Данные Росимущества, Росстата и Федеральной налоговой службы о количестве компаний с государственным участием расходятся между собой, сообщает 27 августа РБК со ссылкой на Счётную палату.
«Достоверной информации о количестве акционерных обществ (АО) и федеральных государственных унитарных придприятий (ФГУП), подконтрольных государству, не существует, констатировала Счётная палата. Данные «Единой системы управления госимуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), за которую отвечает Росимущество, расходятся с данными Росстата и ФНС. Так, по данным Росимущества, в России 1025 АО и 626 ФГУП, по данным Росстата — 1059 АО и 760 ФГУП, а по данным ФНС — 218 АО и 792 ФГУП», - говорится в сообщении.
Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших компаний: «В отчёты для правительства Минэкономразвития включает данные только о 10 крупнейших АО — всего 1% от общего числа. В результате более 90% АО находятся в «серой зоне», и их деятельность никак не анализируется».
Российский госсектор разнороден: в нём есть как крупные, так и небольшие компании, в которых государство может быть как мажоритарным, так и миноритарным акционером. Часть компаний — прибыльные, другие — убыточные. Одни работают в конкурентной среде, другие являются естественными монополиями. Разные АО и ФГУП закреплены за разными ведомствами. В каждом отдельном случае у органов власти разные полномочия по управлению активами.
Также нет единых принципов распределения предприятий по ведомствам, поэтому в ряде случаев не учтена их отраслевая специфика. Например, за Минобрнауки России числятся 114 сельхозпредприятий. Теми ФГУПами, которые не закреплены за конкретными ведомствами, управляет Росимущество. Ведомство не отражает информацию о таких предприятиях в бюджетной отчётности о финансовых вложениях.
Аудиторы выявили случаи, когда чиновники одновременно находятся в органах контроля и управления компаний (от четырёх до 20 АО одновременно), но эффективность их работы не оценивается. По данным на 2019 год, доля госслужащих в органах управления и контроля АО составила 49,2%, что противоречит цели правительства по привлечению профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля госкомпаний, отмечается в докладе.