Госконтракты, казалось бы, сфера, которая строго регулируется и контролируется законом. На деле закон можно обойти. На примере Забайкалья мы рассмотрим схему получения недостроенными объектами документов о готовности. И то, как повязаны и зависят друг от друга заказчик, застройщик, контролирующее министерство, Госинспекция и администрация муниципалитета.
Инновационную школу в Каштаке решили построить не только с нарушениями антимонопольного законодательства, но и в невероятно сжатые сроки — за 8 месяцев. 23 декабря правительство Забайкалья объявило, что все строительные работы завершены и приняты министром просвещения России Сергеем Кравцовым и губернатором Забайкалья Александром Осиповым. Министр принял школу по видеосвязи, поздравил чиновников и концессионера с большим успехом. Мы показали, как в действительности выглядит недостроенная школа. При этом школе выдали заключение о соответствии (ЗОС) и акты ввода, однако позже документы отозвали.
Как должно быть по закону
Процедура сдачи объекта в эксплуатацию по российским законам происходит так:
1. Застройщик делает проект, получает разрешение на строительство (РНС), строит объект.
2. Замеряет, что у него получилось по площадям, по характеристикам и так далее.
3. Идет в Госинспекцию, говорит: «Мы построили объект. Вот проект, а вон там объект — проверяйте».
4. Госинспекция проверяет построенный объект и сверяет его с проектом. На основе проекта решает, выдавать или не выдавать ЗОС — заключение о соответствии построенного объекта проектной документации.
5. На основании ЗОСа (и еще пакета документов) администрация города/района выдает акт ввода в эксплуатацию. ЗОС — это необходимый документ, без которого акта ввода просто не может быть.
Нужно понимать, если застройщик отклонился от проекта, это не конец света. Закон позволяет уже после строительства внести изменения в проект: нужно заново пройти экспертизу, на основании этого внести изменения в разрешение на строительство, а потом с новыми данными и со всеми документами прийти в Госинспекцию. Большая часть застройщиков так или иначе немного корректируют документы перед вводом под фактические данные, это нормально и законно. Главное — построить.
Как закон обходят те, кто срывает сроки строительства?
Все ЗОСы, которые так нужны застройщикам, Госинспекция заносит в специальный журнал: выдал бумажный документ, вписал дату выдачи и номер в журнал. Я предполагаю, что на деле Госинспекция хитрит и не выдает реальный печатный документ, а просто вписывает в журнал номер ЗОС. Называет его администрации города/района, и на основе этого номера чиновник в администрации выдает акт ввода в эксплуатацию, вносит все данные в свои реестры. А бумажное ЗОС застройщик получает только когда всё достроит. Может, через неделю, а, может, через несколько месяцев.
То есть ЗОС как бы есть, но по факту нет. В каком случае Госинспекции идет на такой риск, я подозреваю, зависит от конкретного объекта, конкретного застройщика. Во многом решает уровень готовности объекта (если готово 99%, то риск минимален). Но иногда есть и другие влияющие на ситуацию моменты. В Забайкалье это, конечно, концессионер, с которым Госинспекция имеет дело.
Что произошло в Забайкалье
В 2021 году в Чите неожиданно появился новый концессионер — «Школа Будущего» во главе со Станиславом Неверовым — и со странной концессионной инициативой, изначально вызывавшей массу вопросов. Когда все претенденты на госконтракт были отодвинуты в сторону, у компании оставался год на стройку большой школы, а так как строить они начали в марте, то и вовсе восемь месяцев. О строительстве школы отчитались министру просвещения России Сергею Кравцову, однако по факту школа была в состоянии бетонной коробки с несколькими парадными классами, которые можно показать для отчета.
Глава комитета градостроительной политики Читы Александр Зудилов заявил, что у объекта есть ЗОС, и выдал школе акт ввода. После шумихи в СМИ он отозвал акт, сказав, что концессионер не донес весь пакет документов, который должен был предоставить изначально. При этом источники «Чита.Ру» сообщают, что не хватало школе именно печатного ЗОСа. Вот так и получается, что ЗОС вроде есть, а вроде и нет. А Госинспекция, которая несколько недель не могла ответить журналистам, было ЗОС или не было, в итоге выдала свой вердикт: школа готова, но ЗОС Госинспекция не выдавала.
В ответ на мое заявление в прокуратуру края с требованием проверить школу в Каштаке на готовность и разобраться с документами было возбуждено дело об административном правонарушении на чиновника городской администрации Зудилова, который по факту не обязан ездить и проверять школу лично. При этом все остальные пока остаются безнаказанными. Концессионера не наказывает (разрывает контракт или штрафует) Минстрой Забайкалья, который должен был проверять стройку и курировать ее. Госинспекцию не наказывает пока ни прокуратура, ни следком.
Причина, по которой подставилась вся цепочка чиновников и госструктур Забайкалья, по моему мнению, лежит в привилегированном концессионере. Привилегированный он потому, что в тот момент, когда концессионер Станислав Неверов в лице «Школы Будущего» срывал один госконтракт, он попутно подписывал госконтракты на стройку еще восьми школ и четырех детсадов в Забайкалье, а также газификацию Читы. Доказывать, что бизнесмен показал себя ненадежным, чиновникам невыгодно — они уже отдали (и отдадут) им полцарства — не меньше 30 миллиардов рублей из федерального и регионального бюджетов.