Министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Дмитрий Ватагин, комментируя 9 февраля корреспонденту ИА «Чита.Ру» выпуск проекта «Редколлегия», в котором обсуждалось его уголовное дело и требования прокуратуры региона вернуть 16,5 миллиона рублей премии, заявил, что материальное вознаграждение во время его работы в Госэкспертизе региона соответствовало внутренним требованиям организации, а уголовное преследование связано с возложением на него вины за техническую ошибку сотрудника.
Ватагина приговорили к 6 месяцам исправительных работ по делу о халатности 21 января – это решение суда первой инстанции, которое министр намерен обжаловать. Суд посчитал, что действия Ватагина во время его работы на посту руководителя Госэкспертизы края нанесли ущерб бюджету Нерчинска в 1,6 миллиона рублей.
За неделю до этого прокурор края вынес губернатору представление, согласно которому Ватагин во время работы в Госэкспертизе безосновательно премировал себя на 16,5 миллиона рублей. Надзорный орган потребовал вернуть деньги.
Обе ситуации 9 февраля в проекте «Редколлегия» обсудили редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов и Екатерина Шайтанова. Комментарии по этому поводу Ватагин дал после того, как выпуск был опубликован в интернете - одна из претензий авторов «Редколлегии» касалась отсутствия комментариев от Ватагина по ситуации с уголовным делом и премиями.
«История с премиями не мной ведь придумана. Было до меня создано положение, в рамках которого 20% премиальных средств уходили руководству, а остальное – на всех сотрудников. Кроме этого, с 1 января 2020 года изменился порядок оплаты. До этого Госэкспертиза получала фиксированную сумму в 10 тысяч рублей за экспертизу проекта сметной стоимостью до 10 миллионов рублей и 20 тысяч рублей за экспертизу свыше 10 миллионов рублей. После изменений отчисления стали составлять 1% от этой стоимости. Это было 427-е постановление федерального правительства («О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы»).
Во время моей работы в Госэкспертизе мы зарабатывали серьёзные деньги, причём даже по закону не имели права устанавливать расценки для наших контрагентов ниже установленных пределов – это расценивалось бы как коррупция. Мы зарабатывали, формировали премиальный фонд и распределяли его в соответствии с внутренними требованиями», - сказал Ватагин.
Глава министерства выразил готовность вернуть премиальные деньги: «Конечно, если таково будет требование надзорного органа или суда, я это сделаю. Но мне кажется, это создание прецедента – надо тогда вспоминать всех, кто получил премии в рамках внутреннего положения о премировании. Их получали и до моего прихода в Госэкспертизу, но вспомнили про них только сейчас».
По его словам, новые нормы действительно позволили резко увеличить оплату труда всех сотрудников Госэкспертизы: «Мы проделывали огромный объём работы, у нас росли доходы, и мы соразмерно делили премиальный фонд между коллегами, между всеми участниками процесса. Причём были месяцы, когда денег едва хватало на зарплаты, но были такие периоды, когда мы могли позволить себе серьёзные премии – не только мне. Да, действительно, положение о премировании не было отрегулировано минстроем, на что по делу указывает прокуратура региона, но как только я начал работать в минстрое, всё привели в соответствие».
Комментируя ситуацию в Нерчинске, министр заявил, что при проведении расчётов техническую ошибку допустил не он, а сметчик: «Сотрудник увидел слово «исторический» и ошибочно взял коэффициент, применимый к историческим объектам. Мой эксперт-сметчик не увидел ошибки и выдал положительное заключение – поставил свою подпись.
Я не был в курсе этой ситуации – через Госэкспертизу проходили сотни, тысячи заключений, я физически не мог проверить их все. Такие ситуации бывали и раньше, но ответственность была на человеке, который допустил ошибку, а теперь её почему-то переложили на руководителя – просто потому, что он руководитель. Я, естественно, не согласен с приговором, раздосадован им и обжалую его».
Также Ватагин отметил, что в деле о реконструкции площади в Нерчинске городу не был нанесён ущерб, поскольку деньги остались в бюджете муниципального образования.
Развёрнутое интервью Ватагина по ситуации с уголовным делом и премиями в Госэкспертизе будет опубликовано на «Чита.Ру» 11 февраля.
Ватагин назначен на должность министра в июле 2021 года. До этого он 2 года возглавлял Госэкспертизу, в которую пришёл из не самого благополучного бизнеса. Ватагин по итогам 2020 года стал одним из самых высокооплачиваемых чиновников региона – он заработал 12,9 миллиона рублей, что на 4 миллиона рублей больше, чем у первого вице-премьера правительства региона Андрея Кефера.