Ещё днём 27 февраля на карте сервиса Flightradar можно было увидеть, как самолёты авиакомпании «Аэрофлот» совершали рейсы в Милан, Афины, Амстердам, Мюнхен, Венецию и другие. Кажется, это были последние полёты авиаперевозчика. С 17.00 по Москве Европа начала закрывать воздушное пространство для всех российских самолётов. Суммарно полёт над своими территориями запретили более 20 стран, а воскресным вечером Евросоюз полностью закрыл воздушное пространство для любых российских самолётов. В Европе теперь нельзя садиться, взлетать и пролетать через неё. Об этом заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Введённые ограничения поддержал и венгерский лоукостер WizzAir. Он отменил все рейсы из России и в Россию на неопределённый срок.
Корреспондент MSK1.RU поговорила с руководителем аналитической службы Агентства «АвиаПорт» Олегом Пантелеевым, чтобы узнать, что ждёт российские авиакомпании после ввода санкций.
— Как теперь летать в Европу?
— Полёты в страны ЕС для россиян при наличии визы возможны через третьи страны. Наиболее удобные варианты стыковочных рейсов — в Турции.
— А в Штаты?
— Через Турцию или ОАЭ. Ну или через страны Европы — спустя 20 лет.
— Новые транспортные санкции фактически отрезали доступ к Калининграду. Как теперь летать туда?
— Полёты в Калининградскую область можно осуществлять над нейтральными водами в Балтике. С этой точки зрения единственная проблема заключается в увеличении протяжённости воздушных трасс и продолжительности полёта. При полёте из московских аэропортов к привычному маршруту добавится 500 километров, может, чуть больше. При полетах из Санкт-Петербурга разница будет меньше. Увеличение протяжённости маршрута и времени полёта приведёт к росту расходов на топливо. Оценивать изменение тарифов не готов — слишком неопределённая ситуация.
— Что теперь будет с ценами на билеты?
— Сложно сказать. Дело в том, что рыночное ценообразование в этой ситуации едва ли будет актуально, скорее, стоит ожидать мер поддержки со стороны государства. Возможно, это поможет сохранить цены на полёты в приемлемых для населения рамках.
— Странам ЕС теперь запрещено продавать российским авиакомпаниям самолёты. При этом лайнеры Airbus (по данным РБК — 322 самолёта) обеспечивали 40% пассажиропотока авиации в стране. Что будет с иностранными самолётам, которыми сейчас владеют российские авиаперевозчики?
— У европейских лизинговых компаний есть только один путь — отозвать самолёты. На это даётся фактически месяц. Лизинговые компании из других стран тоже с высокой долей вероятности потребуют вернуть самолёты. Но не исключено, что некоторые из них будут готовы рассматривать вариант продажи этих самолётов России.
— Могут ли авиакомпании полностью заменить иностранные самолёты на отечественные?
— Может быть, у нас есть 3–4 эскплуатанта, у которых в парках есть самолёты Ан-2, Як-40, Ан-24. Но в общем-то, практически все магистральные самолёты либо иностранного производства, либо имеют комплектующие иностранного производства. В этом случае возникают сложности с получением запчастей, применяемых при техническом обслуживании и ремонте самолётов.
На сегодняшний день ещё не завершено создание версии самолёта Sukhoi Superjet New с импортозамещением деталей. Теперь европейские поставщики должны отказаться от поставок комплектующих для Superjet в адрес российского производителя. Это означает, что нужно искать какие-то варианты, как можно ускорить программу импортозамещения, чтобы можно было комплектовать отечественные самолёты изделиями отечественного же производства.