Так писал о Приамурском генерал-губернаторе Николае Гродекове, который в 1898 году сменил на этом посту Сергея Духовского, выдающийся исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев. Он же отмечал: «Как начальник он был строг к подчинённым, но и справедлив, и это крайне ценилось». Поручик Арсеньев встретился с генерал-губернатором в 1902 году, когда незадолго до своего отъезда в Петербург тот, по сути дела, благословил молодого офицера на исследовательскую работу.
С одной стороны, имя Гродекова было надолго вычеркнуто из нашей истории, созданный им краеведческий музей в Хабаровске, которому было присвоено его имя, был этого на десятилетия лишён. Но при этом, что удивительно, железнодорожная станция, стыковавшая на Дальнем Востоке Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) с Транссибирской магистралью, которой было присвоено его имя, так же, как и станция в Забайкалье, которой было присвоено имя его подчинённого военного губернатора Евгения Мациевского, сохранила своё название – Гродеково – и в советский период.
А вот могила этого выдающегося человека на Смоленском кладбище Петербурга была потеряна. Однако благодарная память потомков позволила вернуть память об этом замечательном сыне Отечества в нашу историю. Историки и краеведы разных регионов страны, прежде всего, Дальнего Востока, по кусочкам восстановили биографию этого человека. Пока ещё не появились о нём ни большие книги, ни художественные фильмы, но всё это, уверен, со временем обязательно появится.
Пост Приамурского генерал-губернатора, в подчинение которого входила и Забайкальская область, Николай Иванович занимал с 1898 по 1902 год, но служил на Дальнем Востоке значительно дольше.
Умный, смелый, трудолюбивый
Родился Николай Гродеков 22 сентября 1843 года в Елисаветграде на Украине (в советский период город назывался Кировоградом, а в настоящее время это город Кропивницкий) в дворянской семье. К сожалению, его родители рано умерли. Осиротевшие братья Николай и старший Владимир были отправлены в Александровский сиротский кадетский корпус. Затем братья один за другим поступили во 2-е Константиновское военное училище в Петербурге.
Старший брат Владимир Иванович Гродеков (1838–1910) прожил достойную жизнь, будучи во многом «маяком» для своего младшего. Юным он принял участие в Крымской войне. Будучи поручиком, участвовал в так называемой Польской компании. После окончания Александровской военно-юридической академии служил в военно-судебном ведомстве. С 1894 года генерал-лейтенант Владимир Гродеков служил членом Главного военного суда Российской империи. В 1903 году ему присвоили звание генерала от инфантерии.
Николай Гродеков вскоре после окончания военного училища, как и старший брат, принял участие в Польской компании. Служил в Лейб-гвардии Гренадерском полку. В 1868 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба и затем пять лет служил на Кавказе. Здесь он стал в 30 лет полковником и познакомился с будущим Приамурским генерал-губернатором Сергеем Духовским. Здесь же он написал свою первую книгу – «Нагорная полоса Кубанской области».
Затем Гродекова отправили в Среднюю Азию в качестве начальника штаба Мангышлакского отряда, которым командовал полковник Николай Ломакин. За проявленное мужество Николай Гродеков в 1874 году был награждён орденом святого Станислава 2-й степени и золотым оружием с надписью «За храбрость». Интересно, что в том же году он был награждён персидским орденом Льва и Солнца 2-й степени со звездой.
Этот поход Николай Иванович описал в книге «Хивинский поход 1873 года. Действия Кавказских отрядов». Она была издана в 1883 году и вызвала интерес в военной среде, причём не только в России – её перевели на английский и французский языки.
А в 1876 году Николая Ивановича назначили начальником штаба Ферганской области, военным губернатором которой тогда был выдающийся военачальник Михаил Скобелев, который с началом Русско-турецкой войны 1877–1878 годов отбыл на фронт, а Николай Гродеков был оставлен в Туркестане, где обстановка оставалась очень непростой. Сразу после окончания войны на Балканах Великобритания выставила свои войска на границе Индии, угрожая России войной в Средней Азии. Туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману было поручено совершить с особым отрядом демонстративный поход к границе Бухарского ханства.
Начальником полевого штаба отправленного тогда отряда и был назначен Николай Гродеков. А сразу после окончания этого нового похода (за него он был награждён орденом святой Анны 2-й степени) Николай Иванович в сопровождении всего двух человек (перса-переводчика и киргиза-вестового) совершил пробег верхом (более 2 тысяч километров по горам) по северным частям Афганистана и Персии (они выехали из Самарканда и вернулись в Ашхабад). За этот подвиг он в 1879 году был награждён орденом святого Владимира 3-й степени. В том же году он был награждён орденом Венденской короны герцогства Мекленбург-Шверина, входившего в состав Германского союза.
