Выборы в Госдуму в 2021 году продемонстрировали масштабы деградации политического пространства в Забайкальском крае. Отчасти это наложилось на почти до упора закрученные на федеральном уровне гайки.
Итогом явилась удивительная кампания, в которой дезорганизованная годами бездействия «Единая Россия» казалась очевидным фаворитом на фоне ещё более опустошённых отделений других партий, но в итоге (судя по предварительным результатам на 6.00 утра 20 сентября) помогла победить в одном из двух одномандатных округов принципиальному противнику и не без надрыва вытащила первое место в голосовании по партийным спискам.
В ходе кампании традиционно разыгрывали два мандата – по одному в Читинском и Даурском одномандатных округах. У «Единой России» ещё до старта кампании были два готовых к победе кандидата, не требовавших никаких серьёзных вложений, но партия одного слила полностью, а второго выкинула в список.
Минус Говорин
Действующий депутат Госдумы, профессор и доктор медицинских наук Николай Говорин в 2016 году избрался от Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Читинском округе, но фактически являлся представителем «Единой России». Партия 5 лет назад осмысленно сдала один забайкальский округ президентскому ОНФ, а второй – ЛДПР (то есть экс-депутату Госдумы Василине Кулиевой, которая выиграла кампанию просто на присутствии рядом с фаворитом губернаторской гонки Натальей Ждановой).
Говорин в Госдуме звёзд не хватал, но работал на фоне остальных избранных от региона коллег стабильно. При нём ОНФ в Забайкальском крае смог остаться единственным системным и в достаточной мере эффективным общественно-политическим объединением. Конечно, Говорин в текущей работе использовал административный ресурс, но в межвыборный период его при всех возможностях не использовал больше никто, и известный в крае доктор имел все основания для того, чтобы получить мандат во второй раз.
Однако сначала «Единая Россия» опрокинула Говорина на процедуре предварительного голосования – уже на праймериз Читинский округ сразу отдали руководителю регионального отделения партии и начальнику ЗабЖД Александру Скачкову. Говорин всё же заявился в округе, но непонятным образом второе место на праймериз занял никому в регионе неизвестный эколог Александр Закондырин. Доктор замкнул тройку. В списки Говорин тоже не попал. Стабильная и крепкая политическая карьера врача оказалась ещё и короткой.
Минус Гурулёв
К победе в Даурском округе к началу кампании оказался полностью готовым вице-премьер регионального правительства Андрей Гурулёв. Он два года быстро и громко перемещался по краю, прыгая от одной чрезвычайной ситуации к другой. ЧС в регионе было много, и генерал-лейтенанта в отставке к весне 2021 года знали все.
Гурулёв много и громко говорил, гонял нерадивых чиновников и не лез в карман за словом. На него свешивали самые сложные проблемы – коронавирус, вакцинацию, лесные пожары, наводнения и работу Забайкаллесхоза, но генерал правдами и неправдами оборачивал в свою пользу вопросы, казавшиеся губительными для любого политика и руководителя.
Было понятно, что генерал прыгает по верхушкам и ни в одном вопросе полноценно не погружается в детали, но непосредственность и открытость брали своё – вице-премьера полюбили даже журналисты. Приняли генерала за своего и многие обычные избиратели, хотя Гурулёв строил военную карьеру в основном в других регионах.
Исчезновение Гурулёва странным образом было выгодно даже высшим руководителям региона – генерал не только оттенял главу края, но и не особенно скрывал свои губернаторские амбиции.
Праймериз в Даурском округе Гурулёв выиграл без вариантов для соперников, хотя к концу внутрипартийной кампании стало очевидно, что московское руководство вновь сдаст округ кому-то из парламентской оппозиции.
Так и произошло – съезд партии в конце июня не стал выдвигать Гурулёва по одномандатному округу, включив его 4-м номером в список партии по единому для 9 из 11 регионов ДФО округу. Четвёртый номер казался проходным.
Список возглавил явно не собирающийся в Госдуму полпред президента на Дальнем Востоке Трутнев. На втором месте шла выдвинутая по одномандатному округу на родной Камчатке с очевидными там шансами на победу Ирина Яровая. Третий номер был у неизвестного в Чите депутата Госдумы Виктора Пинского, а четвёртый – у Гурулёва.
Победа Яровой открывала Гурулёву дорогу в Госдуму – уж два мандата «Единая Россия» с девяти регионов явно бы наскребла. К тому же выборами на Камчатке, судя по всему, занимался один из самых известных в России и самый известный в Забайкальском крае политтехнолог – Сергей Нехаев. Так пока и выходит – Яровая берёт одномандатный округ, Трутнев явно откажется от мандата, Пинский и Гурулёв будут работать на Охотном ряду.
Плюс Закондырин, Григорьев и Носов
Освобождённый от очевидного фаворита Даурский округ мгновенно превратился в одну из самых конкурентных в России предвыборных площадок. Судя по всему, на старте предполагалось, что победу здесь должна опять одержать Василина Кулиева. Но если в 2016 году тогдашний внутриполитический блок смог обеспечить ей лёгкую прогулку рядом с Натальей Ждановой, то в 2021 году случился откровенный винегрет.
