретарь арестованного главы региона оценила число участников акции в городе в 20 тысяч человек. «Коммерсантъ» и вовсе оценил протест в 30 тысяч человек.
За неделю протест не затух и 18 июля, несмотря на 30-градусную жару, число участников выросло. По оценкам корреспондента «Ведомостей», на улицы вышло не менее 50 тысяч человек — почти 10% населения и минимум в 2 раза больше, чем неделей ранее. Краевые власти вновь насчитали 10 тысяч участников.
За последние годы это самые массовые акции для российских регионов. В чём же причина?
Голосование под дождём
Политолог, член Российской ассоциации политических консультантов, уроженец Читы Алексей Фёдоров, предлагает вспомнить, как Фургал пришёл к власти. Первый тур выборов, состоявшихся в сентябре 2018 года, не выявил победителей. Сергей Фургал и его соперник, выдвинутый «Единой Россией» действующий губернатор Вячеслав Шпорт набрали примерно одинаковое число голосов.
«Можно предполагать, что часть людей во втором туре голосовала по принципу «лишь бы против Шпорта», но многие мобилизовались, чтобы отдать голоса именно Фургалу. Это подтверждается результатами прошлогодних выборов депутатов краевой думы и двух городских. Перед ними прозвучал посыл — мы выбрали губернатора, но ему мешают работать, поэтому надо помочь сформировать команду. Я был в Комсомольске-на-Амуре в день голосования, видел, как люди шли на участки под проливным дождём, по колено в воде. Уже тогда было понятно, что за губернатора люди готовы проявлять активность, сейчас они это подтверждают, выходя на акции протеста», — рассказал Фёдоров.
Политолог также вспоминает, как в Хабаровском крае неоднократно возникали слухи о скором снятии губернатора. На них местные жители реагировали в соцсетях столь же бурно.
«Причина протестов — это защита выбора. Людям принципиально важно защитить человека, которого они поддержали своими голосами. Поэтому многие из них не верят в обвинения и считают их надуманными, или же попросту отводят их на второй план», — отметил Фёдоров.
Кроме того, он отмечает отсутствие лидеров протеста и непричастность к ним ЛДПР, к который принадлежит арестованный губернатор. Лидером – «иконой» протеста можно назвать только самого Фургала.
В этом он не согласен с коллегой Дмитрием Фетисовым, который писал, что ЛДПР контролирует повестку. Фёдоров же считает, что ЛДПР в Хабаровске не более чем «партия Фургала» и если его выдвинула бы любая другая партия, то протесты на фоне такого задержания «народного губернатора» всё равно бы произошли.
Не пустышка без яхты
Гражданский активист и оппозиционер Марина Савватеева смотрит на вопрос с двух сторон. Первая не учитывает персоналии защищаемого людьми губернатора.
«Речь идёт не столько о личности Фургала, а сколько о праве людей самим выбирать себе руководителей и отстаивать местные интересы. Я слушала Алексея Венедиктова на радио «Эхо Москвы», он говорит: ну что они могут без Москвы, у них 25% бюджета дотируются? Но суть в том, что нас настолько мало, что если бы была справедливая система налогообложения, то мы бы были самодостаточными. Люди выходят на протесты, потому что мы живём в унитарной стране, где всё определяется Москвой, которая не понимает, как мы живём. Не понимает этого обнулённый президент Путин, которому приносят бумаги в бункер», — сказала Савватеева.
Одним из примеров непонимания она называет «Дальневосточную ипотеку», снизившую ставку до 2%. По мнению Марины Савватеевой, неоднозначным это решение можно считать из-за взлетевших цен на жильё и повышения первоначального взноса.
«Всё за регионы решает Москва. Наши леса и недра управляются Москвой, граница контролируется Москвой. Мы ничего не получаем. Я считаю, что люди, вопреки Москве, выбрали Фургала и защищают его тоже вопреки Москве. Я предполагаю, что протест не сойдёт на нет со временем. Люди всё равно будет возмущаться, и если выборы не будут отменены, то они выберут своего кандидата, а не назначенного Москвой», — уточнила активистка.
С другой стороны, Савватеева предлагает учесть и личность губернатора, который за два года показал, что он не является пустышкой: «По нашему [губернатору Забайкальского края Александру Осипову] видно, что как только уехал надуватель — [бывший руководитель администрации губернатора Сергей] Нехаев, вся пустышка повисла на «полшестого». Фургал за два года выполнил много пунктов из своей предвыборной программы, сформированной на основе предвыборных обещаний. Он сокращает чиновников, продаёт ненужную собственность в виде яхты, он уравнял детей, питающихся в школе на деньги родителей и на средства бюджета».
Фактически это, по мнению Марины Львовны, показывает личную линию, которую Фургал вёл вопреки Москве. Она также уточняет, что её отношение к хабаровскому главе изменилось после публикации её друга.
После этого Савватеевой стало понятно, что речь идёт о «не просто элдэпээровеце, пробившемся из бандитских шестёрок, а о человеке с позицией, способном сострадать и работать врачом именно в селе».
По её мнению, сейчас, когда ситуацию пытаются переводить «в область, грубо говоря, бандитских разборок», важно понимать в том числе и биографию, входящую в слоёный пирог хабаровских протестов.
Те же плюс Конституция
- А почему люди не должны поддерживать губернатора? — отвечает вопросом на вопрос забайкальский политолог Дмитрий Крылов. Он считает поддержку нормальным явлением и показателем того, что политик пользуется доверием у населения.
Ответ на вопрос о том, почему такой поддержки не получали другие губернаторы, Крылов связывает с накопившимся проблемами: «Во-первых, это акт голосования по поправкам в Конституцию, который вызывает много вопросов по поводу объективности и того результата, который власть хотела получить. Естественно, она в очередной раз продемонстрировала свои возможности, а народу это перестало нравиться. Это всё в совокупности, включая акт против региональных руководителей и повлекло за собой цепочку событий, вызвало раздражение».
Вспыхнуло это раздражение именно в Хабаровске, потому что люди чувствовали привязку губернатора к родному региону и его заинтересованность работать в нём. Временщики, которые ставятся Москвой, по мнению политолога, такой поддержкой пользоваться не могут. Они, как отмечает Крылов, способны развить успех на период избирательной кампании, но в перспективе не могут показывать заботу о населении, потому что многие их решения продиктованы из Москвы.