В 2021 году исполнилось 170 лет со времени образования Забайкальского казачьего войска (ЗКВ) и Забайкальской области с центром в Чите. Первое было создано по императорскому указу 17 марта 1851 года. Вторая образована указом правительствующего сената, утверждённого императором, 17 июля того же года. Оба решения сыграли огромную роль в развитии Забайкалья и Читы.
И хотя календарный год, когда отмечались эти юбилеи, сам ушёл в историю, до июля 2022 года будет продолжена серия материалов про военных губернаторов (они же были наказными атаманами ЗКВ) Забайкальской области, а также про генерал-губернаторов Приамурских и Иркутских, которым в разные периоды подчинялись наши губернаторы.
16-м военным губернатором сменившем на этом посту Михаила Исаевича Эбелова стал Владимир Иванович Марков, ставший своего рода рекордсменом по краткости пребывания в этой должности до революционных потрясений 1917 года.
Из купцов в аристократы
Почему отправленного на более низкую должность Михаила Эбелова в июне 1909 года сменил делающий стремительную карьеру Владимир Марков, неизвестно. Так же, как и то, кто же из императорского окружения двигал этого выходца из купеческой среды.
Родился Владимир 26 июля 1859 года. Был женат на дочери петербургского почётного гражданина Вере Васильевне Поповой, детей не имел. Сразу стоит отметить один важный факт его биографии – он с юности был связан с Финляндией, или Великим княжеством Финляндским, как она именовалась в тот период, когда входила в состав Российской империи. Здесь в городке Фридрихсгаме он и появился на свет. Блестяще окончил Финляндский кадетский корпус, «имя его как получившего по всем предметам наибольший средний балл и по поведению... с разрешения Главного управления военно-учебных заведений помещено на светло-мраморную доску корпуса».
И 8 августа 1879 года поступил на военную службу. С 1881 года Марков – прапорщик лейб-гвардии Литовского полка. С 1884 года – подпоручик гвардии, с 1885 года – поручик.
В 1885 году поступил в ту самую Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончили многие забайкальские губернаторы. Её он закончил с отличием и в 1884 году был зачислен приказом в Московский военный округ. Начинал с должности старшего адъютанта штаба 1-й гренадерской дивизии.
Для получения должности в Генеральном штабе ему, как и всякому кандидату для работы в Генштабе, нужно было один год послужить командиром роты. И с 1 октября 1889 года по 1 октября 1890 года он командовал ротой во 2-м гренадерском Ростовском полку. И ни дня больше. Похоже, что уже в то время его кто-то стал вести на самый верх армии и империи. И в 1890-е он служит в Генеральном штабе, год за годом получая всё более высокие должности. В 1896 году становится, как указано за отличие, полковником.
Ещё одна интересная деталь его биографии – в 1899 году Владимир Марков был назначен помощником главного редактора журнала «Военный сборник» и газеты «Русский инвалид». А с 1899 по 1903 год, то есть по сути дела до начала Русско-японской войны 1904–1905 годов, исполнял обязанности главного редактора этих изданий, безусловно, заведя в это время связи в высших кругах.
В 1903 году В.И. Марков, ни дня не бывший ни на каком фронте, был произведён в чин генерал-майора и продолжил службу начальником мобилизационного отдела Генерального штаба. На этом месте он пробыл всю войну и ещё какое-то время после. В эти годы он стал частью высшей аристократии столицы.
В начале 1909 года его штабная служба перешла в новое качество, Марков получил назначение на должность начальника штаба 17-го армейского корпуса, штаб которого в тот момент располагался в Рязани. И на этом месте он пробыл всего несколько месяцев, после чего был направлен в Читу. Что и говорить – блестящая карьера для купеческого сына. Это был прямо-таки подарок к его 50-летию.
Попутешествовал по «краю каторги и ссылки»
«К губернаторским делам приступил, объезжая область. Маршрут его первой командировки включал такие важные для области населённые пункты, как Нерчинск, Куэнга, Бушулей, Сретенск. В сентябре ездил в Маккавеево, Дарасун, Усть-Илю, Акшу, Агинский дацан и другие места. Знакомясь с положением дел в области, интересовался отдельно вопросами переселенческой политики. О каких-либо реальных делах В.И. Маркова в Забайкальской области, — справедливо заметила Т.А. Константинова, — рассказать сложно, потому что он очень быстро получил новое назначение».
Ему повезло и в том, что это был достаточно спокойный год. Первая русская революция отбушевала. Её «горькое послевкусие» тоже вроде бы осталось в прошлом. Даже Чита в то время начала динамично развиваться.
В 1909 году, как отмечалось в библиографическом указателе «Чите-125», подготовленном работниками краеведческого сектора библиотеки им. А.С. Пушкина и изданном в 1976 году, в Чите была открыта больница Красного Креста, было начато строительство здания городского театра, открыты пять городских приходских училищ, возведены несколько каменных зданий, в том числе и один из корпусов городской больницы.
Не без участия Маркова, который одновременно являлся наказным атаманом Забайкальского казачьего войска, в августе 1909 года Иркутскому генерал-губернатору, которому теперь подчинялась Забайкальская область, Андрею Николаевичу Селиванову было «пожаловано» звание «Почётного старика Сретенской станицы Забайкальского казачьего войска».
Прощаясь с забайкальцами 20 ноября 1909 года, В.И. Марков сказал: «Высочайшим указом 31 октября я назначен сенатором и вице-губернатором хозяйственного департамента Императорского финляндского сената».
Заговорщик
Из Читы В.И. Марков выехал к новому месту службы в декабре 1909 года. И вскоре он уже в звании генерал-лейтенанта (именно это звание он смог получить, побыв некоторое время военным губернатором) занял пост министра – государственного секретаря по делам Великого княжества Финляндского, став одновременно членом Сената.
А в российском центральном аппарате ближайшим советником императора по вопросам управления Финляндией был именно этот министр, который лично докладывал Николаю II о ситуации в соседней с Санкт-Петербургом территории. И что удивительно – во времена «министерской чехарды», наступившей в годы Первой мировой войны, на пост, занятый Владимиром Ивановичем Марковым, никто не покушался, так он в этой должности и прослужил до февраля 1917 года, «прозевав» всю подготовительную к отделению от России работу местных националистов.
Вероятно, он был среди заговорщиков из верхушки правящей династии, заточенной на отставку императора Николая II и не предполагавших, что это может в конечном счёте вызвать. За что многие из заговорщиков вскоре поплатились. В том числе и Владимир Марков, так блестяще делавший карьеру.
После Февральской революции его не только сняли с должности, но как чиновника, ближайшего к императорскому окружению, арестовали. Но через некоторое время освободили. Почему он после этого не уехал в ту же Финляндию, пока неизвестно. И после Октябрьской революции 1917 года его вновь арестовали. В петроградской тюрьме он и умер в августе 1919 года, поставив печальную точку в своей казавшейся такой блестящей карьере.