Сначала сюда заявился вспомнивший про малую родину Дмитрий Носов – бронзовый призёр Олимпийских игр 2004 года по дзюдо (он взял третье место со сломанной рукой).
Спортсмен родился в посёлке Горный под Читой, сделал спортивную карьеру в Москве, а в 2021 году появился в регионе под флагом борьбы с высокими ценами на авиабилеты и традиционной для себя борьбы с наркотиками. Носову было всё равно, от какой партии выдвигаться, но в конце концов его выдвинула КПРФ, скинувшая с округа доморощенного кандидата – депутата заксобрания и верного ленинца Романа Берга.
Следом в округе появился депутат якутского заксобрания и довольно известный (но тоже в Якутии) бизнесмен Юрий Григорьев.
Его выдвинула родная партия «Справедливая Россия», в начале года объединившаяся с «Патриотами» политика Геннадия Семигина и «За правду» писателя Захара Прилепина.
Позже эта же партия взяла под своё крыло неприкаянного Юрия Волкова – в 2016 году он во многом случайно избрался в Госдуму по спискам ЛДПР, но позже поругался с однопартийцами и дорабатывал срок в статусе независимого депутата.
В Забайкальском крае эсеры включили Волкова в список (правда, только 4-м номером по округу, объединившему 4 региона), а также выдвинули его в одномандатном Читинском округе.
Совсем уж комичным было появление в округе эколога Закондырина – не сумев выдвинуться со второго места в праймериз «Единой России» по Читинскому округу, он добился поддержки «Зелёных» по Даурскому.
ЛДПР выдвинула Кулиеву.
«Единая Россия» не стала оставлять округ без своего присутствия и выставила на округ руководителя краевого исполкома партии Екатерину Фисун, которая на праймериз заняла только третье место.
Картину дополнили два кандидата, не имевшие шансов. Представитель «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость», известный высказываниями про геев и нагайки, депутат заксобрания Александр Михайлов не вёл никакой избирательной кампании. Представитель партии «Родина», глава Улётовского района Александр Синкевич явно имел в рукаве пару местечковых тузов, но денег на то, чтобы бросить их на игральный стол, не было.
«Дураковатая Санта-Барбара»
В Даурском округе команды политтехнологов в погоне за нужным результатом спалили несколько сот миллионов рублей, взвинтили цены на рынке наружной рекламы в Чите и утопили край сначала в листовках, а потом во взаимных обвинениях во всём на свете.
Происходящее в своём телеграм-канале иронично описывал электоральный юрист Виталий Серуканов:
«Маститый технолог №1 (у Серуканова указана конкретная фамилия, но я не могу ничем подтвердить его участие в кампании, потому меняю на условное обозначение – А.К.) взялся вести кандидата от КПРФ — теперь уже «коммуниста» Носова, а его коллега по оружию технолог №2 — вечно «Зеленого» Закондырина. Конечно же, ворон ворону глаз не выклюет — размен есть размен, с ним системные технологи не спорят. Но успешно подшабашить на клиентах это же всегда за милую душу...
[…]
Дураковатая Санта-Барбара на смешанной выставке бульдогов с носорогами.
Вот такая всамделишная история, где друзья-технологи успешно пилят бюджеты, обмениваясь новостями о собственных кандидатах за ужином под винишко».
Василина Кулиева пыталась участвовать в кампании с довольно линейным тезисом про то, что её достижения в течение 5 лет работы депутатом мало кто заметил, а трудилась она много, и как раз сейчас – за месяц до выборов – пора заводить соцсети, чтобы все узнали, насколько она эффективна. Судя по результатам подсчёта голосов, этот подход избирателей не впечатлил, и Кулиевой придётся искать новую работу.
В ходе кампании в интернете публиковались изумительные бумаги якобы за авторством лидера ЛДПР Владимира Жириновского, автор которых в прямолинейной и простой манере просит главного российского полицейского не дать случиться произволу – победе на договорном округе, отданном ЛДПР, каким-то другим злым людям, которые просто не в курсе договорённости.
Кандидат Григорьев атаковал кандидата Носова за пару дней до конца допустимого срока подачи исков в суд авторскими правами – спортсмена обвиняли в использовании в предвыборных роликах мелодии, которая ему не принадлежала. Все были уверены, что Носова с выборов снимут, но он смог отбиться и в первой, и во второй инстанции ровно для того, чтобы наблюдать за гонкой Григорьева и… Фисун.
Фисун, в момент выдвижения явно не собиравшаяся побеждать, к концу кампании набрала неплохой темп. У главы регионального исполкома «Единой России» не было бюджетов Григорьева или Носова. На неё не работали маститые технологи. У неё не хватало харизмы и опыта публичных выступлений. Но Фисун последовательно объехала весь округ, послушно отстояла вахту около известных людей, получила заряд политической бодрости от беспартийного губернатора Александра Осипова и в сентябре неожиданно для всех начала претендовать на победу.
