На прошлой неделе благодаря Народному фронту (ОНФ) забайкальская общественность узнала о покупке, которая вызвала немало вопросов и откровенных возмущений. Акционерное общество «Корпорация развития Забайкальского края», которое, как утверждается, принадлежит региону, 3 марта через госзакупки приобрело себе автомобиль Toyota Land Cruiser 300 за 12 миллионов 850 тысяч рублей.
На фоне военной спецоперации РФ на Украине и связанных с этим санкций Запада ОНФ в этой истории удивили выбор модели автомобиля и, главное, его цена. У меня как у журналиста не меньше удивлений вызвала сама процедура закупки и её молниеносность.
Источники «Чита.Ру» сообщали, что люксовый внедорожник Корпорация развития Забайкальского края купила для губернатора Александра Осипова. Позже глава корпорации Антон Тутов пояснил, что купленный «на собственные средства» автомобиль будут сдавать в аренду инвесторам. Депутат Госдумы от Забайкалья Андрей Гурулёв заявил, что всех причастных к этому чиновников нужно выгнать. Пресс-секретарь губернатора края Любовь Чистякова сообщила, что не видит оснований для комментирования ситуации. А сопредседатель регионального отделения Народного фронта Андрей Томских заявлял, что ОНФ будет добиваться расследования по закупке и отстранения Тутова от работы.
Фактически закупка была размещена и проведена в один день – 3 марта. За сутки до этого РИА Новости со ссылкой на пресс-службу автогиганта Toyota сообщило, что поставки новых автомобилей этой марки в Россию приостанавливаются, а с 4 марта в простой уходит завод Toyota в Санкт-Петербурге. Можно предположить, что в Корпорации развития Забайкальского края смекнули – это последний шанс приобрести в собственность организации новенький внедорожник, покуда они ещё остаются в наличии в автосалонах.
Лот на сайте госзакупок назвали незатейливо: «купля-продажа автомобиля». И прикрепили к нему два документа: обоснование начальной (максимальной) цены договора (НМЦД), а также справку-обоснование выбора поставщика. И в самой закупке, и в документах фигурирует только одна фамилия – гендиректора корпорации развития Антона Тутова.
Важно, что закупку проводили у единственного поставщика – это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора будущего исполнителя по контракту.
Право провести закупку без торгов корпорации развития края дало её же собственное положение о закупках товаров, работ, услуг. А именно подпункт 49 пункта 7, из которого следует, что закупка должна быть совершена только у единственного поставщика, если «заключаются договоры купли-продажи (приобретается) движимое и/или недвижимое имущество, в том числе автотранспортные средства, машины и/или оборудование». Акционерное общество может себе такое позволить. В данном случае речи о конкурентном аукционе не идёт.
Коль уж определились, что поставщика выберут сами, нужно было определиться и с ценой, проанализировав рынок. В НМЦД такой «анализ» приведён (датирован опять же 3 марта). Если быть точнее, собраны три ссылки на объявления с сайта по продаже автомобилей «Дром». Во всех случаях фигурирует Toyota Land Cruiser 300 2021 года выпуска, без пробега, с бензиновым двигателем. Их цены: 15 миллионов рублей, 12,999 миллиона рублей и 14,187 миллиона рублей.
Взяв за основу эти три объявления, автор анализа приходит к выводу, что наименьшее по стоимости предложение на рынке – это 12,85 миллиона рублей (почему-то №1). Соответственно, и договор будет на такую сумму.
Теперь обратимся ко второму документу – справке-обоснованию. Из неё следует, что инициатором закупки выступает Антон Тутов, а машина нужна для «службы обеспечения инвестиционной деятельности». В конце файла, уместившегося на одном листике, вывод: «На основании справки-обоснования выбора поставщика, одобряю договор с ООО «Атик-Моторс» купли-продажи автомобиля на общую сумму 12 850 т.р.» (орфография и пунктуация сохранены – А.С.).
И это в данной истории «почему-то №2». Откуда взялось название фирмы, почему такая цена, почему договор одобрен именно с этим юрлицом? Из двух прикреплённых документов, если перевести на русский, следует такой ответ: «Потому что!»
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Атик-Моторс» находится в Благовещенске. В 2022 году у автосалона продажа Toyota Land Cruiser 300 Корпорации развития Забайкальского края является единственной, проведённой через сайт госзакупок. Указано, что статус у договора «исполнение». С 2020 по 2022 год для «Атик-Моторс» это самая дорогостоящая продажа через госзакупки.
На сайте автосалона значится, что автомобили Land Cruiser 300 доставляются «под заказ». В беседе представитель компании сообщил, что подобных автомобилей в наличии вообще нет, при этом «Атик-Моторс» выступает только посредником. «Автомобиль можно через официального дилера заказать. Но сейчас смотрю в отчётах, даже в ближайших заказах такого нет. А госзакупками мы вообще не занимаемся, и я так всем клиентам говорю. Возможно, в марте и было такое, и если через нас, то, видимо, как-то быстро прошло (закупка – А.С.). Сейчас нет возможности автомобиль приобрести».
На официальном сайте Toyota в России указано, что цены на Land Cruiser 300 стартуют от 7,278 миллиона рублей. Однако в телефонном разговоре сотрудник «Тойота Центр Чита» объяснил, что информация на сайте неактуальна, он попросту не обновляется. В салоне же в Чите остались только два Land Cruiser 300, один из которых с дизельным двигателем, в комплектации GR Sport, 2021 года выпуска сейчас стоит 19,5 миллиона рублей.
***
По моему мнению, Корпорация развития Забайкальского края в лице Антона Тутова успела буквально заскочить в последний вагон. Вероятно, желание купить люксовый внедорожник последней модели (для нужд фонда или ещё для каких целей – неважно) было и до этого, но информация об уходе Toyota с российского рынка подтолкнула к максимально решительным действиям. Очевидно, что буквально на коленке в один день подготовили документы, запихали туда невнятное обоснование и заключили договор с фирмой, где в наличии был автомобиль по приемлемой цене (если в данном случае её вообще в принципе можно считать приемлемой).
Понятное дело, что при сложившемся дефиците сейчас цены на автомобили Land Cruiser 300 ещё выше либо их в принципе уже нет в наличии.
Это я к тому, что спешку при проведении закупки и смехотворность представленных документов ещё можно объяснить, но саму вопиюще дорогостоящую закупку вряд ли. Вы хотите сдавать её инвесторам в аренду? Допустим. Но неужели не нашлось более бюджетных вариантов автомобилей представительского класса? А автомобиль за 12,85 миллиона точно окупится? Или всё дело только в имидже? Но тогда слишком уж высокая цена за красивую обёртку.
И ещё, гендиректор Антон Тутов уверяет, что машина приобретается за собственные средства корпорации. Той самой корпорации, единственным акционером которой является Забайкальский край в лице департамента госимущества и земельных отношений региона (что следует из Устава организации). Корпорации, чистый убыток которой на конец 2021 года составляет 8,6 миллиона рублей (по данным системы «Контур.Фокус»).