Антиковидные ограничения давно действуют в Забайкалье. В ноябре усиливались все возможные меры, вводилась дистанционка и QR-коды. В самый пик заболеваемости власти ограничили работу кафе, торговых центров и прочих организаций. Казалось бы, многое сделано, чтобы предотвратить распространение инфекции. Однако проведению сельскохозяйственных ярмарок не препятствовал ни запрет на проведение мероприятий и массовых скоплений людей, ни рекордные показатели заболеваемости и смертности. И самое странное здесь то, что краевые власти открыто противоречат своим же постановлениям.
Антиковидные ограничения работают как-то не только в отношении «непривилегированных» торговых центров «Абсолют» и «Вегос-М». В ноябре при рекордных для края 373 заражениях в сутки и рекордной смертности с начала пандемии в Забайкалье прошло около 35 ярмарок, 45 прошло в октябре. И власти не собираются останавливаться — на декабрь запланировали 60.
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов на оперативном совещании правительства так и поручает министру экономического развития региона Александру Бардалееву ставить планы по количеству ярмарок, участников, охвату, по предоставлению лучших мест, несмотря на то, что в своём же собственном постановлении №90 от 6 ноября губернатор говорит о запрете проведения любых мероприятий, в том числе и на открытом воздухе.
Особенно противоречиво выглядит поручение губернатора проводить больше ярмарок сразу же после того, как он требует усилить контроль за соблюдением ограничений, ссылаясь на внушительные цифры по росту заболеваемости из сообщения главы управления Роспотребнадзора по Забайкалью Светланы Лапы.
При этом, по словам участников ярмарок, никакого контроля за соблюдением антиковидных мер нет, продавцы и посетители без масок. Всё лежит в большинстве случаев на столах в открытом доступе.
Если вы полагаете, что низкие ноябрьские температуры препятствуют распространению вируса, и потому ярмарки были безопасны, то вы ошибаетесь. Напротив, инфекционисты отмечают, что чем ниже температура, тем дольше вирус будет сохраняться во внешней среде. Вирус замораживается, но при попадании в тепло тут же активируется. Также в холодное время года заболеваемость COVID может увеличиться за счёт снижения иммунитета у людей.
В пресс-службе краевого правительства не смогли прокомментировать, противоречит ли проведение ярмарок постановлению губернатора, и направили меня с этим вопросом в управление Роспотребнадзора. Там меня отфутболивали от инстанции к инстанции, утверждая, что они не могут ничего сказать по этому поводу. По итогу всё остановилось на юристе Роспотреба, номер которого был заблокирован.
Политики отчитываются друг перед другом о проведении ярмарок, не видя этого простого противоречия ни с точки зрения закона, ни с точки зрения препятствия распространения инфекции. Выходит, власти сами не до конца понимают, что можно, а что нет. Так что ситуация с ярмарками пусть и не громогласный, но весьма наглядный показатель полумер и несоблюдения властями собственных постановлений. Если уж запрещать — то запрещать наверняка, а если проводить — то без запрещающих постановлений, которые морочат людям головы.