Победители по нисходящей
Победу в Читинском округе, судя по предварительным результатам подсчёта голосов, одержал Александр Скачков. В Даурском округе за победу сражаются Юрий Григорьев и Екатерина Фисун. В Забайкальском крае «Единая Россия» набирает около 37% голосов.
Этот результат может показаться неплохим для партии власти: очевидное первое место в партийных списках, чисто выигранный Читинский округ, успешное сражение в сложных условиях за первое место в Даурском. Но на самом деле у «Единой России» в Забайкальском крае серьёзные проблемы, и выборы-2021 это прекрасно демонстрируют.
Очевидно, что в Москве Даурский округ давно и надолго отдали политическим силам, которые де-юре считаются соперниками «Единой России». К тому же федеральное руководство партии второй раз подряд наплевало на результаты широко рекламируемых праймериз. И если в 2016 году это отношение сказалось только на Даурском округе, то в 2021 году процедура благодаря федеральному центру практически полностью дискредитирована.
Или вот: из четырёх забайкальских губернаторов только один был членом партии и выдвигался от неё – Наталья Жданова. Все остальные шарахаются от «Единой России», как от прокажённой. Равиль Гениатулин был губернатором всех забайкальцев (хотя ему и не пришлось избираться в эпоху «Единой России», начавшейся на выборах в 2007 году – в 2008 году он был назначен через 2-этажный механизм выдвижения президентом).
Тот же трюк повторил Осипов, не пожелавший рисковать своим рекордным технологичным рейтингом, прямо соприкасаясь с непопулярной партией власти. Константин Ильковский вообще вынудил «Единую Россию» унижаться, поддерживая кандидата, выдвинутого «Справедливой Россией».
Результаты партии власти в регионе (впрочем, как и везде в России) последовательно падают последние 15 лет. Если в 2007 году в Читинской области за «Единую Россию» отдали голоса 62,75% избирателей, а в Агинском Бурятском автономном округе – 83,24% (регионы объединились в 2008 году), то уже в 2011 году «Единая Россия» с трудом перевалила за 43%, а в 2016 году уверенно преодолела отметку в 40% - в обратном направлении.
В 2021 году Забайкальский край регулярно попадал в число регионов с минимальным уровнем поддержки «Единой России», и на вытаскивание партии из болота были брошены все ресурсы административной машины. Проблема, однако, не столько в процентах, сколько в том, что у партии окончательно исчезли лица.
Ни Скачков, который до начала 2021 года не являлся лицом партии; ни Гурулёв, который в ней вообще не состоит; ни тем более Фисун не могут претендовать на официальных, полноправных и перспективных публичных лидеров партии. А кроме них в настоящий момент и вспомнить некого.
«Единая Россия» по-прежнему называется партией власти, но в Забайкальском крае у неё нет никакой власти. Партия ничего не решает в заксобрании, на выборах её вынужден поддерживать беспартийный губернатор, а в Госдуме её представляют тоже беспартийные кандидаты от ОНФ.
Всё это особенно заметно на фоне звенящей пустоты в региональных отделениях других партий и в рядах так называемой несистемной оппозиции. Ни одна политическая сила в Забайкальском крае не воспользовалась слабостью и промахами «Единой России» в кампании 2021 года.
Никто не отыграл публичное тотальное унижение федералами региональных праймериз «Единой России». Никто не обратил внимание на опубликованную в СМИ информацию о том, что предвыборные планы партии на публичном мероприятии со слайдов читает руководитель администрации губернатора. Никто не отыгрался на варягах, заполонивших партийные ряды.
Почти без внимания остались факты регулярных сходов на Забайкальской железной дороге. Игры с бюджетниками и избирательными округами. Агитация на грани фола в социальных сетях с привлечением чиновников. Список этот настолько же бесконечен, насколько конечно число политических соперников «Единой России», способных на этом играть.
Бесконечное ожидание перемен
«Единой России» в Забайкальском крае много лет требуется перезагрузка. Запущенный в 2010 году процесс деградации регионального отделения в 2019 году пытался остановить руководитель администрации губернатор Сергей Нехаев. Считается, что появление Скачкова на посту главы регионального отделения партии – его идея. Как бы там ни было, она не сработала - Скачков не смог полноценно совмещать работу на РЖД с многосложной партийной бюрократией.
Отъезд Скачкова в Москву – отличный повод для того, чтобы поставить на место руководителя регионального отделения человека, который будет заниматься этой работой более предметно. Чей рабочий кабинет будет не на площади Ленина, а на перекрёстке Анохина и Профсоюзной. Кто будет ездить в Москву не с предвыборными проектами, а с доказательствами того, что по результатам праймериз не нужно топтаться ногами, а партийное строительство нужно начинать не за полгода до дня голосования, а через неделю после него.
У этого человека будет всего 2 года для того, чтобы не повторить катастрофический результат «Единой России» на выборах в заксобрание в 2018 году. Или почти вечность для того, чтобы наблюдать за тем, как будущее партии определяют случайности и случайные люди.