В 1879 году Гродеков издал книгу «Через Афганистан», в которой описал своё «путешествие». Её также перевели на три основных европейских языка. В это время «белый генерал» Скобелев вернулся в Туркестан и в 1880–1881 годах возглавил Ахалтехинский поход. Николай Гродеков сначала был начальником передового отряда, а затем – начальником штаба войск Закаспийской области.
В 1890 году его произвели в генерал-майоры, а в 1881 году он «за отличное мужество и храбрость, оказанные в делах с текинцами во время осады и штурма Геок-Тепе», был награждён орденом святого Георгия 4-й степени. В 1880 году 37-летнему Гродекову присвоили звание генерал-майора. В 1882 году он был награждён орденом святого Станислава 1-й степени с мечами и персидским орденом Льва и Солнца 1-й степени. А из-под его пера вновь вышла книга, точнее четырёхтомный труд, «Война в Туркмении. Поход Скобелева в 1880—1881 гг.», которую вновь читали не только в России, но и в Европе.
В 1883 году молодого генерала назначили военным губернатором и командующим войсками Сырдарьинской области, которой он умело управлял целых 10 лет. Уже за административные «подвиги» Николай Иванович был в 1885 году награждён орденом святой Анны 1-й степени, в 1888 году – орденом святого Владимира 2-й степени. А в 1889 году его наградили орденом Благородной Бухары 1-й степени. В 1890 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
Стоит отметить и тот факт, что губернатор изучил целый ряд местных языков. Этого же он требовал и от чиновников своей администрации. И на этом посту он оставался исследователем, изучавшим жизнь местных жителей, их обычаи и традиции, особенности веры и жизни. Результатом стала книга «Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области», получившая высокую оценку в научном мире. А сам Николай Гродеков в это время стал членом Императорского географического общества.
В 1893 году он инициировал перевод на русский язык (и лично перевёл ряд глав) книги средневекового персо-таджикского юриста Бурхануддина аль-Маргинани из Риштана «Хидоя. Комментарии мусульманского права».
Как отмечают современные исследователи, «он много делал для того, чтобы в области создавались русские поселения, открывались школы… Но далеко не все действия решительного военачальника находили понимание у местного населения. Этот период его жизни закончился драматически – волнениями, после чего губернатора отозвали в столицу».
Ответственный, требовательный, дальновидный
С июня по октябрь 1893 года, пока в Петербурге думали, что же с ним делать, Гродеков находился в распоряжении военного министра. А затем в том же году опального Гродекова позвал на Дальний Восток его товарищ по Кавказу Сергей Духовский. Николай Гродеков стал его помощником, а по сути дела, главной «рабочей лошадкой», на которого были возложены все бумажные дела администрации генерал-губернатора.
Современные исследователи отмечают, что на Дальнем Востоке Николай Иванович не только отлично исполнял возложенные на него обязанности, но и «стремился прийти на помощь обществу в деле развития просвещения и ознакомления с обширным, малоисследованным краем». Это стараниями Гродекова, которого поддержал Духовский, был создан Приамурский отдел Императорского Русского географического общества (ИРГО), открыта публичная библиотека и устроен музей в Хабаровске, что стало примером и для других регионов Приамурского генерал-губернаторства, в том числе и Забайкальской области.
В 1894–1895 годах на соседний Китай напала Япония. Чем в тот момент занимался Николай Иванович, можно только гадать. Однако в 1895 году он был награждён российским орденом Белого Орла, а в 1897 году – китайским орденом Двойного Дракона 1-й степени 2-го класса.
После того как Духовский оставил свой пост, на его место 28 марта 1898 года был назначен «прощёный» Николай Гродеков, ставший не только генерал-губернатором и командующим войсками, но и наказным атаманом всех казачьих войск Дальнего Востока. Одним из первых его решений, на котором он сумел настоять, стало закрытие 15 мая того года Карийской каторги в Забайкальской области.
Генерал-губернатор оказывал поддержку в строительстве на Дальнем Востоке и в Забайкалье Транссибирской магистрали. Сам знаток многих восточных языков, он был в числе тех, кто в 1899 году открыл Восточный институт во Владивостоке. Лично возглавил Совет Приамурского отдела ИРГО. По его прямому указанию были исследованы Шмаковские минеральные источники, открыты лечебницы во многих местах от Байкала до Тихого океана (включая Камчатку). Николай Иванович одобрил первый проект по охране рыбных богатств Амура, составленный ихтиологом Владимиром Бражниковым. Этот список можно было бы продолжать достаточно долго.
По воспоминаниям современников, Николай Иванович совершенно не выносил лжи и обмана. Как человек, трезво относящийся к реальности, он был готов прислушаться к чужому мнению и мог, если его смогли убедить, изменить свою точку зрения. В отношениях с Петербургом Приамурский генерал-губернатор был твёрд и часто брал всю ответственность на себя, что вызывало уважение подчинённых.
Его административные успехи в том числе и по развитию международных связей Дальнего Востока на этом посту были оценены и российским правительством и другими странами. Так, в 1898 году Приамурский генерал-губернатор Гродеков был награждён японским орденом Восходящего Солнца 1-й степени, в 1899 году – российским святого Александра Невского и в 1900 году – прусским орденом Короны 1-го класса.
Отдельно стоит сказать о той роли, что сыграл Приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков во время восстания ихэтуаней (названных в Европе боксёрами) и «Китайского похода» русской армии, принявшей участие в подавлении этого восстания.
18 (6-го по старому стилю) июня 1900 года ихэтуани напали на строителей Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая тогда была по сути дела частью Транссиба, и приступили к разрушению этой магистрали и станций, к убийству строителей и казаков, их охранявших. Возникла угроза убийства большого количества наших соотечественников в Харбине. 27 июня этот город был отрезан от всякой связи с миром, началась его осада. Защитники города отбили несколько атак. Оборона этого города завершилась 21 июля, когда сюда прибыл направленный Николаем Гродековым отряд генерала Владимира Сахарова.
Так вот, отправляя этот отряд, Николай Иванович Гродеков дал чёткую и очень дальновидную инструкцию, в которой было подчёркнуто, что оружие следует употреблять «только ввиду действительной надобности». Генерал-губернатор требовал того, чтобы все офицеры и солдаты знали, «что в течение 200 лет мы жили с китайцами в большом согласии и мире, а если и призваны в настоящее время на территорию Китая, то лишь для усмирения мятежников против законного китайского правительства». И особо подчёркивал: «Обиженных китайцев, без повода с их стороны, быть не должно. Особенно строго следует относиться к имуществу и собственности каждого китайца».
За короткое время им было сделано всё возможное для проведения мобилизации и отправки в Китай казачьих частей из Забайкалья, Приамурья и Приморья. И достаточно быстро было восстановлено движение как по Амуру, так и, что важнее, по КВЖД.
Генерал-губернатору была пожалована золотая и украшенная бриллиантами шашка с надписью «За победы в Северной Маньчжурии 1900 г.». В том же году его произвели в генерала от инфантерии. Ситуация на Дальнем Востоке стабилизировалась.
В Петербурге на Петровской набережной стоят скульптуры двух львов. На постаменте выбита надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н.И. Гродекова». Это был не трофей генерала, а дар ему от китайцев. Львы Ши-цза (лев и львица, хотя внешне оба похожи на львов) сначала предназначались губернатору Гирина китайскому генералу Чану. Но после смерти этого генерала в 1904 году новые китайские власти подарили их Николаю Ивановичу.
Какое-то время они оставались в Хабаровске и лишь в 1907 году за личный счёт Гродекова были перевезены в столицу Российской империи и переданы в дар Петербургу.
Опытный, решительный и дипломатичный
В 1902 году генерала Николая Гродекова назначили членом Государственного совета. На этом посту он встретил Русско-японскую войну и с тревогой следил за её ходом. В 1905 году он стал постоянным членом Совета государственной обороны и находился на этом посту до 3 февраля 1906 года, когда был наведён порядок на всей Транссибирской магистрали и потребовался опытный и решительный человек, который смог бы в короткий срок провести всю работу по ликвидации тыла Маньчжурской армии, отправки всех демобилизованных по их родным местам, а запасных частей по местам их постоянной дислокации.
Со всеми поставленными задачами назначенный командующим войсками на Дальнем Востоке с правами главнокомандующего генерал от инфантерии Николай Гродков, как обычно, справился блестяще.
Результатом этой работы стало назначение Николая Ивановича Туркестанским генерал-губернатором и командующим Туркестанским военным округом. Он отправился в Ташкент, столицу этого огромного края, включавшего по сути дела все современные среднеазиатские республики и граничившего с Персией, Афганистаном и Китаем. Так что на этом посту требовался и знаток этой территории, и умелый администратор, и опытный военачальник, и отменный дипломат. Таковым и был Николай Иванович Гродеков.
Деятельность его на этом посту, как всегда, была успешной, но здоровье было уже не то. Именно по состоянию здоровья он попросился в отставку, которая была принята в марте 1908 года. Одновременно он был награждён орденом святого Владимира 1-й степени.
Скончался Николай Иванович в Петербурге 12 декабря 1913 года в возрасте 70 лет.
***
В советский период память о царском генерале Гродекове постарались забыть. Но постепенно всё вернулось. В 1994 году его имя вернули Хабаровскому краеведческому музею.
Во втором десятилетии ХХI века отставной офицер-пограничник Андрей Абрамов, служивший когда-то в Гродековском пограничном отряде, занялся поиском. И благодаря схеме захоронений на том кладбище осенью 2013 году надгробие было восстановлено. А потом, получив отказ от местных властей, он и директор краеведческого музея Николай Рубан собрали народные деньги на два памятника (один в Гродеково, а второй у Хабаровского музея). И оба, созданные скульптором из Владивостока Георгием Щароглазовым, были установлены на задуманных местах.
Александр Баринов